г. Казань |
|
17 января 2013 г. |
Дело N А12-10357/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф. В.,
судей Вильданова Р. А., Муравьева С. Ю.,
при участии представителя:
третьего лица - Косяченко И. В., доверенность от 23.08.2011 N 30,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области и Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 (председательствующий судья Антонова О. И., судьи Дубровина О. А., Шалкин В. Б.)
по делу N А12-10357/2012
по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684) к администрации городского округа - город Урюпинск Волгоградской области (ИНН 3438001187, ОГРН 1033401040122), Отделу по управлению имуществом администрации городского округа - город Урюпинск Волгоградской области (ИНН 3438005142, ОГРН 1023405765569) о признании права государственной собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества, третье лицо: Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации городского округа - город Урюпинск Волгоградской области, Отделу по управлению имуществом Администрации городского округа - город Урюпинск Волгоградской области (далее - ответчики) о признании права государственной собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества, а именно: встроенное помещение общей площадью 96,1 кв. м, расположенное по адресу: Волгоградская область, город Урюпинск, улица Советская, 154.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.06.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012, решение суда первой инстанции от 27.06.2012 отменено, В иске отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, истец и третье лицо обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят обжалуемый судебный акт отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя третьего лица, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, между Главным управлением внутренних дел по Волгоградской области и Отделом по управлению имуществом Администрации городского округа - город Урюпинск Волгоградской области был заключен договор безвозмездного бессрочного пользования муниципальным имуществом от 29.09.2009 N 37/09 согласно которому Главному управлению внутренних дел по Волгоградской области в безвозмездное пользование был передан объект муниципального недвижимого имущества - часть встроенного помещения общей площадью 96,1 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Урюпинск, ул. Советская, 154.
Указанный договор заключен на основании решения Урюпинской городской Думы Волгоградской области от 24.09.2009 N 73/121.
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области обратилось в администрацию городского округа город Урюпинск Волгоградской области с просьбой передать вышеуказанные помещения в федеральную собственность.
Письмом от 25.11.2011 N 1001 Отдел по управлению имуществом Администрации городского округа - город Урюпинск Волгоградской области уведомил Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, что передача указанного ранее имущества в федеральную собственность не планируется, что и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, руководствуясь положением Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", исковые требования удовлетворил в полном объеме, указав при этом на доказанность требований со стороны истца.
Как правомерно указал суд апелляционной инстанции, такой вывод суда первой инстанции является ошибочным.
Частью 9 статьи 54 Федерального закона "О полиции" оговорено, что используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе согласно части 10 статьи 54 Федерального закона "О полиции" до возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Вместе с тем, порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации и из муниципальной собственности в федеральную собственность определен в части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно указанной правовой норме, а также пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" основанием для передачи муниципального имущества в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации является предложение о передаче имущества, направляемое органами местного самоуправления уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом статья 154 названного выше закона содержит запрет на передачу в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации муниципального имущества, не включенного в такое предложение.
При этом права собственника закреплены статьей 35 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого иметь имущество в собственности и гарантии для субъектов данного права в случае лишения их имущества (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П).
Как указано в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2006 N 540-О и от 04.12.2007 N 828-О-П, порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность, как следует из взаимосвязанных положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, аналогичен порядку передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность: он включает направление органом местного самоуправления предложения о передаче имущества, являющейся муниципальной собственностью, что предполагает необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу и согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Споры же о праве собственности на имущество (о законности нахождения имущества в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности), в отношении передачи которого ставится вопрос в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, разрешаются судами в порядке, установленном действующим законодательством.
В нарушение положения статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено доказательств направления органом местного самоуправления предложения о передаче спорного имущества в собственность Российской Федерации уполномоченному органу власти Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 N 8-П и определении от 07.12.2006 N 542-О, а также правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.11.2008 N 7321/08, передача имущества из муниципальной собственности в федеральную возможна лишь при наличии волеизъявления органов местного самоуправления на такую передачу, достижении соответствующих договоренностей между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, не допускается.
Поскольку предусмотренная законом процедура передачи имущества в федеральную собственность не начата, оснований для удовлетворения настоящего иска не имеется.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Тщательно проверив и оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения настоящего иска о признании права государственной собственности Российской Федерации.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов суда.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 по делу N А12-10357/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф. В. Хайруллина |
Судьи |
Р. А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2006 N 540-О и от 04.12.2007 N 828-О-П, порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность, как следует из взаимосвязанных положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, аналогичен порядку передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность: он включает направление органом местного самоуправления предложения о передаче имущества, являющейся муниципальной собственностью, что предполагает необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу и согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
...
В нарушение положения статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено доказательств направления органом местного самоуправления предложения о передаче спорного имущества в собственность Российской Федерации уполномоченному органу власти Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 N 8-П и определении от 07.12.2006 N 542-О, а также правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.11.2008 N 7321/08, передача имущества из муниципальной собственности в федеральную возможна лишь при наличии волеизъявления органов местного самоуправления на такую передачу, достижении соответствующих договоренностей между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, не допускается."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 января 2013 г. N Ф06-10516/12 по делу N А12-10357/2012