г. Казань |
|
05 декабря 2012 г. |
Дело N А06-2139/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
при участии представителя:
заявителя - Дормидонова С.В. (по доверенности от 23.11.2012, б/н)
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.09.2012 (председательствующий судья Блажнов Д.Н., судьи Сорокин Н.А., Мирекина Е.И.)
по делу N А06-2139/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Исаева Ахмеда Ильясовича к администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области о признании недействующим постановления от 26.04.2010 N 352, которым утверждены "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе на земельные участки, в отношении которых юридическими лицами переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды", в части раздела "Земельные участки из земель населенных пунктов", пункта 5.1 на земельные участки, предоставленные под объекты торговли, общественного питания с базовой ставкой арендной платы в размере 85%, как не соответствующее требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и нарушающее права и законные интересы арендатора - Исаева Ахмеда Ильясовича, с участием заинтересованного лица - администрации муниципального образования "Солянский сельсовет",
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратился индивидуальный предприниматель Исаев Ахмед Ильясович (далее - предприниматель, Исаев А.И.) к администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области (далее - администрация) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействующим постановления от 26.04.2010 N 352, которым утверждены "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе на земельные участки, в отношении которых юридическими лицами переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды", в части раздела "Земельные участки из земель населенных пунктов", пункта 5.1 на земельные участки, предоставленные под объекты торговли, общественного питания с базовой ставкой арендной платы в размере 85%, как не соответствующее требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и нарушающее права и законные интересы арендатора - Исаева А.И.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 04.06.2012 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования "Солянский сельсовет".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 03.09.2012 требования предпринимателя удовлетворены, постановление администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области от 26.04.2010 N 352, в части утверждения пункта 5.1 раздела "Земельные участки из состава земель населенных пунктов" "Базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе за земельные участки, в отношении которых юридическими лицами переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды", недействующим, как несоответствующее Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Считая решение суда первой инстанции необоснованным, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.09.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт о признании оспариваемого положения нормативного правового акта администрации соответствующим иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При проверке законности и обоснованности судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ установлено следующее.
Между администрацией Солянского сельсовета и предпринимателем был подписан договор аренды земель несельскохозяйственного назначения от 05.01.2004 N 87, согласно пункту 1.1 которого Исаев А.И. принимает от администрации Солянского сельсовета в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 30:08:11 01 09:0027 из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения площадью 45 420 кв. м., расположенный по адресу: Астраханская область, Наримановский район, с. Солянка, ул. Оптовая, 1 "а".
Постановлением главы муниципального образования "Солянский сельсовет" от 13.07.2005 N 171 фактически было уточнено, что вышеназванный земельный участок относится к землям поселений, кроме того, в данном постановлении указано, что земельный участок предоставлен для эксплуатации объектов недвижимости (жилой дом, кафе, бойня, торговые павильоны, склад, навес).
Судом первой инстанции установлено, что между сторонами вышеназванного договора аренды сложились, и до настоящего времени существуют, арендные отношения по эксплуатации предпринимателем земельного участка под объектами торговли, общественного питания, арендная плата по которому рассчитывалась исходя из ставок такой платы для земель населенных пунктов.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации от 26.04.2010 N 352 утверждены "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе за земельные участки, в отношении которых юридическими лицами переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды", пунктом 5.1 раздела "Земельные участки из состава земель населенных пунктов" в отношении земельных участков под объектами торговли, общественного питания установлена базовая ставка арендной платы в размере 85%.
Считая названную базовую ставку арендной платы экономически необоснованной, предприниматель обратился в Арбитражный суд Астраханской области с данным заявлением
Удовлетворяя требования предпринимателя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Обжалуемое заявителем постановление является нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 определены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, одним из которых является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 N 13-П указано, что нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно.
Суд первой инстанции указал, что в материалы дела администрацией первичные документы, послужившие основанием для расчета оспариваемой по делу базовой ставки арендной платы, не представлены. Никакими другими документами обоснованность принятия оспариваемой базовой ставки арендной платы администрацией не подтверждается.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что принятие администрацией оспариваемого положения нарушает статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которой установлен запрет органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам. Суд обоснованно указал, что органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.
Таким образом, исследовав представленные доказательства, дав им надлежащую оценку, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что установленная администрацией оспариваемая базовая ставка арендной платы является экономически необоснованной, следовательно, оспариваемое по делу положение нормативного правового акта является противоречащим Закону "О защите конкуренции".
Доводы, изложенные в кассационной жалобе администрации, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.09.2012 по делу N А06-2139/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции указал, что в материалы дела администрацией первичные документы, послужившие основанием для расчета оспариваемой по делу базовой ставки арендной платы, не представлены. Никакими другими документами обоснованность принятия оспариваемой базовой ставки арендной платы администрацией не подтверждается.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что принятие администрацией оспариваемого положения нарушает статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которой установлен запрет органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам. Суд обоснованно указал, что органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.
Таким образом, исследовав представленные доказательства, дав им надлежащую оценку, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что установленная администрацией оспариваемая базовая ставка арендной платы является экономически необоснованной, следовательно, оспариваемое по делу положение нормативного правового акта является противоречащим Закону "О защите конкуренции"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 декабря 2012 г. N Ф06-9101/12 по делу N А06-2139/2012