г. Казань |
|
22 ноября 2012 г. |
Дело N А55-2958/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Егоровой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Коноваловой Н.В., доверенность от 23.01.2012, ордер от 20.11.2012,
ответчика - Новикова А.П., доверенность от 29.12.2011 N 02-11/12682,
третьего лица - Косарева А.А., доверенность от 10.08.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2012 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Захарова Е.И.)
по делу N А55-2958/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Росскат", г. Нефтегорск Самарская область (ИНН 6377000767, ОГРН 1026303857029) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Самарской области о признании частично недействительным решений,
третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Росскат" (далее - ОАО "Росскат", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 25.10.2011 N 10-28/52 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по начислению недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), соответствующих пени и штрафов по оспариваемым эпизодам (недоимки по НДС в размере 93 663 941 рублей (93 761 834 - 97 893; пени за несвоевременную уплату НДС в размере 6 067 512 рублей; штраф за неуплату НДС по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 17 805 218 рублей (17 816 418 - 11 200)); о признании недействительным требования N 2 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 23.01.2012, выставленное инспекцией по решению камеральной налоговой проверки от 25.10.2011 N 10-28/52 в части начисления недоимки по НДС в размере 93 663 941 рублей, пени за несвоевременную уплату НДС в размере 6 067 512 рублей и штраф за неуплату НДС по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 17 805 218 рублей; о признании недействительным решения инспекции от 25.10.2011 N 10-28/7 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению в размере 146 989 274 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012, заявленные требования удовлетворены.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и дополнения к кассационной жалобе, отзыва к ней, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации N 5 по НДС, представленной ОАО "Росскат" в инспекцию за 4 квартал 2010 года.
По результатам данной проверки 15.09.2011 налоговым органом составлен акт N 65 и 25.10.2011 приняты следующие решения:
1. N 10-28/52 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО "Росскат", в соответствии с которым общество привлечено к ответственности в виде штрафа по статье 122 НК РФ в размере 17 835 994 руб., начислены пени за несвоевременную уплату НДС по сроку 25.10.2011 в размере 6 067 512 рублей, начислен НДС в размере 93 761 834 рублей.
2. N 10-28/7 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, в соответствии с которым признано обоснованным применение налоговой ставки 0 процентов по НДС по операции реализации товаров (работ, услуг) в размере80 198 271 рубля и признано необоснованным применение налоговых вычетов по НДС в размере146 989 274 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 17.01.2012 N 03-15/00762 решение налогового органа N 10-28/52 было частично изменено в части уменьшения суммы доначисленного НДС на 97 893 руб.
Остальные доводы ОАО "Росскат", изложенные в возражении на акт проверки и в апелляционной жалобе, отклонены.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
По пункту 1 мотивировочной части решения от 25.10.2011 N 10-28/52 (стр. 4 решения).
По результатам проверки налоговым органом сделан вывод о неправомерном принятии ОАО "Росскат" к вычету суммы НДС, исчисленной при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления по счету-фактуре от 31.12.2010 N 4433, исправленному путем замены с указанием тех же реквизитов, где сумма НДС уменьшена на 41 603 рубля и составила 965 343 рубля.
Налоговый орган, отразив данное обстоятельство в акте N 65 камеральной налоговой проверки от 15.09.2011 и в решении от 25.10.2011 N 10-28/52, отказал в возмещении НДС по уточненной налоговой декларации N 5 за 4 квартал 2010 года в размере 945 667 рублей.
По мнению налогового органа, не допускается исправление указанного счета-фактуры путем замены с указанием тех же реквизитов, поскольку статья 169 НК РФ не содержит положений, регулирующих порядок внесения исправлений в счета-фактуры, поэтому исправления счета-фактуры могут быть приняты налоговым органом, лишь в случае соответствия исправлений пункт 29 Правил ведения учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила).
В пункте 29 данных Правил указано, что исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Положений о возможности замены счета-фактуры, оформленного с нарушениями, НК РФ и постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 не содержат.
Судебные инстанции правомерно не согласились с доводами налогового органа.
Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
Заявителем в ходе камеральной проверки был представлен исправленный счет-фактура, т.е. установленные законом условия для применения налогового вычета налогоплательщиком соблюдены, поскольку положения главы 21 НК РФ не содержат запрета на внесение изменений в неправильно оформленный счет-фактуру или замену такого счета-фактуры на документ, оформленный в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, вывод инспекции о неправомерности возмещения заявителем в 4 квартале 2010 года НДС в размере945 667 рублей по исправленному счету-фактуре противоречит статьям 169, 171-173 НК РФ.
По пункту 2 мотивировочной части решения от 25.10.2011 N 10-28/52 (стр. 5 решения).
Из оспариваемого решения налогового органа следует, что основанием для доначисления НДС послужил вывод о неправомерном применении ОАО "Росскат" налогового вычета по счетам-фактурам, представленным для подтверждения вычетов по суммам налога, исчисленным с сумм оплаты, частичной оплаты (авансов), подлежащих вычету с даты отгрузки соответствующих товаров по следующим контрагентам (покупателям): обществу с ограниченной ответственностью "Промсервис", обществу с ограниченной ответственностью "Технотекс", обществу с ограниченной ответственностью "Волга", обществу с ограниченной ответственностью "Рыбинсккабель", обществу с ограниченной ответственностью "Промкабель", закрытому акционерному обществу "Сибэлком", закрытому акционерному обществу "Электротехпром", открытому акционерному обществу "КЗАЭ", обществу с ограниченной ответственностью "Архангельская сырьевая компания", обществу с ограниченной ответственностью "Виплайн", обществу с ограниченной ответственностью "ВолгаКабель- ЦветМет", обществу с ограниченной ответственностью "МеталлПромСнаб", закрытому акционерному обществу "Уралкабель", обществу с ограниченной ответственностью "Диарост", обществу с ограниченной ответственностью "Трансмагистралькомплект", обществу с ограниченной ответственностью "Индустрия", обществу с ограниченной ответственностью КЗЭ "ДимАл", обществу с ограниченной ответственностью НПК "Энергия", обществу с ограниченной ответственностью "Паритет", обществу с ограниченной ответственностью ПКФ "КИТ-П 2000", обществу с ограниченной ответственностью "ЭТК "Содействие", обществу с ограниченной ответственностью "Техпромкомплект", обществу с ограниченной ответственностью "Техпромкомплект+", обществу с ограниченной ответственностью ТД "Севкабель-Серанск", закрытому акционерному обществу "Алмет", обществу с ограниченной ответственностью "Гальво Тех", обществу с ограниченной ответственностью "ВЦМ", обществу с ограниченной ответственностью ПФК "Желдорпром", обществу с ограниченной ответственностью "Корунд", обществу с ограниченной ответственностью "Энерготех", обществу с ограниченной ответственностью ФЗК "Семья", обществу с ограниченной ответственностью "Экцилер", обществу с ограниченной ответственностью "РОССКАТ-Сырье", обществу с ограниченной ответственностью "ФПГ-Нефтепромхим", закрытому акционерному обществу "Полимет", закрытому акционерному обществу "Томсккабель".
Налоговый орган указал, что счета-фактуры составлены продавцом - ОАО "Росскат" с нарушением подпункта 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ, поскольку в них не заполнена графа "к платежно-расчетному документу". Налоговый орган указал, что положения абзаца 2 пункта 2 статьи 169 НК РФ в данной ситуации не применимы, так как допущенные обществом нарушения подпункта 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ не позволяют налоговому органу идентифицировать счета-фактуры, составленные при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, со счетами-фактурами, выставленными при отгрузке данных товаров, и платежными поручениями.
В результате налоговый орган сделал вывод о том, что невозможно подтвердить суммы НДС, исчисленные с сумм оплаты, частичной оплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров, а потому, ссылаясь на пункт 3 статьи 168, пункты 2, 5, 5.1 и 6 статьи 169, подпункт 4 пункта 5 статьи 169, подпункт 3 пункта 5.1 статьи 169, пункт 1 и пункт 6 статьи 172, пункт 8 статьи 171 НК РФ, пункт 13 и пункт 18 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 и признав правомерными вычеты в размере404 076 рублей по счетам-фактурам, выставленным в адрес контрагентов (покупателей) - общества с ограниченной ответственностью ПКФ "Коллега", общества с ограниченной ответственностью "Промпродукт Урал" и общества с ограниченной ответственностью "Метмаш", налоговый орган признал неправомерным применение налоговых вычетов в размере146 349 790 рублей, на том основании, что инспекция не имеет возможности идентифицировать счета-фактуры на полученную предоплату со счетами-фактурами на отгрузку, а также с платежными поручениями.
Между тем, судами правильно отмечено, что следовало указать сумму в размере 145 945 714 рублей (146 349 790 - 404 076).
Судебные инстанции не согласились с доводами инспекции, поскольку налоговым органом не учтено следующее.
Абзацем 2 пункт 1 статьи 154 НК РФ установлено, что при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база по НДС определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом НДС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Соответственно, поставщик с полученной предоплаты в любом случае должен заплатить НДС. При этом налоговую базу также следует определять и на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) (пункт 14 статьи 167 НК РФ).
В тоже время с даты отгрузки соответствующих товаров (работ, услуг) исчисленный налог с сумм аванса подлежит вычету (пункт 8 статьи 171 и пункт 6 статьи 172 НК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров. Согласно пункту 6 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в пункте 8 статьи 171 НК РФ, производятся с даты отгрузки соответствующих товаров.
Следовательно, для получения вычета по НДС с сумм частичной оплаты предстоящих поставок, в соответствии с требованиями пункта 8 статьи 171 НК РФ, пункта 6 статьи 172 НК РФ, необходимы исчисление налога с поступившего в счет будущей поставки аванса и наступление даты отгрузки соответствующего товара.
В соответствии с указанными положениями, ОАО "Росскат" исчислил НДС со всех полученных авансов в счет предстоящих поставок, а в момент отгрузки воспользовался вычетом сумм НДС, что отражено в разделе 3 уточненной налоговой декларации по НДС N 5 за 4 квартал 2010 года: строка 120 и строка 220 соответственно.
Поскольку вычет заявлен продавцом (ОАО "Росскат") на основании собственных счетов-фактур, то положения пункта 1 статьи 172 НК РФ об обязательном наличии счетов-фактур и о соответствии этих счетов-фактур требованиям статьи 169 НК РФ в данном случае неприменимы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятии покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость" (далее - Закон N 318-ФЗ) пункт 2 статьи 169 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 статьи 169 НК РФ.
То есть, пункт 2 статьи 169 НК РФ прямо устанавливает правила содержания счета-фактуры, на основании которой вычет заявляет покупатель. Ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 318-ФЗ данный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 22.12.2009, N 5070), за исключением положений, для которых статья 4 Закона N 318-ФЗ установлен иной порядок вступления их в силу.
Пунктом 5 статьи 4 Закона N 318-ФЗ установлено, что положения пункта 2 статьи 169 НК РФ (в ред. Закона N 318-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2010.
Таким образом, судами обоснованно указано, что ошибка в строке 5 счета-фактуры, сама по себе, при указании номера платежно-расчетного документа в случае получения авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (в результате технической или иной ошибки), если при этом остальные требования, установленные для применения налоговых вычетов, соблюдены применительно к правоотношениям, возникшим после 01.01.2010, не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, учитывая положения пункта 2 статьи 169 НК РФ.
Учитывая, что проверяемый период в ОАО "Росскат" охватывает 4 квартал 2010 года, т.е. период после 01.01.2010, ошибка в строке 5 счета-фактуры при указании номера платежно-расчетного документа в случае получения авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (в результате технической ошибки), при условии, что остальные требования, установленные для применения налоговых вычетов, соблюдены, не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Материалами проверки подтверждается, что ОАО "Росскат" сопроводительным письмом от 22.08.2011 N 08-0746/Н, в ответ на сообщение от 11.08.2011 N 3668 о представлении пояснений о составлении счетов-фактур с нарушением требований подпункта 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ указало, что данная строка не заполнена ошибочно, в связи с чем ОАО "Росскат" представлена информация в виде таблицы (т. 22 л.д. 88-102) о соответствии платежных поручений, полученных в качестве авансовых платежей в счет предстоящих поставок, по счетам-фактурам, выставленным при реализации продукции.
Сведения из указанной таблицы использованы налоговым органом в акте проверки (стр. 12-16) для вывода о невозможности идентификации сумм предоплаты.
При этом суды отмечают, что налоговый орган не учел правовую позицию Министерства финансов Российской Федерации, изложенную в письме от 09.04.2009 N 03-07-11/103, в соответствии с которой статьей 169 НК РФ норма об отказе в вычете продавцу товаров НДС, уплаченного им по предварительной оплате (частичной оплате), на основании составленных им же счетов-фактур с нарушением порядка, установленного пунктом 5.1 статьи 169 НК РФ, не предусмотрена.
Следовательно, после отгрузки товаров поставщик имеет право принять к вычету исчисленные им суммы НДС по полученной от покупателей этих товаров предварительной оплате (частичной оплате), указанные в составленном им счете-фактуре.
О вышеуказанных обстоятельствах ОАО "Росскат" указало в своих возражениях на акт проверки, сославшись на абзац 2 пункта 2 статьи 169 НК РФ, письмо Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.2011 N 03-02-07/1-159. И указало на наличие у налогоплательщика документов, а именно: спецификаций, товарных накладных, аналитических данных бухгалтерского учета, на основании которых налоговому органу с целью идентификации продавца, покупателя товаров (работ, услуг) имущественных прав, была представлена информация в виде таблицы, с указанием номеров платежных поручений, счетов-фактур на полученные авансы, а так же счетов-фактур соответствующих отгрузке под полученные авансы. В счетах-фактурах, оформленных на полученные авансы, строка к платежно-расчетному документу заполнена, и она соответствует данным платежных поручений.
ОАО "Росскат" также указало, что авансовому счету-фактуре соответствуют платежные поручения, в которых отсутствует ссылка на то, что данный платеж является предоплатой по счету-фактуре, выписанному на аванс по некоторым контрагентам.
Налоговый орган, ссылаясь на невозможность идентифицировать платежи, предложил налогоплательщику представить счета-фактуры с исправлениями, касающиеся графы 5 "к платежно-расчетному документу". После чего, по мнению налогового органа, у налогоплательщика не будет препятствий для признания налогового вычета обоснованным по авансовым счетам-фактурам в 4 квартале 2010 года.
Обществом вместе с апелляционной жалобой в Управление были представлены исправленные счета-фактуры на сумму НДС 145 945 714 рублей, которые были отклонены налоговым органом, считающим, что вычет по таким счетам-фактурам может быть заявлен не ранее 3 квартала 2011 года.
Пункт 2 статьи 173 НК РФ предусматривает возможность возмещения налогоплательщиком сумм НДС при превышении налоговых вычетов, указанных в декларации, над суммами налога, исчисленными в связи с реализацией товаров (работ, услуг), в пределах установленного этим пунктом срока - трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Таким образом, вычет НДС производится в периоде совершения хозяйственной операции.
Последующее исправление счетов-фактур не влияет на правомерность отражения налогоплательщиком налоговых вычетов в том налоговом периоде, в котором выполнены установленные законом условия.
Аналогичная позиция выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2008 N 615/08, от 04.03.2008 N 14227/07 и др.
Материалами дела подтвержден и налоговым органом не оспаривается факт получения заявителем авансов от вышеназванных покупателей, факт последующей поставки обществом товаров данным контрагентам. Условия для получения вычета по НДС с авансов, полученных от указанных организаций, заявителем соблюдены. Поскольку фактически реализация товаров произошла в 4 квартале 2010 года, право на налоговый вычет у ОАО "Росскат" возникло именно в указанный период.
Следовательно, вывод инспекции о неправомерном применении заявителем налоговых вычетов по НДС в размере145 945 714 рублей по исправленным счетам-фактурам противоречит статьям 54, 169, 171-173 НК РФ.
Как следует из материалов проверки, одновременно с решением от 25.10.2011 N 10-28/52 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО "Росскат" по результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом 25.10.2011 вынесено решение N 10-28/7 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению.
Указанным решением по результатам камеральной налоговой проверки, проведенной в период с 01.06.2011 по 01.09.2011 налоговый орган установил:
1. применение налоговой ставки 0 процентов по НДС по операции реализации товаров (работ, услуг) в размере80 198 271 рубля обоснованно;
2. применение налоговых вычетов по НДС в размере146 989 274 рублей необоснованно, в связи с чем, налоговый орган отказал ОАО "Росскат" в возмещении НДС в размере53 227 440 рублей.
В решении об отказе в возмещении полностью суммы НДС указана ссылка на решение о привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое было вынесено с ним одновременно, в связи с чем, решение инспекции от 25.10.2011 N 10-28/7 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость является производным от решения от 25.10.2011 N 10-28/52.
Учитывая, что судами признаны не соответствующими закону основания для принятия решения от 25.10.2011 N 10-28/52 в оспариваемой части, заявленные требования в отношении решения инспекции от 25.10.2011 N 10-28/7 об отказе в возмещении НДС и требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа N 2 по состоянию на 23.01.2012 также правомерно удовлетворены.
Суд кассационной инстанции считает, что неправильное указание суммы, подлежащей к возмещению в размере 146 989 274 рублей, следует считать допущенной арифметической ошибкой, поскольку фактически оспариваемым решением налогового органа обществу было отказано в возмещении налога в размере 53 227 440 рублей.
При этом суд кассационной инстанции учитывает изложенное налоговым органом в дополнении к кассационной жалобе обстоятельство того, что налоговый орган 16.07.2012 на основании решения о возврате перечислил на расчетный счет общества спорную сумму 53 227 440 рублей.
Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 по делу N А55-2958/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат суммы налога после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
По мнению налогового органа, налогоплательщик не вправе принять к вычету НДС по счету-фактуре, исправленному путем замены с указанием тех же реквизитов. Ст. 169 НК РФ не допускает исправление счета-фактуры путем замены с указанием тех же реквизитов.
Суд с налоговым органом не согласился.
Согласно ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Установлено, что налогоплательщиком в ходе камеральной проверки был представлен исправленный счет-фактура. Таким образом, установленные законом условия для применения налогового вычета налогоплательщиком соблюдены. При этом положения гл. 21 НК РФ не содержат запрета на внесение изменений в неправильно оформленный счет-фактуру или замену такого счета-фактуры на документ, оформленный в соответствии с действующим законодательством.
В связи с этим суд признал несостоятельным вывод инспекции о неправомерности возмещения налогоплательщиком налога по исправленному счету-фактуре.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 ноября 2012 г. N Ф06-8136/12 по делу N А55-2958/2012
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8136/12
09.07.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6544/12
24.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2781/12
17.04.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-2958/12