г. Казань |
|
27 декабря 2012 г. |
Дело N А55-12895/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
при участии представителя:
ответчика - Поскрякова А.В. (доверенность от 21.08.2012 N 63 АА 1402496),
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия городского округа Самара "Инженерная служба", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2012 (судья Рысаева С.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 (председательствующий судья Буртасова О.И., судьи Щадрина О.Е., Селиверстова Н.А.)
по делу N А55-12895/2012
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Международный аэропорт "Курумоч", г. Самара (ИНН 6313036408, ОГРН 1026300841357) к муниципальному предприятию городского округа Самара "Инженерная служба", г. Самара (ИНН 6315701071, ОГРН 1026300972675) о взыскании 5 004 990 руб. 02 коп.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Международный аэропорт "Курумоч" (далее - ОАО ""Международный аэропорт "Курумоч", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к муниципальному предприятию городского округа Самара "Инженерная служба" (далее - МП г.о. Самара "Инженерная служба", ответчик) о взыскании 5 004 990 руб. 02 коп. неосновательного обогащения по оплате услуг по передаче электрической энергии за период январь 2011 года - декабрь 2011 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012, исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 2 622 099 руб. 18 коп. неосновательного обогащения, 25 160 руб. 13 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МП г.о. Самара "Инженерная служба" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, как незаконные, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению подателя жалобы, судами не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что ответчик не обладал полномочиями по владению, пользованию, распоряжению объектами электросетевого хозяйства, поскольку право хозяйственного ведения на эти объекты не было зарегистрировано за ответчиком в установленном законом порядке.
Кроме того, полагает, что истцом не доказан размер неосновательного обогащения, поскольку установка приборов учета производилась в отсутствие представителя ответчика, акты снятия показаний приборов учета электрической энергии составлены истцом в одностороннем порядке.
В суде кассационной инстанции представителем ответчика заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное тем, что ответчиком в качестве представителя был привлечен к участию в деле квалифицированный адвокат Петров Владимир Харлампьевич, который в назначенное время не может присутствовать в судебном заседании.
Рассмотрев ходатайство, судебная коллегия считает его подлежащим отклонению в связи с отсутствием оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, заслушав представителя ответчика в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, ОАО "Международный аэропорт "Курумоч" и МП г.о. Самара "Инженерная служба" являются смежными сетевыми организациями.
В соответствии с пунктом "г" пункта 41 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
Судами установлено, что в соответствии с приложением к приказу Департамента управления имуществом городского округа Самара от 06.10.2009 N 3175 и на основании акта приема-передачи от 09.03.2010 в хозяйственное ведение ответчика переданы здания трансформаторных подстанций.
Между сторонами по делу подписаны акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной принадлежности сетей.
В период с января 2011 года по декабрь 2011 года истец оказал ответчику услуги по передаче электрической энергии на сумму 5 004 990 руб. 02 коп.
Факт оказания услуг подтвержден актами снятия показаний расчетных приборов учета за январь-декабрь 2011 года.
Согласно отчету по передаче электроэнергии за 2011 год на границах ответственности на объекты ответчика передано 6 036,567 МВт·ч электрической энергии на общую сумму 10 886 308 руб. 71 коп.
Из актов о фактическом объеме передачи электрической энергии по конечным потребителям открытого акционерного общества "Самараэнерго" (далее - ОАО "Самараэнерго") выделены объемы переданной электрической энергии на объекты, присоединенные к сетям ответчика.
Данные объемы частично оплачены ОАО "Самараэнерго" по единым котловым тарифам в соответствии с приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.04.2011 N 27 на общую сумму 5 881 318 руб. 69 коп.
Согласно расчету истца сумма задолженности ответчика за вычетом сумм, оплаченных ОАО "Самараэнерго" за период январь-декабрь 2011 года, составляет 5 004 990 руб. 02 коп.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Договор на оказание услуг по передаче электрической энергии между сторонами отсутствует. Однако факт пользования ответчиком услугами по передаче электрической энергии без установленных законом либо сделкой оснований порождает внедоговорные обязательства вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу пункта 1 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В соответствии с абзацем 8 пункта 2 Правил N 861 сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня таких тарифов.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия, в том числе по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.
При установлении тарифов на электрическую энергию (в том числе на услуги по ее передаче) применяется метод экономически обоснованных расходов (затрат). Тарифы устанавливаются для каждой регулируемой организации с учетом ее необходимой валовой выручки - экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В силу указанных правовых норм плата за пользование услугами по передаче электрической энергии является регулируемой, в связи с чем при ее определении должны использоваться тарифы, установленные уполномоченными органами, а стороны обязаны руководствоваться установленными тарифами и не вправе применять другой размер платы.
Установленные тарифы подлежат применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что соответствует правилам статей 422, 424 ГК РФ.
Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области издан приказ от 28.04.2011 N 28 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области" (далее - приказ N 28), распространяющий действие с 01.01.2011.
Поскольку ответчик является первой организацией в паре, то он обязан оплачивать истцу оказанные услуги по передаче электрической энергии по тарифу, установленному приказом N 28.
В соответствии с пунктом 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Судами установлено также, что на основании приказа Департамента по управлению имуществом городского округа Самара от 21.07.2011 N 1637 объекты инженерных сетей изъяты из хозяйственного ведения ответчика.
По актам приема-передачи зданий (сооружений) от 22.07.2011 N 47, от 22.07.2011 N 51, от 22.07.2011 N 50, от 22.07.2011 N 49, от 22.07.2011 N 49, от 22.07.2011 N 48 ответчик передал объекты электросетевого хозяйства Департаменту управления городского округа Самара.
В этой связи судами сделан правильный вывод о том, что ответчик не участвует в отношениях по передаче электрической энергии с июля 2011 года, так как не отвечает признакам сетевой организации, установленным пунктом 2 Правил N 861, поскольку в спорной точке присоединения не владеет на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются услуги по передаче электрической энергии и осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок).
Установив, что факт оказания услуг, наличие и размер неосновательного обогащения подтверждены документально, с учетом того, что контррасчет ответчиком не представлен, доказательства оплаты в материалах дела отсутствуют, а также принимая во внимание, что с июля 2011 года в спорных точках присоединения ответчик не является сетевой организацией, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования частично и взыскал с ответчика в пользу истца неосновательное обогащение в размере 2 622 099 руб. 18 коп. за период январь 2011 года - июнь 2011 года.
Доводы ответчика о том, право хозяйственного ведения на объекты электросетевого хозяйства не было зарегистрировано за ответчиком в установленном законом порядке, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения иска, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку на основании акта приема-передачи от 09.03.2010 в хозяйственное ведение ответчика были переданы здания трансформаторных подстанций, Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области для ответчика установлен тариф, между сторонами по делу были подписаны акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной принадлежности сетей.
Апелляционным судом также обоснованно не приняты доводы ответчика о том, что акты снятия показаний приборов учета электрической энергии составлены истцом в одностороннем порядке, представители ответчика не присутствовали при снятии показаний приборов учета, установка приборов учета производилась в отсутствие представителя ответчика.
Как было указано выше, на основании акта приема-передачи от 09.03.2010 в хозяйственное ведение ответчика переданы здания трансформаторных подстанций.
Согласно абзацу 3 пункта 139 Правил N 530 если иное не установлено договором, прибор учета следует судьбе энергопринимающих устройств, энергетических установок или объектов электросетевого хозяйства, для обслуживания которых он используется.
Сбор данных коммерческого учета в силу положений Правил N 530 является обязанностью сетевой организации.
Согласно пункту 12 Правил N 530 в целях обеспечения надлежащего исполнения принятых субъектами розничных рынков обязательств сетевые организации осуществляют коммерческий учет электрической энергии и контролируют его осуществление иными субъектами розничных рынков в порядке, установленном настоящим документом.
В соответствии с пунктом 159 Правил N 530 сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям.
В соответствии с пунктом 158 Правил N 530 смежные сетевые организации, иные законные владельцы электрических сетей, потребители (обслуживающие их организации) и производители электрической энергии, чьи энергопринимающие устройства (энергетические установки) имеют непосредственное присоединение к электрическим сетям сетевой организации, представляют такой сетевой организации показания расчетных приборов учета, расположенных в границах балансовой принадлежности их электрических сетей (энергопринимающих устройств) с соблюдением формы и периодичности представления, определенных в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии. Форма представления показаний расчетных приборов учета должна соответствовать типам приборов учета, которыми в соответствии с настоящим разделом оборудуются точки поставки на розничном рынке.
Указанные смежные сетевые организации, иные законные владельцы электрических сетей, потребители и производители электрической энергии также должны обеспечивать беспрепятственный доступ представителей сетевой организации к приборам учета, расположенным в границах балансовой принадлежности их электрических сетей, для целей осуществления проверки состояния таких приборов учета и снятия проверочных (контрольных) показаний. Сетевая организация осуществляет контрольные проверки приборов учета не реже 1 раза в полгода, если договором оказания услуг по передаче электрической энергии не установлено иное.
Кроме того, с 2012 года объекты электросетевого хозяйства ответчика находятся на обслуживании у закрытого акционерного общества "ССК" и начальные показания приборов учета в акте снятия показаний расчетных приборов учета электрической энергии за январь 2012 года закрытого акционерного общества "ССК" соответствуют конечным показаниям приборов учета в акте снятия показаний за декабрь 2011 года у ответчика.
Таким образом, принятые по делу судебные акты соответствует нормам материального права, сделанные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, процессуальных нарушений судами не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 по делу N А55-12895/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия, в том числе по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.
...
Установленные тарифы подлежат применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что соответствует правилам статей 422, 424 ГК РФ.
...
В соответствии с пунктом 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 декабря 2012 г. N Ф06-9987/12 по делу N А55-12895/2012
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5140/13
27.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9987/12
04.09.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9625/12
20.06.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-12895/12