г. Казань |
|
10 января 2013 г. |
Дело N А12-10085/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
третьих лиц - извещены надлежащим образом, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федерального казначейства по Волгоградской области и Главного управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.07.2012 (судья Сурков А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи: Волкова Т.В., Телегина Т.Н.)
по делу N А12-10085/2012
по заявлению администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822) г. Волгоград, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037339085636) г. Москва, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555), Волгоград, третьи лица: Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области (ИНН 3444012677, ОГРН 1023403458650), г. Волгоград, Министерство внутренних дел Российской Федерации (ИНН 7706074737, ОГРН 10377000296620), г. Москва, о взыскании 5 846 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
администрация Волгограда (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Российской Федерации, в лице Министерство финансов Российской Федерации о взыскании за счет средств казны в пользу муниципального образования городской округ город-герой Волгоград 1 657 000 рублей расходов, связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) участковому уполномоченному милиции Голер Николаю Викторовичу, 2 723 000 рублей расходов, связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) участковому уполномоченному милиции Егорову Ивану Ивановичу, 1 454 000 рублей расходов, связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) участковому уполномоченному милиции Знаемскому Игорю Николаевичу, а также 12.000 рублей в возмещение расходов по проведению оценки стоимости указанных жилых помещений.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.07.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Федерального казначейства по Волгоградской области и Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами, в которых просят данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как усматривается из материалов дела, решениями Центрального районного суда Волгограда от 05.03.2008 по делу N 21107/08, от 16.07.2008 по делу N 2-4574/08, от 17.12.2008 по делу N 28686/08, вступившими в законную силу, удовлетворены исковые требования Знаемского Игоря Николаевича, Егорова Ивана Ивановича и Голер Николая Викторовича к администрации о понуждении к предоставлению жилого помещения.
На администрацию Волгограда возложена обязанность по предоставлению Знаемскому И.Н. на состав семьи 4 человека жилого помещения в виде отдельной квартиры площадью не менее 48 кв.м, Егорову И.И. на состав семьи 4 человека жилого помещения в виде отдельной квартиры не менее 48 кв.м. и не более 72 кв.м, Голер Н.В. на состав семьи из 3 человек жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 36 кв.м.
Во исполнение указанного судебного решения администрацией вынесено постановление от 09.06.2009 N 1277 о предоставлении Великородному О.В. на состав семьи 4 человека изолированного жилого помещения из муниципального жилищного фонда Волгограда - квартиры N 79 общей площадью 62,2 кв.м в доме N 28 по ул. им. Дзержинского в г. Волгограде.
На основании постановлений главы администрации Волгограда от 23.05.2011 N 1217, от 06.05.2010 N 982 и от 19.03.2010 N 611, во исполнение которых между администрацией Волгограда в лице МУ "ЖКХ Центрального района г. Волгограда" и Голер Николаем Викторовичем, Егоровым Иваном Ивановичем и Знаемским Игорем Николаевичем заключены договоры на передачу в найм указанным гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда, Голер Н.В. - жилого помещения (квартиры) N 15 дома 10 по ул. им. Дымченко, Центрального района г. Волгограда, Егорову И.И. - жилого помещения (квартиры) N 29 дома 45 по ул. им. Пархоменко, Центрального района г. Волгограда и Знаемскому И.Н. - жилого помещения (квартиры) N 12 дома 6 в пос. Военный городок-77, Кировского района г. Волгограда.
В соответствии с отчетами об оценке от 26.12.2011 N 351, от 26.12.2011 N 350 и от 15.12.2011 N 340 рыночная стоимость квартиры N 15 дома 10 по ул. им. Дымченко, Центрального района г. Волгограда составляет 1 657 000 рублей, квартиры N 29 дома 45 по ул. им. Пархоменко, Центрального района г. Волгограда составляет 2 723 000 рублей и квартиры N 12 дома 6 в пос. Военный городок-77, Кировского района г. Волгограда составляет 1 454 000 рублей.
Полагая, что в результате исполнения судебного акта бюджету Волгограда причинены убытки в размере денежных средств, израсходованных на покупку квартир, которые подлежат возмещению за счет федерального бюджета, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные администрацией требования обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (в редакции Федеральных законов от 31.03.1999 N 68-ФЗ, от 29.12.2000 N 163-ФЗ) (далее - Закон о милиции), сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Законом о милиции, иными нормативными актами, действовавшими на момент вынесения вышеуказанных судебных решений, не был установлен порядок представления жилых помещений участковым уполномоченным милиции, в связи с чем, таким гражданам имелась возможность предоставления помещений по договорам социального найма.
Так же не был определен и источник финансирования расходов, возникающих при реализации указанного закона.
В соответствии с правовой позицией, высказанной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О, от 15.02.2005 N 58-О, положение части 1 статьи 30 Закона о милиции в его конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означает установление взаимных обязанностей: органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам милиции жилую площадь, федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Согласно Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133).
Конкретизируя на основе Конституции Российской Федерации принцип самостоятельности местного самоуправления, а также его компетенцию, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к ведению муниципальных образований содержание и использование муниципального жилого фонда и создание условий для жилищного строительства (подпункты 5, 10 пункта 2 статьи 6).
По смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации о возложении на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению участковых уполномоченных милиции жилой площадью, предполагается полная компенсация из федерального бюджета возникающих при осуществлении данной обязанности дополнительных расходов органа местного самоуправления, подлежащая обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призванная гарантировать право собственности муниципальных образований.
При этом не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местными финансами и бюджетом.
Следовательно, обязанности органов местного самоуправления предоставить жилую площадь сотрудникам милиции корреспондирует обязанность Российской Федерации компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы органа местного самоуправления, возникающие при осуществлении им этой обязанности.
Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении от 08.06.2010 N 2280/10 указал, что возмещение расходов администрации на обеспечение жильем не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности.
В данном случае, предоставив жилое помещение Голер Н.В., Егорову И.И. и Знаемскому И. Н. администрация, в силу жилищного законодательства, не может свободно распоряжаться данным жилым помещением, поскольку оно обременено жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данных жилых помещений не может исполнить собственные обязательства.
Таким образом, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичные жилые помещения по рыночной стоимости.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе возмещением убытков.
Сумма в размере 5 846 000 рублей, которая складывается из рыночной стоимости спорных квартир, израсходованная за счет средств городского бюджета подпадает под определение убытков. Данная сумма должна быть потрачена администрацией на приобретение аналогичных квартир.
Кроме того, для определения суммы убытков, связанных с выбытием жилых помещений из собственности муниципального образования, администрацией проведены оценки рыночной стоимости жилых помещений, общая стоимость которых составляет 12 000 рублей.
Данные расходы администрация понесла в связи с нарушением своего права на компенсацию расходов, по предоставлению жилых помещений вышеперечисленным участковым уполномоченным милиции, которые до настоящего времени не возмещены.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.07.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 по делу N А12-10085/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федерального казначейства по Волгоградской области и Главного управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении от 08.06.2010 N 2280/10 указал, что возмещение расходов администрации на обеспечение жильем не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности.
В данном случае, предоставив жилое помещение Голер Н.В., Егорову И.И. и Знаемскому И. Н. администрация, в силу жилищного законодательства, не может свободно распоряжаться данным жилым помещением, поскольку оно обременено жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данных жилых помещений не может исполнить собственные обязательства.
Таким образом, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичные жилые помещения по рыночной стоимости.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе возмещением убытков."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 января 2013 г. N Ф06-10712/12 по делу N А12-10085/2012