г. Казань |
|
04 декабря 2012 г. |
Дело N А57-6607/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Мамяшевой Д.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области представителей:
ответчика: Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Кирносовой Ю.Н. по доверенности от 10.01.2012, Покидиной С.Г. по доверенности от 10.01.2012,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика: Министерства сельского хозяйства Саратовской области - извещено надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.05.2012 (судья Топоров А.В.) постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Акимова М.М., Александрова Л.Б.)
по делу N А57-6607/2012
по заявлению Правительства Саратовской области, г. Саратов, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов, Министерству сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов, о признании незаконным решения от 13.12.2011 по делу N 21-20/ов,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Саратовской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - УФАС по Саратовской области, антимонопольный орган, ответчик) от 13.12.2011 по делу N 21-20/ов.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.05.2012 заявление Правительства Саратовской области удовлетворено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.05.2012 оставлено без изменения.
УФАС по Саратовской области не согласилось с вышеуказанными судебными актами и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, по основаниям, указанным в жалобе.
Заявитель отклонил доводы кассационной жалобы по основаниям, указанным в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пришел к следующим выводам.
Судами предыдущих инстанций на основании материалов дела установлено, что 17.03.2011 в УФАС по Саратовской области поступило представление прокуратуры Саратовской области о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Правительства Саратовской области (исх. N 7/1-08-2011 от 11.03.2011).
Антимонопольным органом 06.04.2011 издан приказ о возбуждении дела N 21-20/ов в отношении Правительства Саратовской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона N 35-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) выразившегося в принятии Правительством Саратовской области постановления от 25.01.2011 N 42-11 "Об утверждении Положения о предоставлении в 2011 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" (далее - Положение).
УФАС по Саратовской области, рассмотрев условия вышеназванного Положения о предоставлении субсидий, пришло к выводу, что установление в пункте 2.3.1 приложения к Положению такого условия для получения субсидий, как реализация сельскохозяйственными товаропроизводителями молока заготовительным и перерабатывающим организациям агропромышленного комплекса независимо от форм собственности и сельскохозяйственным товаропроизводителям, имеющим цеха по переработке молока, расположенным на территории Саратовской области, вводит ограничение в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации.
Решением УФАС по Саратовской области от 13.12.2011 N 21-20/ов Правительство Саратовской области признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Правительство Саратовской области обратилось в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.
Суды предыдущих инстанций, удовлетворяя заявленные требования, и руководствуясь положениями Закона о защите конкуренции, Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 65,78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Законом Саратовской области от 16.01.2008 N 3-ЗСО "О бюджетном процессе в Саратовской области", учитывая правовую позицию, изложенную в определении Верховного суда Российской Федерации от 01.12.2010 по делу N 34-Г10-15, указали, что спорное постановление принято в рамках исключительных полномочий Правительства области, предоставленных действующим законодательством в отсутствие нарушений антимонопольного законодательства, при этом правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, если такие акты приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
Как следует из текста оспариваемого решения антимонопольного органа, Правительству Саратовской области вменяется нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в принятии Положения о предоставлении в 2011 году субсидий.
Данное Положение определяет критерии отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, физических лиц (граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), имеющих право на получение субсидий, цели, условия, порядок предоставления и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 1 Положения).
Пунктом 2.3.1 приложения к Положению установлено, что компенсация части затрат производится ежемесячно: за объем молока, произведенного и реализованного заготовительным и перерабатывающим организациям агропромышленного комплекса независимо от форм собственности, и сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), имеющим цеха по переработке молока, расположенным на территории Саратовской области, а также отпущенного для переработки в собственный перерабатывающий цех, предоставляется по ставке 1,5 руб. за 1 кг молока в зачетном весе при условии надоя за 2010 год на одну корову не менее 3000 кг молока, увеличения поголовья коров за 2 процента, в том числе молочных на 2 процента, и увеличения производства молока на 5 процентов к соответствующему периоду 2010 года в январе-мае 2011 года; за объем молока, произведенного и реализованного при условии надоя за 2010 год не менее 5000 кг молока на одну корову, увеличения поголовья коров на 2 процента, и увеличения производства молока на 5 процентов к соответствующему периоду 2010 года в январе-мае 2011 года по ставке рубля за 1 кг молока в зачетном весе при условии реализации молока заготовленным и перерабатывающим организациям агропромышленного комплекса независимо от форм собственности и сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), имеющим цеха по переработке молока и расположенным на территории Саратовской области, а также отпущенного для переработки в собственный перерабатывающий цех согласно справкам-расчетам, заверенным руководителем и главным бухгалтером получателя субсидий (при наличии соответствующих должностей) по установленной форме, копиям приемных квитанций заготовительных организаций и предприятий молокоперерабатывающей промышленности или копии накладной на отпуск молока для переработки в собственный перерабатывающий цех, копиям статистических отчетов по форме N П-1(СХ) за отчетный период 2011 года и соответствующий период 2010 года, справке о численности коров молочного направления продуктивности по форме, установленной министерством сельского хозяйства области (для сельскохозяйственных товаропроизводителей с численностью рабочих 100 человек и выше), информации по производству продукции животноводства за отчетный период по форме, установленной министерством сельского хозяйства области (для сельскохозяйственных товаропроизводителей с численностью рабочих до 100 человек), копиям статистических отчетов по формам N 24-СХ или 3-фермер (годовые) за 2010 год, заверенным получателем субсидий.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одной из форм предоставления бюджетных средств, предусмотренной бюджетным законодательством, являются субсидии.
В соответствии со статьей 9 БК РФ определение целей и порядка предоставления субсидий относится к бюджетным полномочиям муниципальных образований.
Из совокупности норм бюджетного законодательства следует, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством, в случаях и в порядке предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, субсидии являются определенного вида компенсацией и не относятся к обязательным мерам государственной поддержки.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Во исполнение указанных норм спорное постановление принято в рамках исключительных полномочий Правительства области, в том числе по определению условий предоставления указанных субсидий.
Таким условием, в частности, является реализация сельскохозяйственными товаропроизводителями молока заготовительным и перерабатывающим организациям агропромышленного комплекса независимо от форм собственности и сельскохозяйственным товаропроизводителям, имеющим цеха по переработке молока, расположенным на территории Саратовской области.
Установив конкретные условия, Правительство тем самым определило круг субъектов, имеющих право на получение государственной поддержки за счёт средств областного бюджета в виде субсидий. Однако это обстоятельство не затрагивает их права, защищаемые антимонопольным законодательством, на доступ на товарный рынок, на производство, обмен, потребление, приобретение, продажу, иную передачу товара. Сельхозтоваропроизводители, исходя из принципа свободы предпринимательской деятельности, вправе самостоятельно принимать решение об определении рынков сбыта произведенной продукции. Ограничения свободного перемещения молока по территории Российской Федерации рассматриваемое постановление не содержит.
Как правильно указали суды предыдущих инстанций из совокупности норм пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 264-ФЗ и статьи 65 БК РФ постановление Правительства Саратовской области не препятствуют осуществлению сельскохозяйственными товаропроизводителями своей собственной деятельности, в частности, по производству и реализации молока; не устанавливают запреты, не вводят ограничений в отношении свободного перемещения молока в Российской Федерации, иных ограничений прав сельскохозяйственных товаропроизводителей на покупку, продажу молока; не устанавливают приобретателям молока ограничений выбора сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих и реализующих молоко.
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно установлено, что предметом регулирования оспариваемого Положения является не деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей в сфере производства и оборота молока, а отношения в области реализации права на получение сельхозтоваропроизводителями государственной поддержки из средств областного бюджета в форме субсидий.
При этом, как верно отметили суды предыдущих инстанций, любой сельхозтоваропроизводитель области имел равную с другими сельхозтоваропроизводителями области возможность получить средства государственной поддержки при соблюдении установленных условий, общих для всех, то есть это зависело о воли и желания получить средства государственной поддержки при выполнении установленных условий предоставления бюджетных средств.
Антимонопольным органом указанные обстоятельства не опровергнуты, доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалы дела не представлены.
Вышеизложенным опровергаются доводы антимонопольного органа, о том, что ни федеральное, ни областное законодательство не содержат нормы о возможности предоставления субсидий только при условии реализации производственной продукции в границах определенной территории.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит. Доводы, которые в ней изложены, также были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Доводы ответчика не опровергают сделанных судами выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены судебных актов.
Принимая во внимание вышеизложенное, суды предыдущих инстанций правомерно признали незаконными оспариваемые акты антимонопольного органа.
При таких обстоятельствах и правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств обжалуемые судебные акты является законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.05.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 по делу N А57-6607/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
...
В соответствии со статьей 9 БК РФ определение целей и порядка предоставления субсидий относится к бюджетным полномочиям муниципальных образований.
...
Как правильно указали суды предыдущих инстанций из совокупности норм пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 264-ФЗ и статьи 65 БК РФ постановление Правительства Саратовской области не препятствуют осуществлению сельскохозяйственными товаропроизводителями своей собственной деятельности, в частности, по производству и реализации молока; не устанавливают запреты, не вводят ограничений в отношении свободного перемещения молока в Российской Федерации, иных ограничений прав сельскохозяйственных товаропроизводителей на покупку, продажу молока; не устанавливают приобретателям молока ограничений выбора сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих и реализующих молоко."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 декабря 2012 г. N Ф06-8736/12 по делу N А57-6607/2012
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3566/13
18.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3566/13
04.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8736/12
19.07.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5255/12
04.05.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-6607/12