г. Казань |
|
04 декабря 2012 г. |
Дело N А06-3790/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Гильмановой Э.Г.,
при участии:
ответчика - Ермилова А.Н. (доверенность от 22.11.2012),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Пальмира" при администрации муниципального образования "Рабочий поселок Ильинка"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.08.2012 (председательствующий судья Мирекина Е.И., судьи Блажнов Д.Н., Бочарников Г.Н.)
по делу N А06-3790/2012
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Пальмира" при администрации муниципального образования "Рабочий поселок Ильинка" к Службе по тарифам Астраханской области о признании недействующим постановления от 26.10.2011 N 148 "О тарифах на тепловую энергию МУП "Пальмира" (приложение 1) в части установления тарифа на тепловую энергию, обязании установить экономически обоснованный тариф на тепловую энергию в размере 1907, 66 руб. за 1 Гкал, с участием третьего лица: администрации муниципального образования "Рабочий поселок Ильинка" Икрянинского района Астраханской области,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Пальмира" (далее - МУП "Пальмира", предприятие) при администрации муниципального образования "Рабочий поселок Ильинка" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе по тарифам Астраханской области (далее - служба по тарифам, административный орган) с заявлением о признании недействующим постановления от 26.10.2011 N 148 "О тарифах на тепловую энергию муниципального унитарного предприятия "Пальмира" (приложение 1) в части установления тарифа на тепловую энергию и обязании установить экономически обоснованный тариф на тепловую энергию в размере 1907, 66 руб. за 1 Гкал.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 28.08.2012 заявленные требования МУП "Пальмира" оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель настаивает на своих доводах, полагая, что тариф на тепловую энергию является необоснованным; предлагаемые нормативы не обеспечивают компенсацию затрат заявителя.
Эти же доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 27.07.2010 N 190 "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования), Положением о службе по тарифам Астраханской области, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 06.04.2005 N 49-П (далее - Положение о службе по тарифам Астраханской области) пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Административный орган в отзыве возражает против доводов жалобы и просит оставить ее без удовлетворения.
Предприятием 20.11.2012 в адрес суда кассационной инстанции поступило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы на 29.11.2012, либо 30.11.2012 путем использования систем видео-конференц-связи.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для его удовлетворения, поскольку в силу статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), информация о принятии искового заявления или заявления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены, поэтому дело рассмотрено в отсутствии предприятия и администрации муниципального образования "Рабочий поселок Ильинка" Икрянинского района Астраханской области.
Приказом службы по тарифам от 20.07.2011 N 29 на основании заявления МУП "Пальмира" на установление тарифов на тепловую энергию на периоды регулирования 2011 год и 2012 год с календарной разбивкой открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию. По представленным материалам проведена экспертиза.
Постановлением административного органа от 26.10.2011 N 148 "О тарифах на тепловую энергию МУП "Пальмира" предприятию установлен тариф на тепловую энергию в размере 712, 10 руб. за 1 Гкал.
Полагая, что данное постановление нарушает права предприятия, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определение полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, урегулированы нормами Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Основные принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов в сфере теплоснабжения определены в статье 7 Закона о теплоснабжении.
В соответствии с данной статьей государственное регулирование тарифов на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов.
В соответствии с Положением о службе по тарифам Астраханской области, служба по тарифам является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), регулирование которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, контроль за применением регулируемых ею и Правительством Астраханской области цен (тарифом), следовательно оспариваемое постановление принято компетентным органом.
В соответствии со статьей 9 Закона о теплоснабжении и пунктом 15 Основ ценообразования при регулировании тарифов по усмотрению регулирующего органа, применяются: метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
В процессе регулирования тарифов в сфере теплоснабжения может использоваться один из перечисленных методов регулирования.
Службой по тарифам был выбран метод экономически обоснованных расходов (затрат).
В соответствии с подпунктами 6, 8 пункта 10 Правил государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в регулирующий орган расчет полезного отпуска тепловой энергии, расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2, утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания).
На основании пункта 19 Методических указаний при установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В соответствии с пунктами 72, 72.1 Методических указаний при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям тепловой энергии (мощности), учитываются расходы энергосберегающей организации на производство (приобретение) и передачу тепловой энергии (мощности), а также расходы на сбыт тепловой энергии (мощности) потребителям.
Судом установлено, что в пакете документов для формирования тарифа на тепловую энергию на 2012 год заявитель представил только расчеты отпуска тепловой энергии без приложения экономического обоснования исходных данных.
В соответствии с пунктом 16 Правил государственного регулирования регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.
Судом установлено, что в ходе проведения экспертизы материалов, обосновывающих величину тарифов на тепловую энергию для МУП "Пальмира" по статье затрат предприятием планировались расходы на ремонт основных средств по статье "Работы и услуги производственного характера" расходы на ремонт основных средств подрядным способом на 2011 год - 442 600 руб., на 2012 год - 442 600 руб. По статье "Вспомогательные материалы" расходы на ремонт основных средств не заявлены.
В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразовании расходы на приобретение сырья и материалов, используемых для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 36 данного документа и нормативами расходов, которые утверждаются соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией "Росатом".
На основании пункта 19 Методических указаний при установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Экспертной группой на основании пунктов 25, 26 Основ ценообразования отклонены расходы на ремонт основных средств подрядным способом на 2011 - 2012 года, поскольку документально не подтверждены. При таких обстоятельствах суд обоснованно указал, что при обращении в службу заявителем не было представлено надлежащих документов, обосновывающих объемы тепловой энергии и величины тепловых нагрузок потребителей.
Судом установлено, что экспертная группа административного органа выполнила расчеты тарифов в соответствии с требованиями Методических указаний с учетом экономически обоснованных расходов и величины дохода, необходимого для эффективного функционирования организации, осуществляющей регулируемую деятельность. Расчетный объем выработки тепловой энергии определен исходя из средневзвешенной величины использования установленной мощности котлов при загрузке в 75 % от проектно-возможной выработки котельных установок МУП "Пальмира", согласно техническим характеристикам установленного котельного оборудования.
Средний одноставочный тариф на 2011 и 2012 год в соответствии с оспариваемым приказом составил 712, 10 руб. Предприятие, в порядке, установленном Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 N 674, в службу с заявлением о разногласиях не обращался.
Отказывая в удовлетворении заявленных требованиях, суд учел, что в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями регулирующие органы обязаны принять меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Кроме того, заявитель не обосновал нарушение оспариваемым нормативным правовым актом своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции считает, что при вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, основания для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.08.2012 по делу N А06-3790/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Пальмира" при администрации муниципального образования "Рабочий поселок Ильинка" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктами 6, 8 пункта 10 Правил государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в регулирующий орган расчет полезного отпуска тепловой энергии, расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2, утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания).
...
Средний одноставочный тариф на 2011 и 2012 год в соответствии с оспариваемым приказом составил 712, 10 руб. Предприятие, в порядке, установленном Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 N 674, в службу с заявлением о разногласиях не обращался."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 декабря 2012 г. N Ф06-8877/12 по делу N А06-3790/2012