г. Казань |
|
31 января 2013 г. |
Дело N А55-14468/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Ананьева Р.В., Альмашевой Г.Д.,
при участии представителей:
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Синтон" - Тремасов В.В., доверенность от 28.12.2012 б/н; общества с ограниченной ответственностью "Акрон плюс" - Тремасов В.В., доверенность от 28.12.2012 б/н; общества с ограниченной ответственностью "БОСС" - Тремасов В.В., доверенность от 28.12.2012 б/н; общества с ограниченной ответственностью "КарМен плюс" - Тремасов В.В., доверенность от 28.12.2012 б/н,
в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2012 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-14468/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Синтон", г. Тольятти (ОГРН 1027300827344), общества с ограниченной ответственностью "Акрон плюс", г. Самара (ОГРН 1026302002836), общества с ограниченной ответственностью "БОСС", г. Тольятти (ОГРН 1026301993255), общества с ограниченной ответственностью "КарМен плюс", г. Тольятти (ОГРН 1066320175437) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании незаконным бездействия и обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Синтон" (далее - ООО "Синтон"), общество с ограниченной ответственностью "Акрон плюс" (далее - ООО "Акрон плюс"), общество с ограниченной ответственностью "БОСС" (далее - ООО "БОСС"), общество с ограниченной ответственностью "КарМен плюс" (далее - ООО "КарМен плюс" обратились в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - территориальное управление), выразившееся в непринятии в срок, установленный частью 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) решения по их совместному заявлению от 30.12.2011 года о предоставлении (продаже) на льготных условиях в общую долевую собственность земельного участка площадью 41 153 кв. м, кадастровый номер 63:09:0202051:546, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Громовой, д. 31 и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012, заявленные требования удовлетворены: признано незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии в срок, установленный частью 6 статьи 36 ЗК РФ, решения по совместному заявлению ООО "Синтон", ООО "Акрон плюс", ООО "БОСС", ООО "КарМен плюс" от 30.12.2011 о предоставлении (продаже) на льготных условиях в общую долевую собственность земельного участка площадью 41 153 кв. м, кадастровый номер 63:09:0202051:546, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Громовой, д. 31.
На территориальное управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителей путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в общую долевую собственность ООО "Синтон", ООО "Акрон плюс", ООО "БОСС", ООО "КарМен плюс" земельного участка площадью 41 153 кв. м, кадастровый номер 63:09:0202051:546, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Громовой, д. 31, и направления в адрес заявителей проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
Не согласившись с принятыми судебными актами, территориальное управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить как принятые с нарушением материального и процессуального права, отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
В судебном заседании представители заявителей просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителей, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Синтон", ООО "Акрон плюс", ООО "БОСС", ООО "КарМен плюс" имеют на праве собственности следующие объекты недвижимого имущества: здание АБК и база механизации (литера АА1) площадью 1845,70 кв. м, здание АБК и Авторемонтные мастерские площадью 3917,10 кв. м, здание тепловой узел площадью 164,80 кв. м, здание закрытая стоянка (литера А9) площадью 1957,30 кв. м, нежилое здание контрольно- пропускного пункта площадью 14,30 кв. м, нежилое здание котельная, склад хранения цветных металлов, площадью 705,00 кв. м, нежилое здание - склад ГСМ площадью 14,40 кв. м, здание мойка (литера А8) площадью 328,80 кв. м, здание контрольно-пропускного пункта площадью 88,70 кв. м, расположенные по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Громовой, д. 31.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела копиями свидетельств о государственной регистрации прав.
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке, площадью 41 153 кв. м, находящемся по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Громовой, д. 31 с кадастровым номером: 63:09:0202051:546.
Данный земельный участок находится в федеральной собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленной с кадастровым делом данного участка и не оспаривается сторонами.
Испрашиваемый земельный участок образован и поставлен на кадастровый учет 11.03.2009, что отражено в кадастровом паспорте данного участка (графа 6 кадастрового паспорта).
Заявители обратились с совместным заявлением в территориальное управление о предоставлении в собственность указанного земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на котором расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности заявителей.
Судами установлено, что к заявлению были приложены все документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок".
Поскольку в установленный законом срок территориальным управлением не принято решения по указанному заявлению, заявители обратились в суд с требованием о признании бездействия незаконным в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктам 5 и 6 статьи 36 ЗК РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Согласно части 3 статьи 36 ЗК РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Оценивая приложенные к заявлению документы, суды установили, что заявителями были представлены все документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
В связи с этим, поскольку в силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, суды пришли к выводу о том, что территориальное управление незаконно бездействовало.
В связи с изложенным, суды пришли к выводу о нарушении норм действующего законодательства и прав и законных интересов заявителей, а потому удовлетворили заявленные требования.
Довод управления об отсутствии у него полномочий по распоряжению данным земельным участком, находящимся в федеральной собственности, не может быть принят во внимание. В соответствии с действующим законодательством и правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15361/10, управление является уполномоченным органом по решению вопроса о предоставлении в собственность земельного участка.
Довод территориального управления о несоразмерности испрашиваемого участка правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций со ссылкой на положения пункта 3 статьи 33 ЗК РФ.
Судом правильно учтено, что образование земельного участка осуществлено собственником - территориальным управлением в рассматриваемых границах, земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Кроме того, заявителями в материалы дела представлено техническое заключение по результатам исследования о необходимой площади земельного участка для эксплуатации всех объектов заявителей.
Согласно указанному заключению, составленному на основании требования строительных норм и правил, минимальная площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации перечисленных объектов недвижимого имущества, составляет 45 294 кв. м (больше, чем испрашивается заявителями).
Суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 09.04.2009 N 14649/08, от 09.02.2010 N 13258/09, установили, что заявители вправе приобрести спорный земельный по льготной цене.
Доводы кассационной жалобы об обратном направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных фактических обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со статьей 288 АПК РФ изменение или отмену обжалуемых судебных актов, допущено не было.
При таких данных коллегия считает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения и постановления не имеются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 по делу N А55-14468/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод управления об отсутствии у него полномочий по распоряжению данным земельным участком, находящимся в федеральной собственности, не может быть принят во внимание. В соответствии с действующим законодательством и правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15361/10, управление является уполномоченным органом по решению вопроса о предоставлении в собственность земельного участка.
Довод территориального управления о несоразмерности испрашиваемого участка правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций со ссылкой на положения пункта 3 статьи 33 ЗК РФ.
...
Суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 09.04.2009 N 14649/08, от 09.02.2010 N 13258/09, установили, что заявители вправе приобрести спорный земельный по льготной цене."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 января 2013 г. N Ф06-10883/12 по делу N А55-14468/2012
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16558/13
31.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10883/12
29.10.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12517/12
13.08.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-14468/12