г. Казань |
|
18 декабря 2012 г. |
Дело N А06-4088/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии:
ответчика - Магжановой И.А. (доверенность от 01.10.2012 N 20),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.09.2012 (председательствующий судья Мирекина Е.И., судьи Блажнов Д.Н., Сорокин Н.А.)
по делу N А06-4088/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Мусаева Амира Дамировича к Министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области о признании недействующим постановления от 23.05.2011 N 10-П "О Реестре пригородных и межмуниципальных (междугородных) маршрутов регулярного сообщения в Астраханской области" в части внесения в реестр маршрутов N 149 "Астрахань-Карагали" и маршрута N 205 "Астрахань-Стекольный завод",
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Мусаев Амир Дамирович (далее - ИП Мусаев А.Д., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области к Министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области (далее - министерство) с заявлением о признании недействующим постановления министерства от 23.05.2011 N 10-П "О реестре пригородных и межмуниципальных (междугородных) маршрутов регулярного сообщения в Астраханской области" в части внесения в реестр маршрутов N 149 "Астрахань-Карагали" и маршрута N 205 "Астрахань-Стекольный завод".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.09.2012 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе министерство просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Предприниматель в отзыве возражает против доводов жалобы и просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены, поэтому дело рассмотрено в отсутствие ИП Мусаева А.Д.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм права, установила следующее.
Основанием для обращения в арбитражный суд явилось принятие министерством постановления от 23.05.2011 N 10-П "О Реестре пригородных и межмуниципальных (междугородных) маршрутов регулярного сообщения в Астраханской области" в части внесения в реестр маршрутов N 149 "Астрахань-Карагали" и N 205 "Астрахань-Стекольный завод".
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочий органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации транспортного обслуживания населения в том числе автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 19.05.2010 N 210-П (далее - Положение) - данное министерство является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, обеспечивающим осуществление государственной политики и нормативно-правового регулирования в области промышленности, в том числе топливно-энергетического комплекса, природных ресурсов, автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения министерство является правопреемником агентства транспорта Астраханской области по всем правам и обязанностям.
К полномочиям министерства в сфере транспорта в соответствии с пунктом 2.1.7 Положения относится в том числе - формирование и ведение реестра маршрутов межмуниципального сообщения на территории Астраханской области. Пунктом 1.6 Положения предусмотрено, что министерство по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает постановления, имеющие нормативный характер, и издает распоряжения ненормативного характера.
Согласно пункту 2.1 Правил организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения в Астраханской области, утвержденных постановлением Правительства от 04.03.2005 N 10-П (далее - Правила) организация маршрутов регулярного сообщения осуществляется уполномоченным органом путем формирования маршрутной сети регулярного сообщения, включающей пригородные и межмуниципальные маршруты регулярного сообщения, проходящие по территории Астраханской области.
Указанным постановлением утвержден порядок формирования и ведения Реестра пригородных и межмуниципальных (междугородных) маршрутов регулярного сообщения в Астраханской области и утвержден Реестр пригородных и межмуниципальных (междугородных) маршрутов регулярного сообщения в Астраханской области.
Правилами закреплены условия для принятия решения об открытии (изменении, закрытии) маршрута регулярных перевозок.
Реестр формируется путем открытия, изменения или закрытия маршрутов регулярного сообщения.
Министерство в течение 15 календарных дней со дня получения предложения на предлагаемом для открытия маршруте регулярного сообщения определяет наличие (отсутствие) устойчивого пассажиропотока, проводит обследование дорожных условий, определяет оптимальное количество единиц и категории транспортных средств, необходимых для эффективного и безопасного транспортного обслуживания населения на маршруте регулярного сообщения.
Для этого приказом министерства создается комиссия по обследованию пассажиропотока и дорожных условий из числа сотрудников департамента транспорта и портов министерства, министерства социального развития и труда Астраханской области, министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, органов местного самоуправления Астраханской области, на территории которых пролегает маршрут регулярного сообщения (по согласованию), а также представителей автотранспортных организаций (по согласованию).
Результаты обследования оформляются актом, в котором дается заключение комиссии о возможности (невозможности) открытия нового маршрута регулярного сообщения.
Решение об открытии (невозможности открытия) маршрута регулярного сообщения оформляется приказом министерства.
Маршрут регулярного сообщения считается открытым с момента внесения министерством соответствующей записи в Реестр. Запись в Реестр вносится в день издания приказа об открытии маршрута регулярного сообщения (пункты 3.3-3.4).
Как указано в решении суда, маршруты N 149 "Астрахань-Карагали" и маршрута N 205 "Астрахань-Стекольный завод" включены в Реестр постановлением министерства от 23.05.2011 N 10-П "О реестре пригородных и межмуниципальных (междугородных) маршрутов регулярного сообщения в Астраханской области" в нарушение норм Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 N 200.
По мнению суда первой инстанции, в нарушение указанных норм, министерством не был изучен пассажиропоток, не обследовались трассы, не изучено движение, отсутствует технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута, не произведено обеспечение координации движения автобусов, приказ об открытии маршрута регулярного сообщения не был издан и опубликован.
Таким образом, суд пришел к выводу о непредставлении госорганом доказательств соответствия оспариваемого нормативного акта нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, чем нарушены требования части 6 статьи 194 АПК РФ.
Кроме того, по мнению суда, маршруты N 149 "Астрахань-Карагали" и N 205 "Астрахань-Стекольный завод" накладываются на маршрут "Астрахань-Ассадулаево" N 101, через остановочные пункты Карагали и Стекольный завод проходят трассы регулярных муниципальных маршрутов N 101, 103, 119, 143, 582. Указанные обстоятельства влияют на предпринимательскую деятельность перевозчиков, осуществляющих деятельность по данным маршрутам, ведут к снижению их дохода и ограничению конкуренции, не обеспечивают соблюдение требований безопасности дорожного движения.
Между тем суд кассационной инстанции считает данные выводы суда сделанными по неполностью исследованным материалам дела.
Системный анализ вышеперечисленных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позволяют сделать вывод о том, что решение вопроса об открытии, изменении и закрытии маршрута уполномоченным органом подразумевает прохождение установленной процедуры.
В кассационной жалобе министерство указывает на то, что утверждая оспариваемым постановлением реестр маршрутов, министерство не открывало дополнительные маршруты, маршрутную сеть не изменяло, каких-либо маршрутов не закрывало, в связи с чем, вывод суда о необходимости издания приказа об открытии маршрута регулярного сообщения, изучения пассажиропотока, обследования трассы движения и технико-экономическое обоснования целесообразности открытия маршрута, обеспечения координации движения автобусов является ошибочным.
В подтверждение своих доводов, заявитель жалобы также указал на то, что договоры на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения на территории Астраханской области были заключены в декабре 2009 года, то есть до издания оспариваемого постановления.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что в нарушение части 1 статьи 192 АПК РФ отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение прав предпринимателя, поскольку маршруты N 149 "Астрахань-Карагали" и N 205 "Астрахань-Стекольный завод" были утверждены ранее распоряжением министерства промышленности, транспорта и связи Астраханской области от 12.01.2009 N 1-р, а не обжалуемым постановлением от 23.05.2011 N 10-П.
В связи с тем, что судами недостаточно исследованы фактические обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду дать оценку доводам министерства, сопоставив оспариваемое постановление с реестром пригородных и межмуниципальных маршрутов регулярного сообщения в Астраханской области, утвержденных ответчиком распоряжением от 12.01.2009 N 1-р. Также суду необходимо дать надлежащую оценку доводам заявителя жалобы в части отсутствия нарушения прав предпринимателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.09.2012 по делу N А06-4088/2012 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению суда первой инстанции, в нарушение указанных норм, министерством не был изучен пассажиропоток, не обследовались трассы, не изучено движение, отсутствует технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута, не произведено обеспечение координации движения автобусов, приказ об открытии маршрута регулярного сообщения не был издан и опубликован.
Таким образом, суд пришел к выводу о непредставлении госорганом доказательств соответствия оспариваемого нормативного акта нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, чем нарушены требования части 6 статьи 194 АПК РФ.
...
В подтверждение своих доводов, заявитель жалобы также указал на то, что договоры на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения на территории Астраханской области были заключены в декабре 2009 года, то есть до издания оспариваемого постановления.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что в нарушение части 1 статьи 192 АПК РФ отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение прав предпринимателя, поскольку маршруты N 149 "Астрахань-Карагали" и N 205 "Астрахань-Стекольный завод" были утверждены ранее распоряжением министерства промышленности, транспорта и связи Астраханской области от 12.01.2009 N 1-р, а не обжалуемым постановлением от 23.05.2011 N 10-П."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 декабря 2012 г. N Ф06-9443/12 по делу N А06-4088/2012