г. Казань |
|
06 декабря 2012 г. |
Дело N А57-25543/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
ответчиков - извещены надлежащим образом, не явились,
третьих лиц - извещены надлежащим образом, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.05.2012 (судья Капкаев Д.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи: Камерилова В.А., Лыткина О.В.)
по делу N А57-25543/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), г. Самара, к комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344), г. Саратов, муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, третьи лица: МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" (ОГРН 1026402496340, ИНН 6451121665), г. Саратов, администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, комитет по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Саратовский межрайонный (городской) отдел судебных приставов, г. Саратов, Ликвидационная комиссия МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова", г. Саратов, о взыскании 494 325 рублей 60 копеек,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская ТГК", общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" задолженности в размере 487 636 рублей 10 копеек, расходов по оплате государственной пошлины в размере 6689 рублей 50 копеек, всего 494 325 рублей 60 копеек.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.05.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Саратовской области 04.10.2010 по делу N А57-7871/2010 с муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Заводскому району г. Саратова" в пользу общества взысканы задолженность по договору от 01.01.2006. N 52415т в размере 487 636 рублей 10 копеек, расходов по оплате государственной пошлины в размере 6689 рублей 50 копеек, всего 494 325 рублей 60 копеек.
Для принудительного исполнения решения арбитражного суда выдан исполнительный лист N 001908285.
09.12.2010 судебным приставом-исполнителем Саратовского межрайонного городского отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области возбуждено исполнительное производство N 3513/11/46/64
24.12.2010 вынесено постановление об окончании исполнительного производства N 3513/11/46/64 и возвращении взыскателю исполнительного документа в связи отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
После указанных обстоятельств общество неоднократно предъявляло к исполнению исполнительный лист N 001908285 в Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" и в Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", который возвращен истцу без исполнения.
Факт отсутствия денежных средств у основного должника муниципальное учреждение "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" подтверждается постановлением об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа (исполнительное производство N 3513/11/46/64) и актом о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю Саратовского межрайонного городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области.
Таким образом, как правильно установил суд первой инстанции, общество предприняло все необходимые меры по взысканию задолженности по исполнительному листу от 15.11.2010 N 001908285.
На основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предусматривает, что абзац шестой пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до 01.01.2011.
Исходя из пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
Применительно к субсидиарной ответственности собственников учреждений закон выдвигает дополнительное условие - недостаточность находящихся в его распоряжении денежных средств.
Ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. От его имени по искам в порядке субсидиарной ответственности выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью" полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет городское финансовое управление, в настоящее время Комитет по финансам администрации г. Саратова.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172 Комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 3.23 Положения комитет исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
Таким образом, компетентным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника учреждения является комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Довод заявителя о том, что обществом не представлены доказательства невозможности исполнения требования основным должником, суд первой и апелляционной инстанций на законных основаниях сочли необоснованным по следующим обстоятельствам.
Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством.
В статьях 242.3, 242.4 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен ряд требований для бюджетных учреждений - должников, позволяющих органу Федерального казначейства (органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации или муниципальных бюджетных учреждений) исполнять судебные акты в установленные Кодексом сроки.
В силу статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган.
В соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Ведомственной структурой расходов бюджета города на 2008 год, утвержденной решением Саратовской городской Думы от 20.12.2007 N 23-223 "О бюджете города на 2008 год", ведомственной структурой расходов бюджета города на 2009 год, утвержденной решением Саратовской городской Думы от 19.12.2008 N 34-379 "О бюджете города на 2009 год", ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2010 год, утвержденной решением Саратовской городской Думы от 14.12.2009 N 46-560 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2010 год", ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2011 год, утвержденной решением Саратовской городской Думы от 16.12.2010 N 58706 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2011 год" и ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2012 год, утвержденной решением Саратовской городской Думы от 20.12.2010 N 10-121 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2012 год" бюджетных средств на погашение задолженности муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Заводскому району г. Саратова" районов города для комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования и администрацию Заводского района муниципального образования "Город Саратов" предусмотрено не было.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, вывод суда первой и апелляционной инстанций о том, что указанные решения Саратовской городской Думы не наделяют комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" и администрацию Заводского района муниципального образования "Город Саратов" полномочиями главного распорядителя в отношении Дирекции, является обоснованным.
Факт неисполнения решения Арбитражного суда от 04.10.2010 по делу N А57-7871/2010 подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Длительное неисполнение указанного решения суда, а также игнорирование требований истца об исполнении денежных обязательств, расценено как установление факта отсутствия денежных средств у должника.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28.12.2011 N 2592 принято решение о ликвидации муниципального учреждения "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" и создании ликвидационной комиссии.
Федеральной налоговой службой Российской Федерации за регистрационным номером 2126451002555 была внесена запись о начале процесса ликвидации муниципального учреждения "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова".
Пунктами 1, 2, 6 статьи 63 и пунктом 5 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации.
В соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В силу пункта 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании долга при ликвидации юридического лица, в случае отказа ликвидационной комиссией в удовлетворении требований кредитора либо уклонении от их рассмотрения.
Согласно пункту 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Учитывая, что истец обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим исковым заявлением до принятия решения о ликвидации муниципального учреждения "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" и создании ликвидационной комиссии, арбитражный суды первой и апелляционной инстанции правомерно расценили направленное истцом в ликвидационную комиссию исковое заявление как требование, направленное на включение в реестр требований кредиторов, что свидетельствует о соблюдении требования статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами предыдущих инстанций применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.05.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 по делу N А57-25543/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании долга при ликвидации юридического лица, в случае отказа ликвидационной комиссией в удовлетворении требований кредитора либо уклонении от их рассмотрения.
Согласно пункту 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Учитывая, что истец обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим исковым заявлением до принятия решения о ликвидации муниципального учреждения "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" и создании ликвидационной комиссии, арбитражный суды первой и апелляционной инстанции правомерно расценили направленное истцом в ликвидационную комиссию исковое заявление как требование, направленное на включение в реестр требований кредиторов, что свидетельствует о соблюдении требования статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. N Ф06-8681/12 по делу N А57-25543/2011