г. Казань |
|
19 декабря 2012 г. |
Дело N А55-28823/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королёвой Н.Н.,
судей Гарифуллиной К.Р., Сергеева Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Насыровой Г.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Самарской области представителей:
истца - Сусликовой Ю.А. (доверенность от 02.12.2011,
ответчика (муниципального образования городской округ Самара в лице главы городского округа Самара) - Беляевой Н.В. (доверенность от 27.12.2011 N 01/04-1499),
ответчика (муниципального образования городской округ Самара в лице администрации городского округа Самара) - Беляевой Н.В. (доверенность от 27.12.2011 N 01/04-1500),
ответчика (муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента финансов администрации городского округа Самара) - Федяниной Л.О. (доверенность от 05.07.2012 N 37),
в отсутствие:
ответчика (муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара) - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видео-конференц-связи с Арбитражным судом Самарской области кассационную жалобу муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента финансов администрации городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2012 (судья Зафран Н.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Морозов В.А., Туркин К.К.)
по делу N А55-28823/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "МСК", г. Самара (ИНН 6317080895, ОГРН 1106317000635) к муниципальному образованию городской округ Самара в лице главы городского округа Самара, г. Самара, в лице администрации городского округа Самара, г. Самара (ОГРН 1026300967417), в лице Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, в лице Департамента финансов администрации городского округа Самара, г. Самара (ОГРН 1036300660153) о признании договора недействительным и понуждении возвратить денежные средства в размере 1 000 000 руб., при участии третьего лица - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МСК" (далее - истец, ООО "МСК") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к главе городского округа Самара (далее - ответчик) о признании договора недействительным и понуждении возвратить денежные средства в размере 1 000 000 руб.
Исковые требования заявлены в соответствии со статьей 167, пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы тем, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-12192/2010 протокол открытого аукциона на право заключения договора о развитии застроенных территорий в границах улиц: Гая, Ерошевского, Подшипниковой, Николая Панова в Октябрьском районе городского округа Самара признан недействительным, что влечет недействительность договора от 26.03.2010 N 140, в связи с чем ответчик обязан возвратить уплаченную истцом цену права на заключение спорного договора.
Определением от 02.02.2012 Арбитражный суд Самарской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, администрацию городского округа Самара.
Определением от 22.03.2012 тот же суд в порядке статей 46, 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заменил ненадлежащего ответчика, главу городского округа Самара, надлежащим, муниципальным образованием городской округ Самара в лице главы городского округа Самара, в лице администрации городского округа Самара, в лице Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, в лице Департамента финансов администрации городского округа Самара.
Решением от 17.04.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012, Арбитражный суд Самарской области исковые требования удовлетворил, признал договор от 26.03.2010 N 140, заключенный между главой городского округа Самара и ООО "МСК", недействительным, взыскал с муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента финансов администрации городского округа Самара за счет казны муниципального образования городской округ Самара 1 000 000 руб.
В кассационной жалобе Департамент финансов администрации городского округа Самара просит состоявшиеся судебные акты отменить в части как не соответствующие нормам права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на незаконное взыскание денежных средств с муниципального образования городского округа Самара в лице Департамента финансов администрации городского округа Самара, поскольку главным распорядителем бюджетных средств по спорным правоотношениям является Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, денежные средства по спорному договору перечислены на расчетный счет Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара.
В отзыве на кассационную жалобу администрация городского округа Самара просит кассационную жалобу удовлетворить.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон спора, не находит оснований для отмены судебных актов.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал оспоренный договор недействительным в силу пункта 2 статьи 449 ГК РФ, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 03.09.2010 по делу N А55-12192/2010 признаны недействительными: постановление администрации городского округа Самара от 26.01.2010 N 47 "О принятии решения о развитии застроенной территории в границах улиц Гая, Ерошевского, Подшипниковой, Николая Панова в Октябрьском районе городского округа Самара", постановление администрации городского округа Самара от 26.01.2010 N 48 "О проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории", протокол открытого аукциона от 04.03.2010 на право заключения договора о развитии застроенных территорий в границах улиц: Гая, Ерошевского, Подшипниковой, Николая Панова в Октябрьском районе городского округа Самара.
Применяя последствия недействительности сделки в виде взыскания денежных средств за счет казны муниципального образования в лице его финансового органа, Департамента финансов администрации городского округа Самара, суд первой инстанции исходил из пункта 2 статьи 167 ГК РФ, муниципальных правовых актов, регулирующих полномочия Департамента финансов администрации городского округа Самара.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело по имеющимся в деле доказательствам, согласился с выводами суда первой инстанции.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов обеих инстанций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статьям 13, 16 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 27.12.2007 N 516, администрация городского округа Самара уполномочивает финансовый орган администрации городского округа (Департамент финансов администрации городского округа Самара) на осуществление бюджетных полномочий, а Департамент финансов администрации городского округа Самара в сфере бюджетных правоотношений распоряжается средствами, поступающими на единый счет бюджета.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Департаменте финансов администрации городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 31.05.2007 N 433, Департамент финансов администрации городского округа Самара является отраслевым (функциональным) органом администрации городского округа Самара, обеспечивающим проведение в пределах своих полномочий финансовой, бюджетной и налоговой политики городского округа Самара. Департамент является финансовым органом администрации городского округа Самара, организующим исполнение бюджета городского округа Самара в соответствии с настоящим Положением и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городском округе Самара.
В целях выполнения возложенных задач Департамент финансов наделяется полномочиями, в том числе по определению и утверждению лимитов бюджетных обязательств и доведения их до распорядителей и получателей бюджетных средств, по организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета городского округа Самара (пункт 3.1. Положения о Департаменте финансов администрации городского округа Самара).
В соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Как следует из материалов дела, целью заключения между сторонами спора договора от 26.03.2010 N 140 является развитие застроенной территории в границах улиц Гая, Ерошевского, Подшипниковой, Николая Панова в Октябрьском районе городского округа Самара.
Согласно платежному поручению от 08.04.2010 N 2 истец перечислил на счет Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара 1 000 000 руб., в назначении платежа указано: "Прочие безвозмездные поступления в бюджеты городских округов согласно дог. N 140 от 26.03.2010".
Поскольку спорный договор был заключен в интересах муниципального образования городской округ Самара, суд правомерно взыскал 1 000 000 руб. с муниципального образования в лице его финансового органа за счет казны муниципального образования.
При таких условиях доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как несостоятельные.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 по делу N А55-28823/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Королёва |
Судьи |
К.Р. Гарифуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 декабря 2012 г. N Ф06-9504/12 по делу N А55-28823/2011