г. Самара |
|
04 сентября 2012 г. |
Дело N А55-12895/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Шадриной О.Е., Селиверстовой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сагдеевой Ю.Н.,
от истца - представитель Золотов В.А., доверенность от 01.08.2012 г. N 410;
от ответчика:
- директор Русин С.В., приказ от 01.08.2012 г. N 267м;
- представитель Поскряков А.В., доверенность от 13.08.2012 г.;
от третьего лица - представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 августа 2012 года в зале N 2 апелляционную жалобу Муниципального предприятия городского округа Самара "Инженерная служба", на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 июня 2012 года, принятое по делу N А55-12895/2012, судьей Рысаевой С.Г.,
по иску открытого акционерного общества "Международный аэропорт "Курумоч" (ИНН: 6313036408, ОГРН: 1026300841357), г. Самара,
к Муниципальному предприятию городского округа Самара "Инженерная служба" (ИНН: 6315701071, ОГРН: 1026300972675), г. Самара,
с привлечением третьего лица:
- открытого акционерного общества "Самараэнерго", г. Самара,
о взыскании 5 004 990 руб. 02 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Международный аэропорт "Курумоч" Самарская область, г.Самара (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Муниципальному предприятию городского округа Самара "Инженерная служба", г.Самара (далее - ответчик), о взыскании неосновательного обогащения в размере 5 004 990 руб. 02 коп. по оплате услуг по передаче электрической энергии за период январь 2011 г. - декабрь 2011 года.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 28.03.12 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено ОАО "Самараэнерго" г.Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 июня 2012 г. исковые требования удовлетворены частично. С Муниципального предприятия городского округа Самара "Инженерная служба" г.Самара, в пользу открытого акционерного общества "Международный аэропорт "Курумоч"", г.Самара, взыскано 2 622 099 руб. 18 коп. неосновательного обогащения, а также 25 160 руб. 13 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В качестве доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, поскольку право хозяйственного ведения на объекты электросетевого хозяйства не было зарегистрировано за ответчиком в установленном законом порядке, в том числе по причине отсутствия государственной регистрации права муниципальной собственности на данные объекты, МП городского округа Самара "Инженерная служба" не было наделено правомочиями по владению, пользованию и распоряжению инженерными коммуникациями, в силу чего не могло вступать в договорные отношения, либо совершать иные юридически значимые действия.
Кроме этого, полагает, что истцом не доказан размер неосновательного обогащения, поскольку установка приборов учета производилась в отсутствие представителя ответчика, что свидетельствует о необъективности начальных показаний данных приборов.
Также указывает, что акты снятия показаний приборов учета электрической энергии, составлены истцом в одностороннем порядке, представители ответчика не присутствовали при снятии показаний приборов учета, уведомлений о предстоящем снятии показаний приборов учета электрической энергии в адрес ответчика не поступало.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным, и настаивал на отмене обжалуемого решения.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, рассмотрев представленные документы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными обстоятельствами по делу, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Самарской области от 20 июня 2012 года, принятое по делу N А55-12895/2012 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Международный аэропорт "Курумоч" Самарская область, г.Самара, и Муниципальное предприятие городского округа Самара "Инженерная служба", г.Самара, являются смежными сетевыми организациями.
В соответствии с п. "г" п.41 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861, при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обсуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта РФ, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
В соответствии с приложением к приказу Департамента управления имуществом городского округа Самара N 3175 от 06.10.09г. и на основании акта приёма - передачи от 09.03.10. в хозяйственное ведение ответчика переданы здания трансформаторных подстанций.
Между сторонами по делу подписаны акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной принадлежности сетей (Т. 1 л.д. 12-17).
В период с января 2011 г. по декабрь 2011 года, истец оказал ответчику услуги по передаче электрической энергии на сумму 5 004 990 руб. 02 коп.
Факт оказания услуг подтверждает актами снятия показаний расчётных приборов учёта за январь - декабрь 2011 года (Т., 1 л.д.24-35).
Согласно отчету по передаче электроэнергии за 2011 год, на границах ответственности на объекты ответчика передано 6 036,567 МВт.ч. на общую сумму 10 886 308 руб. 71 коп. (Т. 1 л.д. 22).
Из актов о фактическом объёме передачи электроэнергии по конечным потребителям ОАО "Самараэнерго" выделены объёмы переданной электроэнергии на объекты, присоединённые к сетям ответчика.
Данные объёмы частично оплачены ОАО "Самараэнерго" по единым котловым тарифам в соответствии с приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области N 27 от 28.04.11. на общую сумму 5 881 318 руб. 69 коп.
Согласно расчёту истца, сумма задолженности ответчика за вычётом сумм оплаченных ОАО "Самараэнерго" за период январь - декабрь 2011 года составляет 5 004 990 руб. 02 коп.
Ответчик в нарушении принятого Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области нормативного документа (Приказ управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.04.11 N 28) не произвёл оплату оказанных истцом услуг, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Договор на оказание услуг по передаче электрической энергии между сторонами отсутствует.
Между тем, факт пользования ответчиком услугами по передаче электрической энергии без установленных законом либо сделкой оснований порождает внедоговорные обязательства вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу пункта 1 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В соответствии с абзацем 8 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации") тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня таких тарифов.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия, в том числе по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.
При установлении тарифов на электрическую энергию (в том числе на услуги по ее передаче) применяется метод экономически обоснованных расходов (затрат). Тарифы устанавливаются для каждой регулируемой организации, с учетом ее необходимой валовой выручки - экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В силу указанных норм, плата за пользование услугами по передаче электрической энергии является регулируемой, в связи с чем, при ее определении должны использоваться тарифы, установленные уполномоченными органами, а стороны обязаны руководствоваться установленными тарифами и не вправе применять другой размер платы. Установленные тарифы подлежат применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что соответствует правилам статей 422, 424 ГК РФ.
Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области издан Приказ N 28 от 28.04.11 года "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области", распространяющий действие с 01.01.2011 года. Согласно вышеуказанному Приказу, ответчик обязан оплачивать услуги истцу по утвержденным тарифам.
Поскольку ответчик является первой организацией в паре, то он обязан оплачивать истцу оказанные услуги по передаче электрической энергии по тарифу, установленному Приказом N 28 от 28.04.2011 г.
В соответствии с пунктом 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, Утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила), оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Из материалов дела также усматривается, что на основании Приказа Департамента по управлению имуществом городского округа Самара N 1637 от 21.07.11 объекты инженерных сетей изъяты из хозяйственного ведения ответчика.
По актам приёма - передачи зданий (сооружений) N 47 от 22.07.11, N 51 от 22.07.11, N 50 от 22.07.11, N 49 от 22.07.11, N 49 от 22.07.11, N 48 от 22.07.11 ответчик передал объекты электросетевого хозяйства Департаменту управления городского округа Самара (Т. 3 л.д. 21-35).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик не участвует в отношениях по передаче электрической энергии с июля 2011 года, так как не отвечает признакам сетевой организации, установленным пунктом 2 Правил N 861, поскольку в спорной точке присоединения не владеет на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются услуги по передаче электрической энергии и осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок).
Установив, что факт оказания услуг, наличие и размер неосновательного обогащения подтверждены документально, свой контррасчет ответчиком не представлен, доказательства оплаты в материалах дела отсутствуют, а также принимая во внимание, что с июля 2011 года в спорных точках присоединения ответчик не является сетевой организацией суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования частично и взыскал с ответчика в пользу истца неосновательное обогащение в размере 2 622 099 руб. 18 коп. за период январь 2011 г. - июнь 2011 г.
Доводы апелляционной жалобы о том, что основания для удовлетворения иска отсутствуют, в связи с тем, что право хозяйственного ведения на объекты электросетевого хозяйства не было зарегистрировано за ответчиком в установленном законом порядке, не могут повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку на основании акта приёма - передачи от 09.03.10. в хозяйственное ведение ответчика были переданы здания трансформаторных подстанций, Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области для ответчика установлен тариф, между сторонами по делу были подписаны акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной принадлежности сетей.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что акты снятия показаний приборов учета электрической энергии составлены истцом в одностороннем порядке, представители ответчика не присутствовали при снятии показаний приборов учета, установка приборов учета производилась в отсутствие представителя ответчика, также отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с приложением к приказу Департамента управления имуществом городского округа Самара N 3175 от 06.10.09г. и на основании акта приёма - передачи от 09.03.10. в хозяйственное ведение ответчика переданы здания трансформаторных подстанций (Т.1. л.д.10).
Согласно абз. 3 пункта 139 Правил N 530, если иное не установлено договором, прибор учета следует судьбе энергопринимающих устройств, энергетических установок или объектов электросетевого хозяйства, для обслуживания которых он используется.
Сбор данных коммерческого учета в силу положений Правил N 530 является обязанностью сетевой организации.
Согласно пункту 12 Правил N 530 в целях обеспечения надлежащего исполнения принятых субъектами розничных рынков обязательств сетевые организации осуществляют коммерческий учет электрической энергии и контролируют его осуществление иными субъектами розничных рынков в порядке, установленном настоящим документом.
В соответствии с пунктом 159 Правил N 530 сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям.
В соответствии с пунктом 158 Правил N 530 смежные сетевые организации, иные законные владельцы электрических сетей, потребители (обслуживающие их организации) и производители электрической энергии, чьи энергопринимающие устройства (энергетические установки) имеют непосредственное присоединение к электрическим сетям сетевой организации, представляют такой сетевой организации показания расчетных приборов учета, расположенных в границах балансовой принадлежности их электрических сетей (энергопринимающих устройств) с соблюдением формы и периодичности представления, определенных в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии. Форма представления показаний расчетных приборов учета должна соответствовать типам приборов учета, которыми в соответствии с настоящим разделом оборудуются точки поставки на розничном рынке.
Указанные смежные сетевые организации, иные законные владельцы электрических сетей, потребители и производители электрической энергии также должны обеспечивать беспрепятственный доступ представителей сетевой организации к приборам учета, расположенным в границах балансовой принадлежности их электрических сетей, для целей осуществления проверки состояния таких приборов учета и снятия проверочных (контрольных) показаний. Сетевая организация осуществляет контрольные проверки приборов учета не реже 1 раза в полгода, если договором оказания услуг по передаче электрической энергии не установлено иное.
Кроме того, с 2012 г. объекты электросетевого хозяйства ответчика находятся на обслуживании у ЗАО "ССК" и начальные показания приборов учета в акте снятия показаний расчетных приборов учета электрической энергии за январь 2012 г. ЗАО "ССК" соответствуют конечным показаниям приборов учета в акте снятия показаний за декабрь 2011 г. у ответчика.
Иные доводы апелляционной жалобы всесторонне изучены судебной коллегией и не нашли своего подтверждения в материалах дела и в представленных доказательствах.
В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель апелляционной жалобы не доказал обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований и возражений.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 2000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 июня 2012 года, принятое по делу N А55-12895/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального предприятия городского округа Самара "Инженерная служба" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
Н.А. Селиверстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12895/2012
Истец: ОАО "Международный аэропорт "Курумоч""
Ответчик: Муниципальное предприятие г. о. Самара "Инженерная служба", Муниципальное предприятие городского округа Самара "Инженерная служба", г. Самара
Третье лицо: ОАО "Самараэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5140/13
27.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9987/12
04.09.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9625/12
20.06.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-12895/12