г. Казань |
|
19 февраля 2013 г. |
Дело N А55-11925/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Недвижимость" - Даргужиева М.О., доверенность от 20.03.2012,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.07.2012 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-11925/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Недвижимость", г. Самара (ИНН 6319067402, ОГРН 1026301700590) к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным решения, изложенного в письме от 28.12.2011 N 15-07-04/66818, с участием третьих лиц: Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, муниципального предприятия г.о. Самара "Перспектива", г. Самара, Государственного учреждения "Центр занятости населения г.о. Самара", г. Самара, Министерства культуры Самарской области, г. Самара, Департамента труда и занятости населения Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Партнер-Недвижимость" (далее - общество) к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 28.12.2011 N 15-07-04/66818, с участием третьих лиц: Министерства имущественных отношений Самарской области, муниципального предприятия г.о. Самара "Перспектива", Государственного учреждения "Центр занятости населения г.о. Самара", Министерства культуры Самарской области, Департамента труда и занятости населения Самарской области, г. Самара
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.07.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Департамент управления имуществом городского округа Самара, считая судебные акты незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушениями норм материального и процессуального права, обратился с кассационной жалобой. В кассационной жалобе Департамент просит решением Арбитражного суда Самарской области от 23.07.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество, считая судебные акты принятыми с соблюдением норм материального и процессуального права, просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами обеих инстанций норм права, установила следующее.
Установлено, что между обществом и Комитетом по управлению имуществом г. Самары (в настоящее время - Департамент) заключен договор аренды нежилого помещения от 25.05.2005 N 004442А. Согласно договору аренды от 25.05.2005 и дополнительному соглашению от 23.09.2009 Департамент передал заявителю во временное владение и пользование нежилое помещение общей площадью 206,40 кв. м., состоящее из комнат NN 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10 на первом этаже и комнат NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 12 на втором этаже, расположенные по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе/Некрасовская, дом 115-117/29-31.
13.04.2010 общество обратилось к Департаменту с заявлением о приобретении нежилого помещения в собственность в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Письмом от 04.05.2010 N 15-07-04/23844 Департамент просил общество представить отчет о прибылях и убытках, а также указывал на наличие задолженности по арендной плате.
13.05.2010 обществом представлен отчет о прибылях и убытках и платежные поручения, подтверждающие погашение задолженности по арендной плате.
Письмом от 21.05.2010 общество уведомлено о том, что комиссия пришла к выводу, что документы, представленные обществом, соответствуют предъявляемым требованиям, задолженностей по арендным платежам перед собственником арендатор не имеет, срок аренды составляет более двух лет, и арендатор имеет преимущественное право на приобретение арендуемого недвижимого имущества.
13.10.2010 Департаментом управления имуществом городского округа Самара издан приказ N 3686 "Об условиях приватизации арендуемого нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, д. 115-117/ ул. Некрасовская, д. 29-31"
21.12.2011 приказом Департамента N 3145 отменен приказ N 3686 "Об условиях приватизации арендуемого нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, д. 115-117/ ул. Некрасовская, д. 29-31".
В письме от 28.12.2011 N 15-07-04/66818 Департамент, ссылаясь на правовую позицию Высшего Арбитражного суда Российской федерации, изложенную в пункте 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых особенностях применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - информационное письмо ВАС РФ от 05.11.2009 N 134) и на нормы Закона N 159-ФЗ, сообщил, что общество не вправе реализовать преимущественное право на приобретение арендуемого имущества. Мотивируя отказ тем, что в соответствии с уставом предшествующий арендатор - общество с ограниченной ответственностью "Центр ломбардной деятельности" - осуществлял ломбардную деятельность. А общество с ограниченной ответственностью "Партнер-Недвижимость" является правопреемником общества с ограниченной ответственностью "Центр ломбардной деятельности".
Не согласившись с данным решением Департамента, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции считает, что суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу что, отказ, изложенный в письме Департамента от 28.12.2011 N 15-07-04/66818, не соответствует требованиям статей 3, 9 Закона N 159-ФЗ и нарушает права и законные интересы общества в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого нежилого помещения.
В соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ, общество как субъект малого предпринимательства, удовлетворяющее условиям указанным в пунктах 1, 2, 3, 4 настоящей статьи, имеет преимущественное право на приобретение арендуемого недвижимого имущества.
Статья 3 Закона N 159-ФЗ предусматривает, что для возникновения права на приобретение арендованное недвижимое имущество должно находиться непрерывно во временном владении и (или) временном пользовании субъектов малого или среднего предпринимательства в течение двух и более лет до дня вступления в силу Закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.
Согласно информационному письму ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 определяя срок временного владения и (или) пользования недвижимым имуществом, указанный в статье 3 Закона, суды должны исходить из того, что в названный срок включается также срок владения и (или) пользования недвижимым имуществом лицом, являющимся предшествующим правообладателем по отношению к субъекту малого или среднего предпринимательства, заявившему о реализации права на приобретение. При этом переход права аренды к новому арендатору может основываться как на универсальном, так и на сингулярном правопреемстве (например, перенаем), а прежние арендаторы должны на момент осуществления ими временного владения и (или) пользования недвижимым имуществом соответствовать критериям малого или среднего предпринимательства.
Материалами дела установлено, что договор аренды между Департаментом и предшествующим правообладателем заключен 25.05.2005, то есть более чем за два года до вступления в силу Закона N 159-ФЗ. Факт правопреемства между предшествующим правообладателем и обществом Департаментом не оспаривается.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Исходя из вышеназванных норм, суд кассационной инстанции считает, что у Департамента не было правовых оснований для отказа обществу в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества.
Материалами дела установлено, что довод Департамента о том, что общество осуществляет ломбардную деятельность, является необоснованным, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.02.2012 N 2400.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судебные акты по делу N А55-8202/2011 являются значимыми при рассмотрении данного дела, судом кассационной инстанции отклоняется, так как предметом судебного разбирательства по делу N А55-8202/2011 были иные объекты и преюдициального значения по настоящему делу не имеют.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции пришел к выводу о незаконности принятого Департаментом решения, изложенного в письме от 28.12.2011 N 15-07-04/66818, и об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.07.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012 по делу N А55-11925/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 февраля 2013 г. N Ф06-11654/12 по делу N А55-11925/2012