г. Казань |
|
13 декабря 2012 г. |
Дело N А72-638/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
заявителя - Куптулкина А.В. - директора, Дубровской Т.М., доверенность от 05.12.2012 N 7, Федорова А.В., доверенность от 05.12.2012 (б/н),
ответчика - Кравцова С.И. - руководителя, Преткель И.В., доверенность от 11.01.2012 (б/н),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно коммерческая фирма Лезерс",
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.06.2012 (судья Лубянова О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А72-638/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно коммерческая фирма Лезерс" (ИНН 7325012763, ОГРН 1027301183667), к Управлению по недропользованию по Ульяновской области (Ульяновскнедра), г. Ульяновск, третьи лица: Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), г. Москва, Федеральное государственное унитарное геологическое предприятие "Волгагеология", г. Нижний Новгород, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ульяновской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма Лезерс" (далее - ООО "ПКФ "Лезерс", общество, заявитель) с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции к Управлению по недропользованию по Ульяновской области (далее - Ульяновскнедра, ответчик) о признании незаконным решения Ульяновскнедра, изложенного в письме от 08.12.2011 N 04-11/1507 об отказе в установлении факта открытия Юшанского месторождения; об обязании Ульяновскнедра устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ПКФ "Лезерс" путем выдачи ООО "ПКФ "Лезерс" свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых месторождения цеолитосодержащих пород, расположенного в районе с. Юшанское Майнского района Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.06.2012, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции не согласился и подал кассационную жалобу, в которой, полагая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отзыве Ульяновскнедра, полагая вынесенные по делу судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, однако третьего лица явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
В заседании суда кассационной инстанции 29.11.2012 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 15 часов 30 минут 06.12.2012.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, заслушав представителей истца и ответчика, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что ООО "ПКФ "Лезерс" является правопреемником товарищества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческой фирмы "Лезерс Лимитед" (далее - ТОО "ПКФ "Лезерс Лимитед"), что подтверждается пунктом 1.1 Устава общества, свидетельством о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия.
ТОО "ПКФ "Лезерс Лимитед" 15.06.1993 Ульяновскгеолкомом выдана лицензия на поиск проявлений цеолитового сырья в верхнемеловых отложениях, оценка его технологических свойств, опытная разработка сырья на перспективных площадях в пределах, в том числе, Майнского района Ульяновской области. Срок действия лицензии - до 01.01.1996.
Между кооперативным предприятием "Уржумское" и ТОО "ПКФ "Лезерс Лимитед" 18.09.1993 заключен договор временного пользования землей сельскохозяйственного назначения сроком на три года.
Комитетом по геологии и использованию недр Ульяновской области 05.12.1996 выдана ТОО "ПКФ "Лезерс Лимитед" лицензия на право пользования недрами серии УЛН 00068 ТЭ. Срок действия лицензии - до 01.07.2000. Лицензия выдана на поиск, разведку и опытную разработку Майнского месторождения цеолитосодержащих пород.
В пункте 3 соглашения об условиях недропользования, являющегося приложением N 1 к лицензии, указано, что ТОО "ПКФ "Лезерс Лимитед" (владелец лицензии) обязуется в том числе: в 4 квартале 1998 года предоставить в Ульяновскгеолком промежуточный ответ о выполнении работ первого этапа; во 2 квартале 2000 года представить на государственную экспертизу полный отчет о законченных геологоразведочных работах.
Симбирской геологоразведочной экспедицией в 1997 году был составлен отчет о поисково-оценочных работах, предварительной и детальной разработке месторождения цеолитосодержащих пород "Юшанское" в Майнском районе Ульяновской области. Отчет согласован с директором ТОО "ПКФ "Лезерс Лимитед" и утвержден Ульяновскгеолком в 1997 году.
На заседании научно-технического совета Комитета природных ресурсов по Ульяновской области 18.05.1998 рассмотрен отчет о поисково-оценочных работах, предварительной и детальной разработке месторождения цеолитосодержащих пород "Юшанское" в Майнском районе Ульяновской области, о чем составлен протокол N 12-98 в соответствии с которым:
1. Геологическое задание по поисково-оценочным работам, предварительной и детальной разведке месторождения цеолитосодержащих пород считать выполненным.
2. Выявленные запасы цеолитосодержащих пород классифицировать по категориям А, В и С1 как сырье для использования в качестве бытового чистящего средства и в качестве минеральной кормовой добавки в животноводстве с правом его последующей добычи.
3. Подсчитанные запасы ЦСП принять в авторском варианте в соответствии с пересчетом по замечаниям рецензентов в количестве 308 тыс. т. по категориям А+В+С1 (в т.ч. А-214, В-117,8, С1-168,8).
4. Отнести месторождение цеолитосодержащих пород "Юшанское" к 1 группе классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых.
5. Месторождение к дальнейшему промышленному использованию подготовлено.
6. Качество выполненных геологоразведочных работ и представленного на рассмотрение отчета признать хорошим.
Согласно извещению Территориального геологического фонда Ульяновскгеолкома от 05.05.1999 N 22 территориальным геологическим фондом принят на постоянное хранение отчет о поисково-оценочных работах, предварительной и детальной разработке месторождения цеолитосодержащих пород "Юшанское" в Майнском районе Ульяновской области, выполненный Симбирской ГРЭ в 1995-1997 годах в трех томах.
Согласно извещению от 03.06.1999 N 472829 государственным геологическим предприятием "Российский Федеральный геологический фонд" принят на хранение отчет о поисково-оценочных работах, предварительной и детальной разработке месторождения цеолитосодержащих пород "Юшанское" в Майнском районе Ульяновской области, выполненный Симбирской ГРЭ в 1995-1997 годах НТС N 1298 Елесина И.В.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.11.2011 по делу N А72-6654/2011 заявление ООО ПКФ "Лезерс" об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно признание за истцом право открытия месторождения полезных ископаемых - Майнского месторождения цеолитосодержащих пород, расположенного в районе с Юшанское Майнского района Ульяновской области оставлено без рассмотрения на основании пункта 3 статьи 148 АПК РФ.
ООО "ПКФ "Лезерс" 01.12.2011 обратился в Ульяновскнедра с заявлением о подтверждении факта первооткрывательства месторождения цеолитосодержащих пород "Юшанское" в Майнском районе Ульяновской области.
Ответчик 08.12.2011 отказал заявителю в подтверждении установления факта открытия Юшанского месторождения ЦСП письмом N 04-11/1507 в связи с тем, что установление факта открытия месторождения полезных ископаемых осуществляется на основании заявки, подаваемой пользователем недр не позднее окончания срока лицензии. Лицензия была выдана обществу со сроком действия до 01.07.2000. В период действия лицензия заявки от ООО "ПКФ "Лезерс" на установление факта открытия Юшанского месторождения ЦСП не поступало. Заявок на продление срока действия лицензии не поступало. У ООО "ПКФ "Лезерс" на дату подачи заявки отсутствуют правовые основания на оформление свидетельства об установлении факта открытия Юшанского месторождения ЦСП, поскольку им пропущен срок подачи заявки на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых.
ООО "ПКФ "Лезерс" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании решения Ульяновскнедра об отказе в установлении факта открытия Юшанского месторождения, оформленного письмом от 08.12.2011 N 04-11/1507.
Арбитражный суд первой инстанции, придя к выводу о том, что у Ульяновскнедра на дату обращения с заявлением об установлении факта первооткрывательства отсутствовали фактические данные, позволяющие установить открытие месторождений полезных ископаемых, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе ООО "ПКФ "Лезерс" оспаривает данную судами оценку доказательств по делу, давая свою трактовку установленным судами фактическим обстоятельствам, указывая, что до 19.06.2000 законодательством Российской Федерации о недрах не была предусмотрена процедура установления факта открытия месторождения, а после введения такой процедуры в Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и принятия инструкции от 10.04.2000 N 93 и сменившей ее инструкции от 11.11.2004 N 689, у ООО "ПКФ "Лезерс" как у лица, проводившего работы по геологическому изучению участка недр за счет собственных средств, и открывшего месторождение, готовое к промышленному освоению, появилось право на установление факта открытия Юшанского месторождения. Общество полагает, что установленный 60-дневный срок подачи заявки не является пресекательным сроком, и его пропуск не может служить безусловным и единственным основанием отказа.
В соответствии со статьей 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения.
В соответствии со статьей 6 Закона о недрах геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, относится к одному из видов пользования недрами.
Согласно статье 30 Закона о недрах в Российской Федерации ведется государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.
Статьей 31 Закона о недрах с целью учета состояния минерально-сырьевой базы предусмотрено ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
Согласно пункту 10 Положения "О порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов России от 09.07.1997 N 122 постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на государственный и территориальные балансы, их изменения и списание с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр по данным геолого-разведочных работ и разработки месторождений на основании заключений и протоколов органов государственной экспертизы запасов (ГКЗ, ЦКЗ), и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) в соответствии с их компетенцией, с учетом заключений органов Госгортехнадзора России.
На запрос суда первой инстанции ФГУНПП "Росгеолфонд" письмом от 10.05.2012 сообщило, что спорный участок недр не поставлен на государственный баланс, в связи с отсутствием государственной экспертизы запасов. Спорный участок постановлен на территориальный баланс запасов территориальным фондом геологической информации с целью учета состояния минерально-сырьевой базы Ульяновской области.
Указанные обстоятельства и доказательства нашли свое отражение в решение и постановлении судов первой и апелляционной инстанции.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 09.06.1997 N 95 "Об утверждении разграничения полномочий в области государственной экспертизы в системе МПР России" утверждены разграничения полномочий в области государственной экспертизы в системе Министерства природных ресурсов России.
Согласно Приложению к указанному приказу экспертиза запасов, геологической и экономической информации об участках недр, передаваемых в пользование отнесена к полномочиям Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), Центральной комиссии по запасам полезных ископаемых при МПР России (ЦКЗ) и территориальным комиссиям по запасам полезных ископаемых (ТКЗ).
К полномочиям научно-технических советов (НТС) отнесено проведение экспертизы геолого-картографической продукции и других материалов.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у НТС отсутствовали полномочия на проведение государственной экспертизы.
На дачу подачи заявки ООО "ПКФ "Лезерс" об установлении факта открытия месторождения действует инструкция о порядке установления факта открытия месторождения, утверждённая приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.11.2004 N 689 (далее - инструкция).
В соответствии с пунктом 5 инструкции заявка на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых, за исключением углеводородного сырья, должна быть подана заявителем не позднее 60 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающего промышленную значимость месторождения.
В соответствии с пунктом 12 инструкции в удовлетворении заявки отказывается в случае, если представленные заявителем фактические данные не позволяют квалифицировать их как открытие месторождения полезных ископаемых, а также, если заявка подана заявителем с нарушением срока, указанного в пункте 5 инструкции.
Из материалов дела видно, что заявитель обратился к ответчику с нарушением установленного инструкцией срока с заявкой на установление фактов открытия месторождения полезных ископаемых, к которому не были приложены все материалы, предусмотренные пунктом 6 инструкции.
Поскольку заявителем не выполнены все требования, предусмотренные инструкцией, у ответчика отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявки.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судами первой и апелляционной инстанций, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.06.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2012 по делу N А72-638/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 10 Положения "О порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов России от 09.07.1997 N 122 постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на государственный и территориальные балансы, их изменения и списание с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр по данным геолого-разведочных работ и разработки месторождений на основании заключений и протоколов органов государственной экспертизы запасов (ГКЗ, ЦКЗ), и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) в соответствии с их компетенцией, с учетом заключений органов Госгортехнадзора России.
...
На дачу подачи заявки ООО "ПКФ "Лезерс" об установлении факта открытия месторождения действует инструкция о порядке установления факта открытия месторождения, утверждённая приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.11.2004 N 689 (далее - инструкция)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2012 г. N Ф06-8966/12 по делу N А72-638/2012