Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Московской
городской Думы
от 24 декабря 2008 г. N 355
Доклад
Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"
См. Доклад Московской городской Думы "Законодательство города Москвы в условиях экономического кризиса", утвержденный постановлением Московской городской Думы от 23 сентября 2009 г. N 299
Предисловие
Доклад "О состоянии законодательства города Москвы" в 2008 году посвящен 15-летию Московской городской Думы.
12 декабря 1993 года одновременно с принятием Конституции Российской Федерации москвичи впервые после распада СССР избрали Московскую городскую Думу - законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, города федерального значения Москвы.
С этого времени Московская городская Дума постоянно выполняет основное конституционное предназначение - принимает законы города Москвы - нормативные правовые акты города Москвы высшей юридической силы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность одного из крупнейших мегаполисов мира.
Формирование законодательства города Москвы, его современное состояние и перспективы развития неразрывно связаны с теми большими и сложными политическими, экономическими и социальными процессами, которые происходили и происходят в стране.
В настоящее время каждый субъект Российской Федерации имеет свой, зачастую уникальный, опыт законодательного регулирования общественных отношений с учетом специфики региона. Обобщение этого опыта, анализ состояния регионального законодательства призваны способствовать повышению качества законотворческой деятельности, совершенствованию регионального и федерального законодательства, правоприменительной практики. По примеру Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законодательные собрания ряда субъектов Российской Федерации стали освещать свой опыт в докладах о состоянии законодательства.
Настоящий доклад базируется на преемственности основных идей и положений, содержащихся в докладе за 2007 год, и учитывает опыт подготовки соответствующих докладов законодательными собраниями других субъектов Российской Федерации.
За время работы Московской городской Думы был принят 831 закон города Москвы, из которых в настоящее время действует 232 базовых закона: 58 - в социальной сфере, 64 - в сфере государственного строительства и местного самоуправления, 110 - в финансово-экономической сфере. Это результат плодотворной совместной законотворческой работы Московской городской Думы, Мэра Москвы Ю.М.Лужкова, Правительства Москвы, городских органов исполнительной власти, Прокуратуры города Москвы, Московского городского суда и других субъектов законодательной инициативы в Московской городской Думе.
Законодательство города Москвы в целом успешно обеспечивает правовое регулирование актуальных проблем социальной защиты населения, устойчивого развития городского хозяйства и экономики города, а также вопросов стабильности в межнациональной сфере и гражданского согласия в городском сообществе. Сегодня это является главным вкладом Московской городской Думы в историю парламентаризма России, отметившего в 2006 году свое 100-летие.
В настоящем докладе освещены практически все действующие законы города Москвы с указанием предмета регулирования и особенностей механизма реализации.
Раздел I посвящен основам стратегии развития правового поля города Москвы с учетом положений ежегодных посланий и бюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, вопросов реализации приоритетных национальных проектов, основных приоритетов развития города.
Раздел II посвящен современному состоянию законодательной базы города Москвы. В этом разделе отражены направления законотворческой деятельности Московской городской Думы, которые систематизированы по наиболее важным сферам жизнедеятельности города, и основное содержание действующих законов, показан процесс развития наиболее актуальных из них. Содержание (структура) этого раздела корреспондируется со структурой Собрания действующего законодательства города Москвы.
В заключении содержится обобщение основных итогов законодательной деятельности и обозначены тенденции развития московского законодательства.
Практика применения законов освещена с учетом информации, содержащейся в документах Московской городской Думы (далее - Дума), ее структурных подразделений и Аппарата Думы, в том числе в "паспортах законов города Москвы", размещенных на официальном сайте Думы. Кроме того, использовались судебные решения, протесты и представления прокуратуры, экспертные заключения органов Министерства юстиции Российской Федерации, публикации в средствах массовой информации и другие сведения. Данные в отношении законотворческой деятельности Думы представлены Аппаратом Думы, другие сведения и статистические данные приводятся на основании официальных материалов органов государственной статистики, соответствующих постановлений Правительства Москвы. В подготовке материалов для настоящего доклада принимали участие комиссии Московской городской Думы.
Доклад подготовлен специальной рабочей группой, созданной комиссией Московской городской Думы по законодательству, в состав которой входили депутаты Думы, сотрудники Аппарата Думы, представители Правительства Москвы и Прокуратуры города Москвы.
Доклад носит публичный характер, адресован органам государственной власти города Москвы, органам местного самоуправления, институтам гражданского общества, научному сообществу и широкой общественности.
Заключение
Итогом 15-летней работы Думы, проводимой совместно с Мэром Москвы и другими субъектами законодательной инициативы, является создание полной законодательной базы города Москвы, направленной на реализацию конституционных положений о федеративном, демократическом, правовом и социальном устройстве Российского государства.
Законодательство города Москвы является основой для всей системы правовых актов города Москвы, обеспечивающей в городе социально-экономическую стабильность и безопасность, благоприятные условия для устойчивого экономического роста и удовлетворения законных прав и интересов жителей города Москвы, а также вносит свой вклад в развитие федерального законодательства по предметам совместного ведения.
На современном этапе для Москвы, как и для всей страны, основным долгосрочным ориентиром служит Стратегия развития России до 2020 года, главной целью которой является создание достойного уровня жизни людей.
Приоритетными направлениями, обозначенными в Стратегии развития города Москвы на период до 2025 года, являются согласованные действия органов государственной власти города Москвы по дальнейшему укреплению ее международного авторитета как столицы Российской Федерации, последовательное повышение качества и безопасности жизни москвичей на основе устойчивого социально-экономического роста и всестороннее развитие человеческого потенциала.
Исходя из этого, основными задачами законотворческой деятельности Думы и всех субъектов законодательной инициативы в Думе становится создание таких правовых условий, которые способны обеспечить Москве лидерство в финансовой сфере, в области научно-технических разработок, высоких технологий, устойчивое социально-экономическое развитие городского хозяйства, достойную жизнь и свободное развитие каждого человека.
При этом особое внимание в процессе подготовки и принятия законов будет уделяться предотвращению появления в них бюрократических, коррупциогенных факторов. Законы города Москвы должны будут в большей степени обеспечивать баланс интересов различных категорий населения, защиту конституционных прав жителей города Москвы, прозрачность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, требуемый уровень оказания ими публичных услуг.
В рамках вышеназванных приоритетов особое внимание будет уделено законодательным решениям вопросов повышения эффективности профессионального образования, обеспечения трудовыми ресурсами социально-экономической сферы города. Потребуется дополнительное законодательное регулирование вопросов, связанных с созданием условий для самореализации различных категорий молодежи, обеспечением для них равных стартовых возможностей.
Дальнейшего законодательного совершенствования требуют вопросы повышения качества и доступности медицинского обслуживания, укрепления и сохранения здоровья населения за счет устойчивого развития системы столичного здравоохранения, пропаганды здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом, организации правильного питания в дошкольных учреждениях и учебных заведениях.
Планируется правовое развитие отношений в области библиотечно-информационного обслуживания населения города Москвы.
Масштабность решаемых в городе задач социально-экономического развития, а также реализация градостроительных и инфраструктурных инвестиционных проектов диктуют необходимость дальнейшего развития и совершенствования градостроительного законодательства.
Практика показала успешность проведенной кодификации части московского законодательства, особенно в плане ознакомления с кодексами населения и удобства в процессе правоприменения. Накопленный опыт позволяет с большей уверенностью продолжить работу в этом направлении, кодифицировав, в частности, жилищное и образовательное законодательство.
Эффективность и качество московского законодательства по-прежнему во многом будет зависеть от состояния и изменения федерального законодательства. Именно поэтому значительное внимание Дума планирует уделять законодательным инициативам, вносимым в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в целях совершенствования федерального законодательства. Будет оказываться поддержка актуальным законодательным инициативам, вносимым в Государственную Думу законодательными органами других субъектов Российской Федерации. Активно поддерживается Думой идея консолидированного внесения законодательных инициатив в Государственную Думу несколькими субъектами Российской Федерации, прежде всего входящими в Центральный федеральный округ.
Важным направлением в деятельности Думы должно стать усиление контроля за соблюдением и исполнением законов города Москвы. Осуществление Думой контрольных функций предусмотрено Уставом города Москвы, и в рамках этой деятельности предстоит придать новое качество мониторингу законодательства и правоприменительной практике. Система городского мониторинга должна обеспечивать наглядность подлинных результатов законотворческой и правоприменительной деятельности, выявление реальных проблем и тенденций развития законодательства, выработку оптимальных мер для гармонизации всей правовой базы Москвы. Качество и действенность московских законов должны стать важнейшими индикаторами развития города наряду с показателями экономического роста и благосостояния граждан.
Настоящим докладом Московская городская Дума информирует городское сообщество о состоянии законодательства города Москвы и перспективах его развития в целях безусловного обеспечения признания жителей города Москвы и гостей столицы, их прав и свобод высшей ценностью.
_____________________________
* Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 года N 1028-ПП "О Городской целевой программе государственной поддержки и развития местного самоуправления в городе Москве на 2008-2010 гг.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.