г. Казань |
|
20 ноября 2012 г. |
Дело N А55-23764/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца - Стояновой О.А. (доверенность от 10.01.2012 б/н),
ответчика - Камардиной С.И. (председатель, протокол от 10.11.2011 N 7), Магницкой О.Н. (доверенность от 17.10.2012 б/н),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Мечта"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.05.2012 (судья Пономаревой О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Морозов В.А., Туркин К.К.)
по делу N А55-23764/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепловые системы" (ОГРН 1084716001842) к товариществу собственников жилья "Мечта" (ОГРН 1086382004829) о взыскании 1 044 475,44 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тепловые системы" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к товариществу собственников жилья "Мечта" (далее - ТСЖ, ответчик) о взыскании задолженности по договору на поставку тепловой энергии на отопление и горячую воду (ГВС) от 01.08.2010 N 96/ЮЛ за период с 01.08.2010 по 30.09.2011 в сумме 1 044 475,44 руб., с учетом принятого судом уточнения исковых требований (т. 2, л.д. 45-47).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.05.2012, оставленным без изменений постановлением от 31.07.2012, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, он не имеет задолженности перед истцом, поскольку в предъявленных истцом счетах-фактурах завышены объемы потребленной горячей воды.
Общество возражает против удовлетворения кассационной жалобы, считает вынесенные по делу судебные акты законными и обоснованными по основаниям, изложенным в своих возражениях на кассационную жалобу.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражениях на нее, заслушав представителей сторон в судебном заседании, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что между обществом и ТСЖ (абонент) заключен договор на поставку тепловой энергии на отопление и горячую воду (ГВС) от 01.08.2010 N 96/ЮЛ (далее - договор) по условиям которого общество обязалось отпустить (поставить) через присоединенную теплосеть абоненту в период с 01.08.2010 по 31.12.2010 по установленному прибору учета тепловую энергию на отопление и горячую воду (ГВС), а абонент обязался принять и своевременно оплатить тепловую энергию (т. 2, л.д. 49-53, 76-81).
Пунктом 3.3.3 договора предусмотрено, что расчеты за фактически полученную тепловую энергию на отопление и горячую воду (ГВС) производятся абонентом путем перечисления денежных средств на расчетный счет общества или внесением наличными в кассу общества до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 23.07.2010 N 28 установлен тариф на тепловую энергию для потребителей истца на период с 01.08.2010 по 31.12.2010 в размере в сумме 1008 руб. за Гкал, без налога на добавленную стоимость 18%, что соответствует условиям пункта 3.1 договора.
Постановлением мэра городского округа Жигулевск от 23.07.2010 N 1598 установлен тариф на услуги горячего водоснабжения для потребителей истца на период с 23.08.2010 по 31.12.2010 в сумме 77,34 руб. за 1 куб. м, с учетом налога на добавленную стоимость.
Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 12.11.2010 N 54 установлен тариф на тепловую энергию для потребителей истца на период с 01.01.2011 по 31.12.2011 в размере 1157 руб. за Гкал, без налога на добавленную стоимость.
Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 30.11.2010 N 64 установлен тариф на услуги горячего водоснабжения для потребителей истца на период с 01.01.2011 по 31.12.2011 в размере 75,04 руб. за 1 куб. м без налога на добавленную стоимость (далее - Приказ N 64).
Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 14.10.2011 N 14 в Приказ N 64 внесены изменения, тариф на услуги горячего водоснабжения для потребителей истца установлен в размере 75,04 руб. за 1 куб. м без налога на добавленную стоимость и 88,05 руб. с налогом на добавленную стоимость.
В жилом доме ТСЖ установлены приборы учета тепловой энергии отдельно на отопление (в Гкал) и горячее водоснабжение (в куб. м). Обслуживает установленные приборы учета общество с ограниченной ответственностью "ВзлетТеплоСервис".
Согласно справке общества с ограниченной ответственностью "ВзлетТеплоСервис" приборы учета на доме ответчика в октябре-ноябре 2010 года находились в отключенном состоянии в связи с проведением капитального ремонта инженерных сетей.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно абзацу 2 пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
Таким образом, действующее нормативное регулирование спорных правоотношений допускает учет потребления коммунальных услуг одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг и тарифа на соответствующий вид коммунальных ресурсов.
Судами установлено, что расчет стоимости поставленной энергии производен истцом за период с августа по сентябрь 2010 года, с декабря 2010 года по сентябрь 2011 года по показаниям прибора, с октября по ноябрь 2010 года - по нормативам потребления, что соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам N 307 и утвержденным тарифам.
Тариф на услуги горячего водоснабжения для потребителей истца, установленный Приказом N 64 на период с 01.01.2011 по 31.12.2011, не мог использоваться при расчете стоимости поставленной энергии, поскольку в примечании приложения N 1 к Приказу N 64 указано, что данный тариф на горячую воду не распространяется на потребителей горячей воды при наличии у них приборов учета тепловой энергии (теплосчетчиков), содержащейся в горячей воде (расчеты в данном случае осуществляются исходя из показаний, установленных прибором учета).
Ответчик полагает, что выводы оспариваемых судебных актов противоречат правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.02.2011 N 12845/10, согласно которой при расчетах исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией за горячее водоснабжение не может применяться тариф на тепловую энергию в гигакалориях, а подлежит применению тариф за кубический метр. Указанные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку из судебных актов не следует, что общество в спорный период осуществляло непосредственно производство горячей воды с использованием системы централизованного горячего водоснабжения, при котором в силу правовой позиции, изложенной в названном постановлении, применяется указанная им методика расчета размера платы за горячее водоснабжение.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательств оплаты поставленных ресурсов в полном объеме ответчиком представлено не было, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу, что требования истца о взыскании задолженности правомерно удовлетворены судами предыдущих инстанций.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.05.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 по делу N А55-23764/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что расчет стоимости поставленной энергии производен истцом за период с августа по сентябрь 2010 года, с декабря 2010 года по сентябрь 2011 года по показаниям прибора, с октября по ноябрь 2010 года - по нормативам потребления, что соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам N 307 и утвержденным тарифам.
...
Ответчик полагает, что выводы оспариваемых судебных актов противоречат правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.02.2011 N 12845/10, согласно которой при расчетах исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией за горячее водоснабжение не может применяться тариф на тепловую энергию в гигакалориях, а подлежит применению тариф за кубический метр. Указанные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку из судебных актов не следует, что общество в спорный период осуществляло непосредственно производство горячей воды с использованием системы централизованного горячего водоснабжения, при котором в силу правовой позиции, изложенной в названном постановлении, применяется указанная им методика расчета размера платы за горячее водоснабжение."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 ноября 2012 г. N Ф06-8597/12 по делу N А55-23764/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-831/13
18.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-831/13
22.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-831/13
20.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8597/12
25.10.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-23764/11
31.07.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7847/12
24.05.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23764/11