г. Казань |
|
11 декабря 2012 г. |
Дело N А12-7911/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Великой С.Н. (доверенность от 22.11.2012),
1-го ответчика - Сериковой В.С. (доверенность от 06.08.2012), Бубновой А.Д. (доверенность от 23.11.2012),
Комитета ветеринарии Волгоградской области - Хорошко Е.Е. (доверенность от 22.11.2012 N 01-06/7778),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Калачевский"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Александрова Л.Б., Борисова Т.С.)
по делу N А12-7911/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Калачевский" (ИНН 3409009551, ОГРН 1023405376389) к государственному бюджетному учреждению Волгоградской области "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных", Управлению ветеринарии администрации Волгоградской области о признании незаконными действий по отказу в выдаче обществу с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Калачевский" ветеринарных сопроводительных документов, с участием третьего лица: Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Калачевский" (далее - общество, ООО "Мясокомбинат "Калачевский") с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - учреждение, ГБУ "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных") по отказу в выдаче обществу ветеринарных сопроводительных документов, выраженному в письмах от 02.04.2012 N 125, от 02.04.2012 N 126, от 02.04.2012 N 127, от 02.04.2012 N 128, о признании незаконными действий Управления ветеринарии администрации Волгоградской области (далее - управление), выразившихся в невыдаче разрешений на выдачу ветеринарных сопроводительных документов обществу, оформленных письмами от 27.03.2012 N 02-08/1211, от 28.03.2012 N 02-08/1258, об обязании начальника учреждения выдать ООО "Мясокомбинат "Калачевский" ветеринарные сопроводительные документы в порядке и сроки, установленные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 N 422 "Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов".
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 22.06.2012 признаны незаконными действия учреждения по отказу в выдаче обществу ветеринарных сопроводительных документов, выраженному в письмах от 02.04.2012 N 125, от 02.04.2012 N 126, от 02.04.2012 N 127, от 02.04.2012 N 128, как не соответствующие подпункту 2 приложения N 2 постановления губернатора Волгоградской области от 13.03.2012 N 17 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на территории Калачевского муниципального района Волгоградской области"; признаны незаконными действия управления, выразившиеся в невыдаче разрешений на выдачу ветеринарных сопроводительных документов обществу, оформленные письмами от 27.03.2012 N 02-08/1211, от 28.03.2012 N 02-08/1258, как не соответствующие подпункту 2 приложения N 2 постановления губернатора Волгоградской области от 13.03.2012 N 17 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на территории Калачевского муниципального района Волгоградской области"; прекращено производство по делу в части требований общества об обязании начальника учреждения выдавать обществу ветеринарные сопроводительные документы в порядке и сроки, установленные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 N 422 "Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов" (далее - приказ Минсельхоза России N 422).
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 решение суда первой инстанции в части признания незаконными действий учреждения и управления о взыскании с них расходов по государственной пошлине отменено, в указанной части принят новый судебный акт. В удовлетворении заявления о признании незаконными действий учреждения и управления отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Комитет ветеринарии Волгоградской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям в отзывах на кассационную жалобу возражают против доводов жалобы и просят оставить ее без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 15 часов 00 минут 27.11.2012 до 13 часов 50 минут 04.12.2012.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Основанием для обращения в арбитражный суд явился отказ учреждения и управления в выдаче обществу ветеринарных сопроводительных документов на вывоз готовой продукции, выработанной промышленным способом и прошедшей термическую обработку, за пределы территории Волгоградской области.
Суд первой инстанции, полагая, что оснований для отказа в выдаче ветеринарных сопроводительных документов не имелось, удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция, принимая во внимание то, что общество в заявлениях о выдаче ветеринарных сопроводительных документов указывало получателей продукции, находящихся на территории Саратовской, Астраханской и Ростовской областей, уполномоченные органы ветеринарии которых отказали во ввозе мясной продукции из карантинированного района, пришла к выводу о том, что у учреждения и управления не было оснований к выдаче разрешения обществу на вывоз продукции за пределы Волгоградской области.
В кассационной жалобе заявитель настаивает на своих требованиях, указывая, что карантин был установлен в Волгоградской области, уполномоченными органами в Ростовской и Астраханской областях решение о введении карантина не было принято. Ветеринарная служба Волгоградской области в своих действиях по выдаче ветеринарных сопроводительных документов была обязана руководствоваться постановлением губернатора Волгоградской области от 13.03.2012 N 17, а не письмами ветеринарных служб соседних областей, поскольку установление и отмена ограничительных мероприятий (карантина) - это исключительная компетенция высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Предметом проверки по настоящему делу является соответствие действий должностных лиц нормативным актам, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с частью 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Закона о ветеринарии к полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится установление ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 17 данного Закона в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
Постановлением губернатора Волгоградской области от 13.03.2012 N 17 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на территории Калачевского муниципального района Волгоградской области" на территории Калачевского муниципального района Волгоградской области установлен карантин и определены две угрожаемые зоны. Для предприятия установлена первая угрожающая доля.
Данным постановлением установлен запрет на вывоз за пределы Калачевского муниципального района Волгоградской области продуктов животноводства, за исключением перечня разрешенной продукции за пределы района, в том числе готовой продукции животноводства, выработанной промышленным способом и подвергнутой термической обработке на весь период действия карантина.
Таким образом, по мнению заявителя жалобы, ограничение на вывоз продукции не распространяется на готовую продукцию животноводства, выработанную промышленным способом и подвергнутую термической обработке.
В соответствии с Законом о ветеринарии перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.12.2011 N 476 африканская чума свиней включена в перечень особо опасных болезней животных, по которым устанавливаются ограничительные мероприятия.
Пунктом 4.1.2 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 21.11.1980 (далее - Инструкция Минсельхоза СССР от 21.11.1980) установлен запрет в карантинированных хозяйствах, населенных пунктах, районах, областях, краях, республиках заготовку в них и вывоз с их территории продуктов и сырья животного происхождения.
В соответствии с пунктом 5.2.6 Инструкции Минсельхоза СССР от 21.11.1980 мясо и другие продукты, полученные от убоя свиней, перерабатывают на вареные, варено-копченые сорта колбас или консервы, после чего выработанная продукция используется только в пределах неблагополучной административной территории.
В течение срока действия ограничений на дорогах при выезде за пределы неблагополучных районов, областей, республик должны функционировать контрольные ветеринарно-милицейские посты (пункт 6.4 Инструкции).
В целях предотвращения распространения заразных болезней на территории Российской Федерации приказом Минсельхоза России от 23.07.2010 N 258 утверждены Правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, предприятие относится к компартменту II, то есть к хозяйству низкого уровня защиты.
Заявитель кассационной жалобы считает, что согласование с соседними регионами разрешения на вывоз из Волгоградской области нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Данный довод отклоняется судебной коллегией как несостоятельный.
Выдача ветеринарных сопроводительных документов регламентируется приказом Минсельхоза России N 422.
В соответствии с пунктом 1.2 данного приказа ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
Согласно пункту 1.3 приказа Минсельхоза России N 422 партии грузов должны сопровождаться ветеринарными свидетельствами форм N 1, 2, 3 при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации с указанием в них адреса получателя.
Судом апелляционной инстанции обоснованно принято во внимание, что общество в заявлениях о выдаче ветеринарных сопроводительных документов указывало получателей продукции, находящихся на территории Саратовской, Астраханской и Ростовской областей.
22.03.2012 в управление поступил запрос общества о разрешении на вывоз на территорию г. Астрахани и Астраханской области готовой продукции, прошедшей термическую обработку, в связи с чем во исполнение пункта 1.11 Плана мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса африканской чумы свиней (АЧС) на территории Российской Федерации, утвержденного председателем Межведомственной комиссии - Министром сельского хозяйства Российской Федерации Скрынник Е.Б. 22.03.2012 руководителю ветеринарной службы Астраханской области Евтееву Ю.В. управлением направлен запрос N 02-08/1121 о согласовании ввоза автотранспортом колбасных и деликатесных изделий, прошедших термическую обработку при температуре плюс 72 градуса по Цельсию в толще продукта при экспозиции не менее 30 минут в торговые точки г. Астрахани и Астраханской области.
26.03.2012 в адрес управления в ответ на запрос поступил ответ о том, что служба ветеринарии Астраханской области вынуждена отказать в согласовании ввоза продукции общества в торговые точки г. Астрахани по причине неблагополучия местности и отнесения данного предприятия ко второму компартменту.
Аналогичные ответы на соответствующие запросы поступили из Управления ветеринарии Саратовской области и Управления ветеринарии Правительства Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.05.2012 по делу N А53-15436/12 обществу отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными действий должностного лица государственного органа и признании недействительным ненормативного правового акта - письма госветинспектора Обликовского района о подтверждении запрета на ввоз готовой продукции от 30.03.2012 N 75.
Общество пыталось в судебном порядке оспорить отказ ветинспектора Обликовского района Ростовской области в запрете на ввоз готовой продукции, однако решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.05.2012 по делу N А53-15436/12 в удовлетворении требований общества отказано.
Кроме того, как указано в отзыве Комитета ветеринарии Волгоградской области постановлением губернатора Волгоградской области от 16.03.2012 N 38 "Об установлении ограничительных мероприятий по африканской чуме на территории Калачаевского и Суровикинского муниципальных районов Волгоградской области" утвержден План организационно-хозяйственных и ветеринарно-санитарных мероприятий по ликвидации африканской чумы свиней на территории Калачаевского, Суровикинского, Городищенского, Иловлинского, Клетского, Октябрьского муниципальных районов Волгоградской области (далее - План).
В пункте 14 Плана управлению, Управлению Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям, главам муниципальных районов, входящих во вторую угрожаемую зону, в период эпизоотии комиссии по ликвидации африканской чумы на территории вышеперечисленных районов предписано проведение других мероприятий эпизоотии африканской чумы свиней в соответствии с Инструкцией Минсельхоза СССР от 21.11.1980.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает что ограничение, введенные оспариваемым решением госоргана направлены на предотвращение распространения африканской чумы и вывод суда апелляционной инстанции о принятии оспариваемых решений в рамках действующего законодательства является правильным.
Приведенные в кассационной жалобе о пересмотре судебного акта доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судом норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 по делу N А12-7911/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Калачевский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях предотвращения распространения заразных болезней на территории Российской Федерации приказом Минсельхоза России от 23.07.2010 N 258 утверждены Правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства.
...
Выдача ветеринарных сопроводительных документов регламентируется приказом Минсельхоза России N 422.
...
Согласно пункту 1.3 приказа Минсельхоза России N 422 партии грузов должны сопровождаться ветеринарными свидетельствами форм N 1, 2, 3 при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации с указанием в них адреса получателя.
...
В пункте 14 Плана управлению, Управлению Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям, главам муниципальных районов, входящих во вторую угрожаемую зону, в период эпизоотии комиссии по ликвидации африканской чумы на территории вышеперечисленных районов предписано проведение других мероприятий эпизоотии африканской чумы свиней в соответствии с Инструкцией Минсельхоза СССР от 21.11.1980."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 декабря 2012 г. N Ф06-9129/12 по делу N А12-7911/2012