г. Казань |
|
18 декабря 2012 г. |
Дело N А06-2413/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
заявителя - Сушко В.Ф., доверенность от 01.01.2012 N 18/120032,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.09.2012 (председательствующий судья Сорокин Н.А., судьи Блажнов Д.Н., Мирекина Е.И.)
по делу N А06-2413/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь", г. Ставрополь (ИНН 2636032629, ОГРН 1022601940613) к администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области, г. Нариманов (ИНН 3008005790), о признании постановления администрации муниципального образования "Наримановский район" от 28.12.2010 N 1057 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе за земельные участки, в отношении которых юридическими лицами переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, на территории муниципального образования "Наримановский район" не соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в части установления базовых ставок арендной платы за использование земель сельскохозяйственного назначения для строительства, реконструкции, ремонта объектов магистральных нефте, газо-, трубопроводов (пункт 7 таблицы 1) и не действующим в данной части,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" (далее - ООО "Газпром трансгаз Ставрополь") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействующим постановления администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области от 28.12.2010 N 1057 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе за земельные участки, в отношении которых юридическими лицами переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, на территории муниципального образования "Наримановский район", в части установления базовых ставок арендной платы за использование земель сельскохозяйственного назначения для строительства, реконструкции, ремонта объектов магистральных нефте-, газо-, трубопроводов (пункт 7 таблицы 1).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.09.2012 по делу N А06-2413/2011 требования ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" удовлетворены. Суд признал постановление администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области от 28.12.2010 N 1057 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе за земельные участки, в отношении которых юридическими лицами переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, на территории муниципального образования "Наримановский район" не действующим, как не соответствующего постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части установления базовых ставок арендной платы за использование земель сельскохозяйственного назначения для строительства, реконструкции, ремонта объектов магистральных нефте-, газо-, трубопроводов (пункт 7 таблицы 1).
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области просит отменить решение суда первой инстанции с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований общества. Считает, что при утверждении районной администрацией базовых ставок арендной платы не были нарушены принципы определения арендной платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, установленная базовая ставка в 10 000% является экономически обоснованной с учетом категории и разрешенного использования земельных участков. Администрация муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области не согласна с выводами эксперта Костина П.Н., положенными в основу решения суда первой инстанции, о неправомерности применения метода рекапитализации при расчете базовой ставки, а также о необоснованности применения администрацией при расчете базовой ставки рыночной стоимости 1 кв. м земли в 50 руб. Выводы эксперта об экономически обоснованной базовой ставки арендной платы в 3% от кадастровой стоимости считает ошибочными. Суд, по мнению администрации, ошибочно посчитал, что оспоренное постановление противоречит Закону о конкуренции, так как оно не препятствует осуществлению хозяйствующими субъектами их деятельности.
ООО "Газпромтрансгаз Ставрополь" в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении. Считает обоснованными выводы эксперта об отсутствии экономического обоснования утвержденной постановлением администрации базовой ставки арендной платы и выводы суда о несоответствии оспоренного постановления нормативным актам, имеющим большую силу.
В судебном заседании представители ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" просят отказать в удовлетворении кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Администрация муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области, извещенная о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представителя в судебное заседание не направила.
Проверив законность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва заявителя, пояснения представителей заявителя, судебная коллегия кассационной инстанции пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Оспариваемым постановлением администрацией муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области от 28.12.2010 N 1057 утверждены базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе за земельные участки, в отношении которых юридическими лицами переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, на территории муниципального образования "Наримановский район". Для земельных участков, используемых для строительства, реконструкции, ремонта объектов магистральных нефте-, газо-, трубопроводов установлена базовая ставка арендной платы в 10 000% к кадастровой стоимости земли, для земельных участков, используемых для строительства, реконструкции, ремонты объектов линий связи - 5 000%, для строительства, реконструкции, ремонта линий электропередачи - 1000%.
Судом первой инстанции для разрешения вопроса об экономической обоснованности утвержденных оспоренным постановлением базовых ставок арендной платы назначена судебно-экономическая экспертиза. По результатам проведенной обществом с ограниченной ответственностью "Астраханская лаборатория судебной экспертизы" экспертизы эксперт пришел к выводу об отсутствии экономической обоснованности утвержденных постановлением администрации базовых ставок арендной платы за использование земельных участков для строительства, реконструкции и ремонта трубопроводных объектов. К тому же выводу эксперт пришел и по результатам назначенной судом повторной экспертизы.
С учетом выводов повторной экспертизы суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о нарушении администрацией муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области при утверждении базовых ставок арендной платы для земель, государственная собственность на которые не разграничена, принципа экономической обоснованности, подлежащего применению при определении ставок арендной платы в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Данный вывод соответствует выводам, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, согласно которым принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса, уполномоченного на распоряжение землей, публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности. Установленные Правительством Российской Федерации предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях иными публичными образованиями. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.01.2011 N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов" утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения в 0,2 руб. за квадратный метр (для Астраханской области).
Следовательно, выводы суда о незаконности оспоренного постановления администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области в оспоренной части основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют нормам материального права.
При этом суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что оспоренным постановлением, несмотря на его наименование, введены одинаковые ставки арендной платы как для лиц, заключающих договор аренды, так и для лиц, переоформивших право пользования землей на право аренды. Между тем для лиц, переоформивших право пользования землей на право аренды, годовой размер арендной платы не может превышать 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Суд первой инстанции пришел также к обоснованному выводу о несоответствии оспоренного постановления администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Установление непомерно высоких базовых ставок арендной платы для владельцев линейных объектов, которые не могут отказаться от заключения арендного договора без сноса либо переноса таких объектов в иное место (что влечет существенные затраты), создает дискриминационные условия для собственников таких объектов, по сравнению с иными арендаторами, имеющими возможность отказа от договора аренды при несогласии с установленной арендодателем арендной платой без существенных затрат по освобождению участка от расположенных на нем объектов.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.09.2012 по делу N А06-2413/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом выводов повторной экспертизы суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о нарушении администрацией муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области при утверждении базовых ставок арендной платы для земель, государственная собственность на которые не разграничена, принципа экономической обоснованности, подлежащего применению при определении ставок арендной платы в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Данный вывод соответствует выводам, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, согласно которым принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса, уполномоченного на распоряжение землей, публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности. Установленные Правительством Российской Федерации предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях иными публичными образованиями. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.01.2011 N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов" утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения в 0,2 руб. за квадратный метр (для Астраханской области).
Следовательно, выводы суда о незаконности оспоренного постановления администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области в оспоренной части основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют нормам материального права.
При этом суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что оспоренным постановлением, несмотря на его наименование, введены одинаковые ставки арендной платы как для лиц, заключающих договор аренды, так и для лиц, переоформивших право пользования землей на право аренды. Между тем для лиц, переоформивших право пользования землей на право аренды, годовой размер арендной платы не может превышать 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Суд первой инстанции пришел также к обоснованному выводу о несоответствии оспоренного постановления администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Установление непомерно высоких базовых ставок арендной платы для владельцев линейных объектов, которые не могут отказаться от заключения арендного договора без сноса либо переноса таких объектов в иное место (что влечет существенные затраты), создает дискриминационные условия для собственников таких объектов, по сравнению с иными арендаторами, имеющими возможность отказа от договора аренды при несогласии с установленной арендодателем арендной платой без существенных затрат по освобождению участка от расположенных на нем объектов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 декабря 2012 г. N Ф06-9717/12 по делу N А06-2413/2011