г. Казань |
|
15 ноября 2012 г. |
Дело N А06-975/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф. В.,
судей Ананьева Р. В., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техническое предприятие "Эллинг"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.06.2012 (судья Морозова Т. Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 (председательствующий судья Камерилова В. А., судьи Антонова О. И., Лыткина О. В.)
по делу N А06-975/2012
по исковому заявлению администрации муниципального образования "Наримановский район", с. Солянка Наримановского района Астраханской области (ИНН 3015049100, ОГРН 1023000837100) к обществу с ограниченной ответственностью "Техническое предприятие "Эллинг", с. Солянка Наримановского района Астраханской области (ИНН 3015049100, ОГРН 1023000837100) о взыскании основного долга в размере 3 516 147 руб. 99 коп. по договору аренды земельного участка от 07.12.2009 N 364, расторжении договора аренды земельного участка от 07.12.2009 N 364,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Наримановский район" (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Техническое предприятие "Эллинг" (далее - ООО "ТП "Эллинг", ответчик) о взыскании основного долга в размере 3 506 760 руб. 88 коп. по договору аренды земельного участка от 07.12.2009 N 365, за период с 07.12.2009 по 31.12.2011, расторжении договора аренды земельного участка от 07.12.2009 N 365.
В процессе рассмотрения спора истец, уменьшил исковые требования до 3 186 870 руб. 49 коп.
Впоследствии истец, в связи с ошибкой в расчёте, увеличил исковые требования до 3 520 470 руб. 49 коп., а затем уменьшил до 3 516 147 руб. 99 коп.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 01.06.2012 с ООО "ТП "Эллинг" в бюджет муниципального образования "Наримановский район" взыскано 1 002 397 руб. 58 коп. основного долга, расторгнут договор аренды земельного участка от 07.12.2009 N 365, заключенный между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "Наримановский район" и ООО "ТП "Эллинг". В остальной части иска отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению заявителя кассационной жалобы, способ расчета арендной платы, предусмотренный в договоре аренды земельного участка от 07.12.2009 N 364 и установленный Решением совета муниципального образования "Наримановский район" от 12.09.2007 N 39 не предусматривает применение понижающих коэффициентов, в том числе в связи с нахождением на земельном участке объекта в стадии строительства, в связи с чем создает неодинаковые условия пользования земельными участками на правах аренды. Указанная методика не приведена в соответствие с требованиями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановления правительства Астраханской области от 01.02.2008 N 26-П "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - постановление правительства Астраханской области от 01.02.2008 N 26-П). Применение указанной методики противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". По мнению заявителя жалобы, подлежит применению методика определения размера арендной платы за земельные участки установленная на уровне Астраханской области постановлением правительства Астраханской области от 01.02.2008 N 26-П.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суды установили, что между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Муниципального образования "Наримановский район" (арендодателем) и обществом (арендатором) заключен договор аренды от 07.12.2009 N 364 (далее - договор аренды от 07.12.2009 N 364), по условиям которого обществу предоставлен в аренду земельный участок из земель, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровым номером 30:08:100102:330, площадью 90 000 кв.м., относящийся к категории "земли населенных пунктов", находящийся по адресу: Астраханская область, Наримановский район, с. Рассвет, ул. Советская, 16, сроком на 5 лет (с 07.12.2009 по 06.12.2014) для строительства производственной базы по производству малотоннажного флота в границах, указанных в кадастровом паспорте (плане) участка, прилагаемом к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды стороны установили арендную плату за участок в размере 500 400 руб. в год. Расчет арендной платы определен в приложении к договору N 2 (л. д. 17), которое является неотъемлемой частью договора (пункт 3.3.), в размере 500 400 руб.(5,56 х 90 000), исходя из площади земельного участка 90 000 кв.м. и ставки арендной платы за 1 кв. м в год - 5,56 руб., установленной Решением совета Муниципального образования "Наримановский район" от 12.09.2007 N 39 "О принятии проекта постановления главы муниципального образования "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов на территории Муниципального образования "Наримановский район" (далее - Решение от 12.09.2007 N 39).
Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что арендная плата вносится арендатором в бюджет администрации муниципального образования "Наримановский район" ежеквартально, не позднее 25-го числа последнего месяца каждого квартала, в случае не уплаты платежей в установленный срок арендатор уплачивает арендодателю пеню за каждый день просрочки равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Указанный договор прошел процедуру государственной регистрации.
Неисполнение ответчиком обязательств по внесению арендной платы за период с 07.12.2009 по 31.12.2011, явилось основанием обращения в суд с настоящим иском.
Истец исчислил задолженность за период с 07.12.2009 по 27.04.2010 по формуле, предусмотренной договором аренды от 07.12.2009 N 364, с учетом Решения от 12.09.2007 N 39; за период с 28.04.2010 по 31.12.2011 - по формуле, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пункте 4 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", на территории Астраханской области, утвержденного постановлением правительства Астраханской области от 01.02.2008 N 26-П, вступившим в силу с 17.02.2008.
Ответчик считает, что расчет арендной платы за весь период, начиная с момента заключения договора 07.12.2009 до 31.12.2011 должен производиться в соответствии с методикой определенной постановлением правительства Астраханской области от 01.02.2008 N 26-П, в том числе с учетом пункта 7 указанного постановления, которым предусмотрено применение понижающего коэффициента 0,2 учитывающего наличие на земельном участке объекта в стадии строительства.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции признал необоснованными доводы истца и ответчика о применении к спорным отношениям порядка расчета, предусмотренного постановлением правительства Астраханской области от 01.02.2008 N 26-П, и взыскал задолженность за период с 07.12.2009 по 31.12.2011 в сумме 1 002 397 руб. 58 коп. (л.д. 114), рассчитанной по формуле, предусмотренной договором аренды от 07.12.2009 N 364, с учетом Решения от 12.09.2007 N 39, как разницу между задолженностью в размере 1 033 702 руб.80 коп. и внесенной арендной платой в общей сумме 31 322 руб.50 коп.
Признавая необоснованным применение порядка расчета, предусмотренного постановлением правительства Астраханской области от 01.02.2008 N 26-П, суд исходил из того, что договором аренды от 07.12.2009 N 364 не предусмотрена возможность одностороннего изменения методики расчета арендной платы, поэтому принятие постановления от 01.02.2008 N 26-П, не может влечь автоматического пересмотра способа расчета размера платежей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия считает, что судами не учтено следующее.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", действующее с 04.08.2009 (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
При этом в соответствии с принципом экономической обоснованности, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
Согласно принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления должен быть определен порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
В соответствии с принципом предельно допустимой простоты расчета арендной платы, предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, означает, что размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности подлежит реализации посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
Принцип запрета необоснованных предпочтений означает, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Во исполнение статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Вводного закона к Земельному кодексу Российской Федерации и в целях обеспечения единого механизма определения размера арендной платы за использование земельных участков с учетом дифференцированного подхода к взиманию арендной платы за землю на основе результатов государственной кадастровой оценки земель Правительством Астраханской области принято постановление от 01.02.2008 N 26-П "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", которое действовало в период заключения договора аренды от 07.12.2009 N 364.
Согласно пункту 4 названного Порядка размер годовой арендной платы за земельные участки из состава земель населенных пунктов определяется по следующей формуле:
Сб х КС=АП, где
АП - размер годовой арендной платы за земельные участки из состава земель населенных пунктов;
Сб - базовая ставка арендной платы за земельный участок в год, выраженная в процентах;
КС - кадастровая стоимость земельного участка, руб.
Между тем, расчет арендной платы произведен судом по формуле, предусмотренной договором аренды от 07.12.2009 N 364, исходя из площади земельного участка 90 000 кв.м. и базовой ставки арендной платы за 1 кв.м. в год - 5,56 руб., утвержденной в 2007 году Решением совета Муниципального образования "Наримановский район" от 12.09.2007 N 39. При этом ссылок на нормативные акты публичных образований, устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за этот земельный участок и в спорный период, судом не приведено.
С учетом выше приведенных норм установление значения коэффициента, учитывающего площадь земельного участка, применяемого при определении размера арендной платы за использование земельного участка, противоречит установленному федеральным законодательством принципу экономической обоснованности и принципу запрета необоснованных предпочтений, поскольку площадь земельного участка не относится к числу критериев, влияющих на его доходность, а дифференциацией размера арендной платы в зависимости от площади земельного участка создаются дискриминационные условия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающиеся в установлении различной платы за аренду земельных участков, относящихся к одному виду разрешенного использования, одной категории земель, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставляемых по одним и тем же основаниям.
Вместе с тем соответствующий расчет размера арендной платы включен в текст договора аренды и представляет собой его договорное условие.
Применение после введения в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 ранее установленных публичным образованием регулируемых ставок арендной платы за земельные участки из состава земель населенных пунктов, и исчисление судом подлежащей взысканию арендной платы исходя из площади земельного участка, не соответствует требованиям Земельного кодекса, Вводного закона к Земельному кодексу, принципам и правилам, установленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
О несоответствии приведенного порядка расчета размера арендной платы федеральному законодательству, действующему в период действия договора аренды нормативному правовому акту субъекта Российской Федерации, принципу экономической обоснованности установления арендной платы, принципу запрета необоснованных предпочтений, принципу недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, ответчик заявлял как в ходе судебного разбирательства в суде первой, так и апелляционной инстанций.
Между тем, названные доводы ответчика оставлены судами без надлежащей оценки.
Применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Указанное следует и из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 (опубликовано на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 22.09.2012).
Таким образом, в рассматриваемом случае судами не исследованы фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, от чего зависит выбор и применение надлежащих норм законодательства и размер арендной платы общества за спорный земельный участок.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные недостатки, исследовать все доказательства, представленные сторонами, и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.06.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 по делу N А06-975/2012 отменить, дело направить но новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф. В. Хайруллина |
Судьи |
Р. В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применение после введения в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 ранее установленных публичным образованием регулируемых ставок арендной платы за земельные участки из состава земель населенных пунктов, и исчисление судом подлежащей взысканию арендной платы исходя из площади земельного участка, не соответствует требованиям Земельного кодекса, Вводного закона к Земельному кодексу, принципам и правилам, установленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
...
Применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Указанное следует и из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 (опубликовано на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 22.09.2012)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 ноября 2012 г. N Ф06-8340/12 по делу N А06-975/2012
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2013 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-975/12
15.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8340/12
29.08.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6398/12
01.06.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-975/12