г. Казань |
|
14 февраля 2013 г. |
Дело N А72-6661/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
ответчика - Альбиковой Л.Ш., доверенность от 05.02.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Миронова Василия Ивановича, Ульяновская область, р.п. Кузоватово, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ульяновской области, Ульяновская область, р.п. Новоспасское,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.10.2012 (судья Каданцев Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Юдкин А.А.)
по делу N А72-6661/2012
по заявлению областного государственного унитарного предприятия "Кузоватовский лесхоз", Ульяновская область, р.п. Кузоватово (ОГРН 1087313000158, ИНН 7313005507) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ульяновской области, Ульяновская область, р.п. Новоспасское, о признании незаконным отказа в государственной регистрации юридического лица, об обязании внести в Единый государственный реестр юридических лиц изменения в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, с участием заинтересованных лиц: Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск, Никанорова Вадима Анатольевича, г. Ульяновск, Миронова Василия Ивановича, Ульяновская область, р.п. Кузоватово, Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, г. Ульяновск, нотариуса Кузоватовского района Ульяновской области Прокопьевой Т.И., Ульяновская область, р.п. Кузоватово,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное унитарное предприятие "Кузоватовский лесхоз" (далее - ОГУП "Кузоватовский лесхоз", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ульяновской области (далее - Межрайонной ИФНС России N 5 по Ульяновской области, инспекция, регистрационный орган) в государственной регистрации сведений о предприятии, связанных с изменением лица, имеющего право выступать без доверенности от имени предприятия.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, граждан Никанорова В.А., Миронова В.И., Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, нотариуса Кузоватовского района Ульяновской области Прокопьеву Т.И.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.10.2012 по делу N А72-6661/2012 заявление удовлетворено. Суд признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Ульяновской области от 25.05.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица, принятого по заявлению ОГУП "Кузоватовский лесхоз" о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с изменением учредительных документов, входящий от 18.05.2012 N 299. Суд обязал Инспекцию внести соответствующую запись в сведения государственного реестра в пятидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционные жалобы Межрайонной ИФНС России N 5 по Ульяновской области и Миронова В.И. - без удовлетворения.
В кассационных жалобах Межрайонная ИФНС России N 5 по Ульяновской области и Миронов В.И. (третье лицо) просят отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ОГУП "Кузоватовский лесхоз". Считает, что суд пришел к ошибочному выводу об отсутствии у следователя Следственного комитета Российской Федерации полномочий запрещать совершение регистрационных действий в отношении юридических лиц, не применив пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", а также превысил свои полномочия, поскольку оценку законности действий следователя может дать только суд общей юрисдикции.
В суд поступили отзывы на кассационные жалобы от Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, в котором третьи лица просят оставить обжалованные судебные акты без изменения. Доводы кассаторов о наличии у следователя полномочий запрещать совершение регистрационных действий считают не основанными на законе, у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации сведений о лице, осуществляющем полномочия единоличного органа управления унитарного предприятия, назначенного собственником.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России N 5 по Ульяновской области поддержала кассационную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационных жалоб, пояснения представителя регистрационного органа, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 28.04.2012 N 556-р директор Областного государственного унитарного предприятия "Кузоватовский лесхоз" Миронов В.И. был отстранен от занимаемой должности, исполнение обязанностей директора предприятия возложено на Никанорова В.А. 18.05.2012 Никаноров В.А., как исполняющий обязанности директора предприятия, подал в Межрайонную ИФНС России N 5 по Ульяновской области заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений, связанных с изменением лица, полномочного действовать без доверенности от имени унитарного предприятия.
Решением регистрирующего органа от 25.05.2012 отказано в совершении регистрационных действий в связи с наличием запрета следователя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области на совершение регистрационных действий в отношении ОГУП "Кузоватовский лесхоз", а также несоответствия подписи нотариуса в заявлении о совершении регистрационных действий требованиям приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 16.02.2009 N 49.
Суды первой и апелляционной инстанций дали полную оценку законности отказа в совершении регистрационных действий по данным основаниям. Суд первой инстанции правомерно указал, что письмо сотрудника следственного управления Следственного комитета Российской Федерации от 11.05.2012 не является законным основанием для запрета совершения регистрационных действий. Данный вывод соответствует содержанию имеющегося в деле письма от 11.05.2012 N 202-1-76-2011, в котором следователь просит начальника Межрайонной ИФНС России N 5 по Ульяновской области на время производства предварительного следствия по уголовному делу N 112300069 запретить совершение регистрационных действий по внесению любых изменений в ОГУП "Кузоватовский лесхоз". Данное письмо не является процессуальным документом. Из содержания письма следует, что следователь не налагает запрет на совершение регистрационных действий, а просит начальника инспекции запретить совершение таких действий. Между тем начальник инспекции не вправе запрещать совершение регистрационных действий, он вправе отказать в государственной регистрации по основаниям, предусмотренным статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", на который ссылаются кассаторы в жалобах, предусматривает обязательность для исполнения требований (запросов, поручений) сотрудника Следственного комитета, предъявленных (направленных, данных) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий. Данный пункт направлен на реализацию полномочий сотрудников Следственного комитета, закрепленных в подпункте 3 пункта 1 той же статьи закона: требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций, указанных в пункте 1 настоящей части, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования вопросов; требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов. Данные полномочия не предусматривают наложения запрета на совершение регистрационных действий. Более того, из пункта 1 статьи 7 данного закона следует, что данные права вытекают из процессуальных полномочий сотрудника Следственного комитета, возложенных на него уголовно-процессуальным законодательством. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации не наделяет следователя полномочиями по наложению запретов на совершение регистрационных действий налоговыми органами.
Суд также правомерно признал удостоверительную надпись нотариуса соответствующей требованиям формы N 54, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 N 99, придя к обоснованному выводу об отсутствии у регистрирующего органа, предусмотренных законом оснований для отказа в совершении регистрационных действий, поскольку к заявлению были приложены документы, подтверждающие назначение Никанорова В.А. исполняющим обязанности руководителя предприятия.
Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что отказ в совершении регистрационных действий не ограничивает полномочий Никанорова В.А., как исполняющего руководителя унитарного предприятия, так как данные полномочия возникли в силу распоряжения собственника, а не в силу государственной регистрации. Регистрация изменений в государственном реестре, связанных с изменением лица, полномочного выступать без доверенности от имени юридического лица, не является подтверждением таких полномочий, юридических последствий такая регистрация не несет. Отсутствие в государственном реестре сведений о лице, полномочном выступать без доверенности от имени юридического лица, может повлечь нарушение законных прав и интересов юридического лица, так как вводит в заблуждение пользователей реестра, как информационного ресурса, относительно лица, полномочного заключать сделки и совершать иные действия от имени юридического лица.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 по делу N А72-6661/2012 оставить без изменений, кассационные жалобы без удовлетворений.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", на который ссылаются кассаторы в жалобах, предусматривает обязательность для исполнения требований (запросов, поручений) сотрудника Следственного комитета, предъявленных (направленных, данных) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий. Данный пункт направлен на реализацию полномочий сотрудников Следственного комитета, закрепленных в подпункте 3 пункта 1 той же статьи закона: требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций, указанных в пункте 1 настоящей части, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования вопросов; требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов. Данные полномочия не предусматривают наложения запрета на совершение регистрационных действий. Более того, из пункта 1 статьи 7 данного закона следует, что данные права вытекают из процессуальных полномочий сотрудника Следственного комитета, возложенных на него уголовно-процессуальным законодательством. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации не наделяет следователя полномочиями по наложению запретов на совершение регистрационных действий налоговыми органами.
Суд также правомерно признал удостоверительную надпись нотариуса соответствующей требованиям формы N 54, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 N 99, придя к обоснованному выводу об отсутствии у регистрирующего органа, предусмотренных законом оснований для отказа в совершении регистрационных действий, поскольку к заявлению были приложены документы, подтверждающие назначение Никанорова В.А. исполняющим обязанности руководителя предприятия."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 февраля 2013 г. N Ф06-11606/12 по делу N А72-6661/2012