г. Казань |
|
04 декабря 2012 г. |
Дело N А55-4182/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Сягаевой Е.А., доверенность от 11.01.2012 б/н,
ответчика - Ряшенцева И.Н., доверенность от 15.03..2012 N 04/009,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Нива"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 (председательствующий судья Семушкин В.С., судей Захарова Е.И., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-4182/2012
по заявлению закрытого акционерного общества "Нива" (ИНН 6382000297, ОГРН 1026303943160) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Нива" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области (далее - инспекция) от 30.09.2011 N 13-11/11123/853 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.05.2012 заявление удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 решение суда первой инстанции изменено, обществу отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа в части начисления 4 337 958 рублей земельного налога; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, мотивируя неправильным применением судом норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 27.11.2012 был объявлен перерыв до 13 часов 45 минут 04.12.2012.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Инспекцией проведена камеральная проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, о чем составлен акт проверки от 11.08.2011 N 13-10/4957/808.
По результатам рассмотрения акта и представленных заявителем возражений инспекцией вынесено оспариваемое решение от 30.09.2011, которым обществу предложено уплатить 4 936 757 рублей недоимки по земельному налогу. Основанием для доначисления налога послужили выводы налогового органа о неправомерном использовании заявителем нулевой кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков (отсутствие кадастровой стоимости).
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции исходил из того, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2011 по делу N А55-14700/2009 признаны незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости по земельным участкам с кадастровыми номерами 63:09:0102160:605, 63:09:0303070:520, 63:09:010260:606, 63:09:0303071:573, 63:09:0310003:126, 63:09:0301166:549, 63:09:0310003:909, 63:09:0301166:546, 63:09:0310003:129, 63:09:0303071:629, 63:09:0303071:538, 63:09:0303070:517, 63:09:030363:29, 63:09:0310003:911, 63:09:0301166:543, 63:09:0303071:550, 63:09:0102160:604, 63:09:0303071:582, 63:09:0310003:122, 63:09:0301166:15, 63:04:0310003:905, 63:09:0301166:548, 63:09:0303071:508, 63:09:0303071:606, 63:09:0303071:581, 63:09:0303070:10, 63:09:0301166:538, 63:09:0303070:7, 63:09:0301166:551, 63:09:0310003:124, 63:09:0310003:910, 63:09:0303071:585, 63:09:0301166:550, 63:09:0310003:117, 63:09:0301166:547, 63:09:0310003:908, 63:09:0310003:127, 63:09:0303071:531, 63:09:0303071:662 сведений о кадастровой стоимости, рассчитанной с учетом результатов государственной оценки, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 03.07.2003 N 254 и на Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из Государственного кадастра недвижимости с 01.01.2009 вышеуказанных сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
Со ссылкой на данный судебный акт суд сделал вывод о том, что кадастровая стоимость указанных земельных участков на 2009 год не установлена и общество обоснованно при определении налоговых обязательств использовало нулевую кадастровую стоимость
Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что решение Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2011 по делу N А55-14700/2009 исполнено путем исключения из Государственного кадастра недвижимости ошибочных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков. Вместе с тем согласно письму филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области от 10.04.2012 N 7955 в Государственный кадастр недвижимости внесены корректные сведения о кадастровой стоимости этих земельных участков с 01.01.2009. К данному письму приложен перечень земельных участков с указанием их кадастровой стоимости с 01.01.2009 по настоящее время. Из этого перечня видно, что кадастровая стоимость земельных участков после исполнения решения по делу N А55-14700/2009 не является нулевой. Кроме того, в материалах дела имеется письмо филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области от 12.04.2012 N 8177 с приложенными кадастровыми справками по каждому из вышеуказанных земельных участков. В кадастровых справках указана корректная кадастровая стоимость этих земельных участков, в частности, по состоянию на 01.01.2009.
Как указал суд апелляционной инстанции, судебными актами по делу N А55-14700/2009 не была установлена нулевая кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков. В этих судебных актах указано лишь на необходимость исключения из Государственного кадастра недвижимости некорректных (неверных) сведений о кадастровой стоимости земельных участков. Кроме того, этими судебными актами органу, уполномоченному на ведение Государственного кадастра недвижимости, не запрещено вносить в Государственный кадастр недвижимости корректные (верные) сведения о кадастровой стоимости земельных участков, рассчитанной, в том числе, в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222. Поэтому внесение в Государственный кадастр недвижимости при исполнении судебных актов по делу N А55-14700/2009 корректных (верных) сведений о кадастровой стоимости земельных участков не противоречит этим судебным актам.
Между тем судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 391 Кодекса установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление N 54), если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Постановлением губернатора Самарской области от 10.12.2008 N 473 (далее - Постановление N 473) утверждена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области.
В рамках рассмотрения арбитражного дела N А55-14700/2009 судами установлено, что, являясь плательщиком земельного налога, общество обратилось к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области (далее - Управление Роснедвижимости) с заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков для исчисления земельного налога.
Управление Роснедвижимости предоставило сведения о кадастровой стоимости принадлежащих заявителю на праве собственности земельных участков исходя из показателей, утвержденных постановлением губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 "Об утверждении кадастровой оценки земель поселений Самарской области". Основанием для применения показателей, утвержденных названным постановлением от 03.07.2003, послужило отсутствие в Постановлении N 473 кадастровой оценки вышеуказанных земельных участков.
Вместе с тем согласно постановлению губернатора Самарской области от 10.12.2008 N 136 постановление от 03.07.2003 N 254 признано утратившим силу.
Учитывая вышеизложенное, суды признали, что Управление Роснедвижимости в нарушение статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации при установлении кадастровой стоимости земельных участков на период, начиная с 01.01.2009, необоснованно применило результаты государственной кадастровой оценки, утвержденные постановлением от 03.07.2003 N 254.
Согласно писем Министерства финансов Российской Федерации от 10.03.2001 N 03-05-04-02/18 и Федеральной налоговой службы от 28.03.2011 N ЗН-4-11/4794@ для земельных участков, в отношении которых принято решение об отмене их кадастровой стоимости, с даты вступления в силу судебного акта, кадастровая стоимость считается не установленной в период с даты утверждения результатов государственной кадастровой оценки.
Таким образом, в период в период с 01.01.2009 кадастровая стоимость земельных участков, заявленных налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, будет считаться для целей налогообложения неустановленной.
Поскольку кадастровая стоимость земельных участков не определена, следует руководствоваться положениями пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, согласно которым в такой ситуации применяется нормативная цена земли (пункт 7 Постановления N 54).
Между тем в ходе рассмотрения дела N А55-14700/2009 судами установлено, что постановление губернатора Самарской области от 24.04.2000 N 121 "Об установлении нормативной цены земли" признано утратившим силу на основании постановления губернатора Самарской области от 28.02.2006 N 31, то есть, нормативная стоимость земельных участков в рассматриваемый период также не определена.
Отсутствие законно установленной кадастровой и нормативной стоимости земельного участка означает отсутствие одного из элементов налогообложения - налоговой базы. Следовательно, обязанность по исчислению и уплате земельного налога у владельца земельного участка в таком случае не возникает.
Установленный законодательством принцип платности пользования землей не предполагает и не предоставляет ни налоговым органам, ни Росреестру возможность произвольного определения размера такой платы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что представленные налоговым органом копии кадастровых справок от 12.04.2012, в которых отражена не нулевая кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2009, противоречат вступившему в законную силу решению суда по делу N А55-14700/2009.
В судебном заседании представитель налогового органа не смог пояснить, каким образом в кадастровых справках исчислена кадастровая стоимость земельных участков. В письме филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области от 10.04.2012 N 7955 также не определено основание для внесения кадастровой стоимости. Доказательств верности сведений о кадастровой стоимости земельных участков, внесенных в Государственный кадастр недвижимости при исполнении судебных актов по делу N А55-14700/2009, органом, уполномоченным на ведение Государственного кадастра недвижимости не представлено. Кроме того, в имеющихся в материалах копиях кадастровых паспортов вышеназванных земельных участков на 11.01.2012 также не указана кадастровая стоимость участков.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о правомерности представления обществом уточненной налоговой декларации с нулевой кадастровой стоимостью принадлежащих ему земельных участков. Поэтому в рассматриваемом случае у налогового органа отсутствовали основания для доначисления земельного налога.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда у апелляционной инстанции не имелось.
Поэтому постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции оставлению без изменений.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 по делу N А55-4182/2012 отменить.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2012 по данному делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В судебном заседании представитель налогового органа не смог пояснить, каким образом в кадастровых справках исчислена кадастровая стоимость земельных участков. В письме филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области от 10.04.2012 N 7955 также не определено основание для внесения кадастровой стоимости. Доказательств верности сведений о кадастровой стоимости земельных участков, внесенных в Государственный кадастр недвижимости при исполнении судебных актов по делу N А55-14700/2009, органом, уполномоченным на ведение Государственного кадастра недвижимости не представлено. Кроме того, в имеющихся в материалах копиях кадастровых паспортов вышеназванных земельных участков на 11.01.2012 также не указана кадастровая стоимость участков.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о правомерности представления обществом уточненной налоговой декларации с нулевой кадастровой стоимостью принадлежащих ему земельных участков. Поэтому в рассматриваемом случае у налогового органа отсутствовали основания для доначисления земельного налога.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда у апелляционной инстанции не имелось.
Поэтому постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции оставлению без изменений.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 декабря 2012 г. N Ф06-8775/12 по делу N А55-4182/2012