г. Казань |
|
17 января 2013 г. |
Дело N А65-8955/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Валиева Р.М., доверенность от 12.01.2012 N 25-0/1, Ившиной Н.А., доверенность от 24.12.2012 N 25-0/3
ответчика - Шигавалеевой А.Р., главного государственного инспектора отдела антимонопольного органа, доверенность от 29.12.2012 N АГ-02/18054,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Казанское моторостроительное производственное объединение",
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.08.2012 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2012 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Драгоценнова И.С., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-8955/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Казанское моторостроительное производственное объединение", г. Казань (ИНН: 1657005416, ОГРН: 1021603881694) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, при участии третьего лица - индивидуального предпринимателя Хайруллиной Алсу Римовны, г. Казань (ИНН: 166004745140, ОГРН: 304166008400075) об оспаривании решения, предписания и постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Казанское моторостроительное производственное объединение" (далее - ОАО "КМПО", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление, антимонопольный орган, ответчик) о признании недействительным решения от 09.02.2012 N ИЩ-05/1589 и предписания от 09.02.2012 N ИЩ-05/1590, постановления о привлечении к административной ответственности от 19.03.2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Хайруллина Алсу Римовна (далее - ИП Хайруллина А.Р.).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.08.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2012, заявленные обществом требования частично удовлетворены. Признано незаконным постановление от 19.03.2012 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части назначения штрафа. В удовлетворении оставшейся части требований отказано.
Общество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на неправильное применение судами предыдущих инстанций норм материального права и на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела.
Антимонопольный орган в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган на рассмотрение поступило обращение Хайруллиной А.Р. на действия ОАО "КМПО", выразившиеся в создании препятствий для осуществления перетока (передачи) электрической энергии на энергопринимающие устройства торгового павильона "Альбион", расположенного по адресу: г. Казань, ул. Дементьева, ост. Площадь мостостроителей (далее - торговый павильон "Альбион"). Хайруллина А.Р. владеет на праве собственности торговым павильоном "Альбион" (свидетельство о государственной регистрации права N 16-АЕN016940, N 16-АЕN016939).
Между открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "Татэнергосбыт" и Хайруллиной А.Р. в целях снабжения вышеуказанного павильона "Альбион" 04.08.2010 был заключен договор N 447-69019Э энергоснабжения объектов юридического лица (индивидуального предпринимателя).
При этом в соответствии с однолинейной схемой электроснабжения, энергопринимающие устройства торгового павильона "Альбион" технологически присоединены к электрическим сетям ОАО "КМПО", в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности, подписанным ОАО "КМПО" и Хайруллиной А.Р., границей раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ОАО "КМПО" и Хайруллиной А.Р. являются кабельные наконечники отходящего кабеля в силовом щите СЩ-0,4 кВ.
В соответствии с актами снятия показаний расчетных приборов учета до апреля 2011 года торговый павильон "Альбион", подключенный к электрическим сетям ОАО "КМПО", электрическую энергию не потреблял в связи с приостановлением деятельности в вышеуказанном помещении. С апреля 2011 года деятельность торгового павильона была возобновлена, в связи с чем возникла необходимость потребления электрической энергии. Однако 29.04.2011 подача электрической энергии на энергопринимающие устройства торгового павильона "Альбион" была прекращена.
При этом, в своем письме в ответ на обращение Хайруллиной А.Р. о причинах прекращения подачи электрической энергии, ОАО "КМПО" сообщило, что электроснабжение павильона "Альбион" не представляется возможным в связи с выходом из строя силового питающего кабеля.
В материалах дела также имеются письма ОАО "Татэнергосбыт", направленные в адрес ОАО "КМПО", о необходимости возобновления подачи электрической энергии на энергопринимающие устройства торговый павильон "Альбион" и непрепятствовании передаче электрической энергии.
Учитывая наличие единственного технологического присоединения энергопринимающих устройств торгового павильона "Альбион" к электрическим сетям ОАО "КМПО", действия ОАО "КМПО", выразившиеся в создании препятствий перетоку (передаче) электрической энергии на энергопринимающие устройства торгового павильона "Альбион", явились основанием для обращения Хайруллиной А.Р. в антимонопольный орган и имеют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Судебными инстанциями установлено, что судебным решением по ранее рассмотренному делу установлено, что между ОАО "КМПО" и Хайруллиной А.Р. отсутствует договор на осуществление технологического присоединения и у ОАО "КМПО отсутствуют обязательства по подключению электропитания объекта истца к сетям электроснабжения, поскольку технические условия не являются договором.
Суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу о частичном удовлетворении заявленных обществом требований, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетики) субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии.
Для осуществления деятельности по предоставлению услуг по передаче электроэнергии определяющим является факт эксплуатации объектов электросетевого хозяйства с целью потребления электрической энергии, как на собственные нужды, так и для обеспечения электрической энергией иных лиц (субабонентов), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям владельца объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии со статьями 3,4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по передаче электрической энергии относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги по передаче электрической энергии является субъектом естественной монополии. Локальные рынки услуг по передаче электрической энергии через распределительные сети ОАО "КМПО", географические границы которых определены (ограничены) территориями, охваченными присоединенными электрическими сетями ОАО "КМПО", общество, в соответствии с вышеуказанной статьей Федерального закона "О естественных монополиях" находится в состоянии естественной монополии.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ОАО "КМПО" осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов электросетевого хозяйства (трансформаторной подстанции и электрических сетей), с использованием которых, в том числе, осуществляется электроснабжение торгового павильона "Альбион", принадлежащего Хайруллиной А.Р.
В соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 10.12.2010 N 3-6/э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями РТ" для ОАО "КМПО" установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии.
При указанных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу, что ОАО "КМПО" является субъектом естественной монополии, представляющим услуги по передаче электрической энергии потребителям, имеющим технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ОАО "КМПО", и в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
Следовательно, деятельность общества подпадает под регулирование Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 543 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязанность обеспечения надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования возложена на абонента, обладающего энергоустановкой на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо праве аренды.
Согласно пункту 4 статьи 26 Закона об электроэнергетики, сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 114 Положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2006 N 530 (далее - Положение функционирования розничные рынков электрической энергии), лицо, владеющее энергопринимающим устройством (энергетической установкой), отвечает за надежность обеспечения потребителей электрической энергией, присоединенных к вышеуказанным энергопринимающим устройствам, и ее качество в пределах своих границ эксплуатационной ответственности определенных в соответствующем договоре.
Пункт 29 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, содержит перечень, при каких обстоятельствах сетевая организация приостанавливает исполнение обязательств по договору.
Кроме того, в пункте 161 Положений функционирования розничных рынков электрической энергии, содержатся случаи, при которых может вводиться ограничение режима потребления
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что оснований для ограничения режима потребления электрической энергии торгового павильона "Альбион", предусмотренных в пункте 161 Положения функционирования розничных рынков электрической энергии, а также пункте 29 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, не имеется.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с однолинейной схемой электроснабжения, энергопринимающие устройства торгового павильона "Альбион" технологически присоединены к электрическим сетям ОАО "КМПО", в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности, подписанным ОАО "КМПО" и Хайруллиной А.Р., границей раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ОАО "КМПО" и Хайруллиной А.Р. являются кабельные наконечники отходящего кабеля в силовом щите СЩ-0,4 кВ.
В соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 10.12.2010 N 3-6/э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан" для ОАО "КМПО" установлен тариф на передачу электрической энергии.
При этом, в соответствии с пунктом 43 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы от 06.08.2004 N 20-э/2, расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии.
При таких обстоятельствах затраты на содержание электрических сетей и электрооборудования входят в тариф на передачу электрической энергии.
Таким образом, поскольку ОАО "КМПО" является собственником электросетевого оборудования, к которому надлежащим образом присоединен торговый павильон "Альбион", ОАО "КМПО", выполняя требования законодательства, обязано обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, в том числе осуществлять необходимый ремонт оборудования, входящего в состав электросетевого хозяйства, их замену в случае их выхода из строя.
Из материалов дела следует, что в своих объяснениях по вопросу о причинах прекращения подачи электрической энергии на энергопринимающие устройства торгового павильона "Альбион" общество письмом от 14.12.2011 N 25-о/1391 сообщило, что в мае 2011 года Хайруллина А.Р. произвела реконструкцию павильона "Альбион" с изменением строительного объема и площади здания, без согласования с ОАО "КМПО" увеличения разрешенной мощности и характера нагрузки электрической энергии. В связи с чем, по мнению ОАО "КМПО", технические условия, выданные обществом Хайруллиной А.Р. в целях подключения торгового павильона "Альбион" к электрическим сетям ОАО "КМПО", подлежат корректировке.
Вместе с тем, ранее выданные технические условия были выполнены Хайруллиной А.Р. путем осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств торгового павильона "Альбион" к электрическим сетям ОАО "КМПО", что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности.
Кроме того, обществом не представлены в материалы дела документы, подтверждающие увеличение присоединенной мощности, изменение категории надежности электроснабжения, точки присоединения, влекущие за собой необходимость осуществления повторного технологического присоединения энергопринимающих устройств торгового павильона "Альбион" к электрическим сетям ОАО "КМПО", либо изменения схемы внешнего электроснабжения.
Более того, в соответствии с письмом ОАО "КМПО", направленным в адрес Хайруллиной А.Р., причиной прекращения подачи электрической энергии на энергопринимающие устройства торгового павильона "Альбион" являлся выход из строя силового питающего кабеля.
При указанных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что действия ОАО "КМПО", выразившиеся в создания препятствий передаче электрической энергии на энергопринимающие устройства помещения ИП Хайруллиной А.Р. являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, судами установлено, что при рассмотрении административного дела и вынесении постановления о привлечении заявителя к административной ответственности антимонопольным органом допущены нарушения материальных норм.
В силу части 2 статьи 14.31 КоАП РФ размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, злоупотребившее доминирующим положением на товарном рынке, определяется исходя из суммы его выручки от реализации соответствующего товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.
При этом расчет штрафа производится от выручки правонарушителя за период, установленный пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Из материалов дела следует, что антимонопольный орган по результатам проверки фактов, изложенных в обращении предпринимателя, 09.11.2011 издал приказ о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, правонарушение выявлено антимонопольным органом в 2011 году. Следовательно, антимонопольный орган, должен был определить размер штрафа, исходя из выручки общества за 2010 год, предшествующий 2011 году (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2011 N 11132/11).
При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу о частичном удовлетворении заявленных обществом требований.
Суд кассационной инстанции считает, что судами при рассмотрении спора правильно в соответствии с требованиями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен предмет доказывания по делу, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права и не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов по делу и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что выходит за пределы установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.08.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2012 по делу N А65-8955/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 14.31 КоАП РФ размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, злоупотребившее доминирующим положением на товарном рынке, определяется исходя из суммы его выручки от реализации соответствующего товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.
При этом расчет штрафа производится от выручки правонарушителя за период, установленный пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Из материалов дела следует, что антимонопольный орган по результатам проверки фактов, изложенных в обращении предпринимателя, 09.11.2011 издал приказ о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, правонарушение выявлено антимонопольным органом в 2011 году. Следовательно, антимонопольный орган, должен был определить размер штрафа, исходя из выручки общества за 2010 год, предшествующий 2011 году (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2011 N 11132/11)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 января 2013 г. N Ф06-9827/12 по делу N А65-8955/2012