г. Казань |
|
18 декабря 2012 г. |
Дело N А65-5662/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Вильданова Р.А., Карповой В.А.,
при участии представителей:
истца (общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Тимерхан") - Груздевой Е.И., доверенность от 10.01.2012 (б/н); Хайруллиной А.К., доверенность от 10.01.2012 (б/н),
ответчика (крестьянское (фермерское) хозяйство Минеханова Минталипа Исмагиловича) - Гайфуллиной Л.М., доверенность от 10.11.2012 N 1322406,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Тимерхан", с. Мелекес Тукаевского района Республики Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2012 (судья Мотрохин Е.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., Бажан П.В., Засыпкина Т.С.)
по делу N А65-5662/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Тимерхан", с. Мелекес Тукаевского района Республики Татарстан (ИНН 1639038345, ОГРН 1081682000839) к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, Совету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, крестьянскому (фермерскому) хозяйству Минеханова Минталипа Исмагиловича, д. Старые Ерыклы Тукаевского района Республики Татарстан, палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, о признании незаконным бездействия, недействительными постановления, договора аренды, о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Тимерхан" (далее - ООО Агрофирма "Тимерхан", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - глава Тукаевского МР РТ), Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком Тукаевского МО РТ), Совету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Совет Тукаевского МР РТ), крестьянскому (фермерскому) хозяйству Минеханова Минталипа Исмагиловича (далее - КФХ Минеханов М.И.), палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - палата), о признании незаконным бездействия руководителя Исполкома Тукаевского МО РТ по не рассмотрению заявления ООО Агрофирма "Тимерхан" от 01.12.2009 о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 210 га, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Мелекесское сельское поселение; о понуждении Исполкома Тукаевского МО РТ принять решение о предоставлении обществу в аренду земельного участка площадью 2 098 503 кв. м с кадастровым номером 16:39:00 00 00:410, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Мелекесское сельское поселение, заключить договор аренды на указанный земельный участок, направив проект договора; о признании недействительными постановления главы Тукаевского района от 30.12.2009 N 1746 о предоставлении в аренду Минеханову М.И. земельного участка площадью 2 098 503 кв. м с кадастровым номером 16:39:00 00 00:410, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, территория хозяйства общества с ограниченной ответственностью "Мелекес" (далее - ООО "Мелекес"), договора аренды от 30.12.2009 N 376/09-н земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:39:00 00 00:410, площадью 2 098 503 кв. м, заключенного на 49 лет с 30.12.2009 по 31.12.2058 между Минехановым М.И. и Советом Тукаевского МР РТ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.10.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.06.2011 вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
При новом рассмотрении общество уточнило исковые требования и просило признать незаконным бездействие главы Тукаевского МР РТ, Исполкома Тукаевского МР РТ, палаты, выразившегося в не рассмотрении по существу заявления от 01.12.2009 N 45 (исходящий N 46) общества о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:39:00 00 00:410 площадью 210 га (2 098 503 кв. м), расположенной по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Мелекесское сельское поселение (территория хозяйства с. Мелекес); обязать Исполком Тукаевского района МО РТ, палату рассмотреть по существу заявление ООО Агрофирма "Тимерхан" от 01.12.2009 N 45, о понуждении провести торги (конкурсы, аукционы) по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:39:00 00 00:410 площадью 210 га (2 098 503 кв. м), расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Мелекесское сельское поселение (территория хозяйства с. Мелекес), признать недействительными постановления главы Тукаевского МО РТ от 30.12.2009 N 1746 о предоставлении в аренду Минеханову М.И. земельного участка площадью 2 098 503 кв. м с кадастровым номером 16:39:00 00 00:410, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, территория хозяйства ООО "Мелекес", и договор аренды от 30.12.2009 N 376/09-н земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:39:00 00 00:410, площадью 2 098 503 кв. м, заключенного на 49 лет с 30.12.2009 по 31.12.2058, между Минехановым М.И. и Советом Тукаевского МР РТ; применить последствия недействительности сделки.
Уточнение исковых требований принято судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 29.06.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012, заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие палаты, выразившееся в не рассмотрении по существу заявления от 01.12.2009 N 45 (исходящий N 46). В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представители ООО "Агрофирма "Тимерхан", явившиеся в судебное заседание, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель КФХ Минеханова М.И. в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции с доводами кассационной жалобы не согласился.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 13 часов 40 минут 11.12.2012 на 10 часов 20 минут 17.12.2012.
После перерыва 17.12.2012 в 10 часов 20 минут судебное заседание продолжено в том же составе.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, глава КФХ Минеханов М.И. обратился к Главе Тукаевского МР РТ с заявлениями от 19.05.2007 N 15 и от 24.04.2009 N 16 о предоставлении в аренду из земель сельскохозяйственного назначения земельного участка площадью 210 га, расположенного в РТ, Тукаевский район, Мелекесское сельское поселение.
Советом Тукаевского МР РТ 27.11.2009 в газете "Светлый путь" N N 140-141 (5148 - 5149) было дано информационное сообщение о возможном предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка, площадью 210 га, для сельхозпроизводства, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, Мелекесское сельское поселение.
ООО Агрофирма "Тимерхан" заявлением от 01.12.2009 N 45 (от 01.12.2009 исходящий N 46) обратилось в адрес руководителя Исполкома Тукаевского МР РТ, которое зарегистрировано палатой 01.12.2009 вх. N 583, о предоставлении того же земельного участка.
Главой Тукаевского МР РТ 30.12.2009 вынесено постановление N 1746, которым Минеханову М.И. предоставлен в аренду на 49 лет вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 16:39:00 00 00:410, общей площадью 2 098 503 кв. м с разрешенным использованием: для сельхозпроизводства, из земель сельскохозяйственного назначения.
Между Минехановым М.И. и Советом Тукаевского МР РТ 30.12.2009 был заключен договор аренды земельного участка N 376/09-н, по условиям которого Минеханову М.И. в аренду сроком на 49 лет был предоставлен спорный земельный участок, к которому заключено дополнительное соглашение от 08.02.2011 N 8.
Договор и дополнительное соглашение были зарегистрированы в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
ООО "Агрофирма "Тимерхан", полагая, что постановление о предоставлении в аренду Минеханову М.И. земельного участка площадью 2 098 503 кв. м с кадастровым номером 16:39:00 00 00:410, договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 30.12.2009 N 376-09н, как и оспариваемое бездействие по рассмотрению заявления общества противоречат статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", положениям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также нарушают права общества, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 3 названной статьи организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
Палата не отрицает факт получения от общества заявления от 01.12.2009 N 45 (от 01.12.2009 исходящий N 46).
При получении указанного заявления от общества палата согласно пункту 6.4 Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности и муниципальной собственности Тукаевского муниципального района, утвержденного решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 27.04.2007 N 13/9 (в редакции, действующей на дату обращения общества с данным заявлением), должна была в недельный срок принять решение о подготовке земельного участка для предоставления в аренду, проведении торгов или об отказе в его предоставлении.
Поскольку такие действия палатой не были предприняты, в следствие чего заявление ООО Агрофирма "Тимерхан" было оставлено без рассмотрения, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно признали оспариваемое бездействие палаты незаконным.
Поскольку заявление ООО Агрофирма "Тимерхан" о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка не направлялось главе Тукаевского МР РТ и в Исполком Тукаевского МР РТ, суды первой и апелляционной пришли к правомерному выводу, что бездействие вышеуказанных органов не может быть признано незаконным.
При этом при вынесении обжалуемых судебных актов суды правомерно исходили из того, что порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В силу приведенной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли - продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Таким образом, нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" устанавливают особый порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и являются специальными по отношению к нормам Земельного кодекса Российской Федерации, положениям статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которые в связи с этим не подлежат применению к спорным правоотношениям.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что КФХ Минеханова М.И. имело право на предоставление спорного земельного участка в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", без проведения торгов.
Довод заявителя кассационной жалобы, что правила статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" применяются при предоставлении земельных участков только при создании фермерского хозяйства, противоречат содержанию пункта 1 указанной нормы, допускающей возможность предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
Кроме того, нормы статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 11, 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" позволяют заключить, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в порядке, предусмотренном специальным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в Главе 4 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Данные положения введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий и условий для создания и нормального функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
Общество, подавшее вторую заявку, не является крестьянским (фермерским) хозяйством и на него не распространяется действие Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанции правомерно были отклонены доводы ООО "Агрофирма "Тимерхан" о том, что спорный земельный участок должен был предоставляться с торгов в виду наличия второй заявки от общества.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012, без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 по делу N А65-5662/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в Главе 4 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Данные положения введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий и условий для создания и нормального функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
Общество, подавшее вторую заявку, не является крестьянским (фермерским) хозяйством и на него не распространяется действие Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012, без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 декабря 2012 г. N Ф06-10048/12 по делу N А65-5662/2010
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6329/13
03.03.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1259/14
18.12.2013 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5662/10
13.12.2013 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5662/10
24.09.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4408/11
09.08.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8081/13
09.08.2013 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5662/10
04.06.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5244/13
24.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4887/13
09.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4887/13
18.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10048/12
17.09.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10472/12
29.06.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5662/10
06.12.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13736/11
30.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4408/11
21.03.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13045/10
29.10.2010 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5662/10