г. Казань |
|
17 января 2013 г. |
Дело N А49-3244/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Альмашевой Г.Д., Муравьева С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Шамсутдиновой Р.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Пензенской области представителей:
заявителя - Епифанова А.И., директор; Шепотько А.В., доверенность от 10.05.2012 б/н,
в отсутствие:
Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы - извещено надлежащим образом,
администрации г. Пензы - извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма "Транс-мастер", г. Пенза,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 31.07.2012 (судья Табаченков М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Марчик Н.Ю., Засыпкина Т.С.)
по делу N А49-3244/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "Транс-мастер", г. Пенза (ИНН 5835005093, ОГРН 1025801219696) к Управлению по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы, г. Пенза, администрации г. Пензы, г. Пенза, о признании незаконным отказа в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью фирма "Транс-мастер" (далее - ООО фирма "Транс-мастер", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы от 20.03.2012 N 12/1829 в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1071 кв. м, расположенного в г. Пензе по ул. Аустрина, 133, обязать Управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы, администрацию г. Пензы в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта поставить на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 1071 кв. м, расположенный в г. Пензе по ул. Аустрина, 133.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 31.07.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 153N Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Пензенской области.
Представители ООО фирма "Транс-мастер", явившиеся в судебное заседание, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Арбитражного суда Пензенской области от 16.06.2010 по делу N А49-7456/2009, вступившим в законную силу, на администрацию г. Пензы возложена обязанность предоставить ООО фирма "Транс-мастер" в собственность за плату земельный участок площадью 1071 кв. м по адресу: г. Пенза, ул. Аустрина, 133.
Данным судебным актом установлено, что на момент обращения общества с заявлением в орган местного самоуправления земельный участок состоял на государственном кадастровом учете, копия кадастрового паспорта на земельный участок была приложена к заявлению, 22.12.2009 земельный участок снят с государственного кадастрового учета.
С учетом указанных обстоятельств суд посчитал необходимым возложить на администрацию г. Пензы обязанность предоставить обществу испрашиваемый им земельный участок, который должна быть реализована в порядке, установленном пунктами 7, 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В противном случае, как указал суд в вышеуказанном решении по делу N А49-7456/2009, судебный акт не обеспечит выполнение одной из основных задач арбитражного судопроизводства, заключающейся в защите нарушенных прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности, и не приведет к восстановлению нарушенного законного права заявителя.
Администрацией г. Пензы издан приказ от 13.01.2011 N 3п о предоставлении обществу испрашиваемого им земельного участка в собственность. При этом сам участок на государственный кадастровый учет поставлен не был.
Между Управлением по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы и ООО фирма "Транс-мастер" заключен договор купли-продажи земельного участка от 26.12.2011.
При обращении общества в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Пензенской области с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка от 26.12.2011 регистрирующий орган сообщил, что земельный участок, кадастровый номер 58:29:01005002:142, снят с государственного кадастрового учета, что является препятствием для государственной регистрации права собственности.
Заявитель 01.03.2012 обратился в Управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы и администрацию г. Пензы с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, на что от администрации г. Пензы ответа не последовало, а Управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы письмом от 20.03.2012 N 12/1829 сообщило, что общество само может обратиться в уполномоченный орган для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
ООО фирма "Транс-мастер", полагая, что письмо Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы от 20.03.2012 N 12/1829 является отказом в удовлетворении его заявления о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет и противоречит действующему законодательству, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу пунктов 7 и 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, решение о предоставлении земельного участка в собственность принимается органом местного самоуправления только после постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет и после предоставления кадастрового паспорта земельного участка.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что администрацией г. Пензы во исполнение решения Арбитражного суда Пензенской области от 16.06.2010 по делу N А49-7456/2009 принято решение о предоставлении испрашиваемого обществом земельного участка, который не был поставлен на государственный кадастровый учет, пришли к правильному выводу, что заявитель вправе требовать надлежащего исполнения администрацией г. Пензы указанного судебного акта в рамках исполнительного производства.
Кроме того, как правильно указал суд апелляционной инстанции, заявителем предъявлены требования о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, тогда как в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии наделена государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровым учетом и ведением государственного кадастра недвижимости.
Из приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" следует, что территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, а федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по Пензенской области - федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Пензенской области.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу, что ни администрация г. Пензы, ни Управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы не являются федеральными органами исполнительной власти или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями, уполномоченными осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, а следовательно, не могут поставить на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 1071 кв. м, расположенный в г. Пензе по ул. Аустрина, 133.
При таких обстоятельствах следует признать правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций, что заявленные ООО фирма "Транс-мастер" требования не подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Пензенской области от 31.07.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 31.07.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 по делу N А49-3244/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
Г.Д. Альмашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии наделена государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровым учетом и ведением государственного кадастра недвижимости.
Из приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" следует, что территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, а федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по Пензенской области - федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Пензенской области."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 января 2013 г. N Ф06-9894/12 по делу N А49-3244/2012
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9894/12
16.01.2013 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-3244/12
15.10.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11636/12
31.07.2012 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-3244/12