г. Казань |
|
12 марта 2013 г. |
Дело N А12-13019/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Вильданова Р.А., Муравьева С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Гараевым М.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Волгоградской области представителя:
ответчика - Грамматикова В.В., доверенность от 12.07.2012,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАРС", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.08.2012 (судья Нехай Ю.А.), постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Клочкова Н.А., Тимаев Ф.И.)
по делу N А12-13019/2012
по исковому заявлению администрации Волгограда, г. Волгоград (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822) к обществу с ограниченной ответственностью "МАРС", г. Волгоград (ИНН 3444117165, ОГРН 1043400331017), при участии третьего лица: Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград (ИНН 3444114679, ОГРН 1043400321744) о взыскании 2 816 089 руб. 99 коп.,
УСТАНОВИЛ:
администрация Волгограда обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "МАРС" (далее - ООО "МАРС", ответчик) о взыскании 2 816 089 руб. 99 коп., из которых 1 897 502 руб. 41 коп. долга по арендной плате за период с 01.11.2004 по 10.10.2011 и 918 587 руб. 58 коп. пени за просрочку оплаты долга за период с 11.07.2005 по 10.10.2011.
Суд первой инстанции произвел процессуальное правопреемство заменив администрацию Волгограда на Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.08.2012 с ООО "МАРС" исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области Правительства Волгоградской области взыскано 320 832 руб. 12 коп. долга и 164 628 руб. 25 коп. неустойки, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.08.2012 в обжалуемой части оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.08.2012 в части взыскания 320 832 руб. 12 коп. долга и 164 628 руб. 25 коп. неустойки отменить, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 также отменить, в удовлетворении исковых требований в указанной части отказать.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что выводы судов о наличии задолженности у ответчика по арендной плате по договору аренды земельного участка от 02.03.2005 N 5728 в размере 320 832 руб. 12 коп. не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и опровергаются приобщенными к материалам дела платежными поручениями.
Заявитель также указал, что постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010 не имеет отношение к рассматриваемому по настоящему делу спору, поскольку устанавливает лишь пределы увеличения арендной платы за земельные участки и соотносит их с постановлением Правительства Российской Федерации N 582, формулировка договора аренды земельного участка, исследованного в рамках дела N А47-7623/2010, позволяет изменять порядок (методику) исчисления арендной платы (в отличие от договора аренды по настоящему делу).
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления администрации Волгограда от 29.04.2004 N 542 "О создании комитета земельных ресурсов" и постановления администрации Волгограда от 01.07.2004 N 853 "О делегировании прав ведения арендных отношений по земле в Волгограде" ведение арендных отношений, в том числе заключение, изменение и прекращение договоров аренды земли поручено Комитету земельных ресурсов администрации Волгограда.
Во исполнение постановления администрации Волгограда от 03.02.2005 N 133 между администрацией Волгограда (арендодатель) и ООО "МАРС" (арендатор) подписан договор аренды от 02.03.2005 N 5728 (далее - договор) земельного участка с учетным N 1-28-4, расположенного в Тракторозаводском районе, п. Замечетинский ул. им. Шкирятова, 236.
В соответствии с пунктом 1.3 договора земельный участок предоставлен в аренду для эксплуатации АГНС N 2.
Срок действия договора составляет 49 лет (пункты 1.1, 2.1 договора).
Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра от 12.05.2006.
В соответствии с пунктом 2.8 договора размер годовой арендной платы за использование земельного участка является определяемым и подлежит исчислению в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок и (или) коэффициентов к ставкам арендной платы, установленных в Волгограде, а также в соответствии с действующим законодательством РФ.
Согласно расчету арендной платы, подписанному сторонами, ее размер составил 885 161 руб. 28 коп. в год.
В соответствии с пунктом 2.4. договора арендная плата вносится ежеквартально равными частями до 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы устанавливается уполномоченными органами исходя из принадлежности земельного участка к той или иной форме собственности, следовательно, стоимость аренды муниципальной земли относится к категории регулируемых цен. При этом с принятием уполномоченными органами нормативно-правовых актов, устанавливающих или изменяющих ставки арендной платы на очередной период на земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, у арендатора возникает обязанность вносить арендную плату в установленном размере.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором. Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды (часть 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании постановления администрации Волгограда от 12.01.2006 N 35 ставка арендной платы за земельный участок ответчика за указанный период составила 534 471,21 руб. в год. (7251 кв. м*73,71 руб./кв. м).
На основании решения Волгоградской городской думы от 29.03.2006 N 29/590 ставка арендной платы за земельный участок ответчика с 31.03.2006 составила 614 667,27 руб. в год или 51 222 руб. 27 коп. (7251 кв. м*84,77 руб./кв. м).
Исковые требования мотивированы тем, что с 07.06.2008 ставки арендной платы стали определяться в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности", постановлением главы администрации Волгоградской области от 06.12.2007 N 2033 "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, решением Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84 "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена".
Суды правомерно указали, что арендная ставка за 2008 год подлежит применению с 07.06.2008 (дата публикации решения Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84 "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена").
С 01.01.2011 на основании постановления главы администрации Волгоградской области от 23.12.2010 N 1945 установлено иное значение коэффициента индексации, который составил 1,065. (4913,09*0,01500*2,25*1*1,065*7251=1280 489,47).
Истец полагает, что независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений в заключенный ими договор, обусловленных изменениями законодательства.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что установленный постановлением N 2033 "Об утверждении Порядка расчета арендной платы на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" размер арендной платы в данном случае не подлежит применению, так как сторонами не было достигнуто соглашения по изменению условий договора в отношении методики расчета (изменению формулы расчета), поскольку способ определения размера арендных платежей по договору был согласован сторонами с учетом формулы расчета, установленной договором от 03.02.2005 N 133, а возможности изменения арендодателем методики расчета арендной платы в одностороннем порядке договора не предусмотрено. При этом суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, сформулированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 N 1709/11.
Между тем в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 15837/11 от 17.04.2012, арендные платежи за пользование земельным участком являются нормативно регулируемыми, поэтому уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления вправе путем принятия нормативных правовых актов в одностороннем порядке изменять нормативно установленные ставки арендной платы и методику их расчета независимо от воли сторон договора и без заключения дополнительных соглашений к нему.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о невозможности применения к спорным арендным правоотношениям постановления главы администрации Волгоградской области от 06.12.2007 N 2033 "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области", правомерно признан судом апелляционной инстанции ошибочным и противоречащим позиции, сформулированной в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11.
С учетом изложенного, а также исследовав расчет и контррасчет, представленные сторонами, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что расчет задолженности, представленный истцом, является верным, в связи с чем размер арендной платы за период с 01.11.2004 по 10.10.2011 составляет 6 253 972 руб. 70 коп.
Учитывая, что ответчиком произведена оплата в размере 4 356 470 руб. 29 коп., то задолженность по арендной плате за период с 01.11.2004 по 10.10.2011 составляет 1 897 502 руб. 41 коп., в связи с чем довод ООО "МАРС" об отсутствии задолженности в связи с полной ее оплатой правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку контррасчет произведен ответчиком исходя из условий договора без учета изменений арендной платы, установленных соответствующими нормативными актами с даты их опубликования.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании закона, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, поэтому отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводов, сделанных судами.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, не нарушены нормы процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.08.2012, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 по делу N А12-13019/2012 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что установленный постановлением N 2033 "Об утверждении Порядка расчета аренной платы на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" размер арендной платы в данном случае не подлежит применению, так как сторонами не было достигнуто соглашения по изменению условий договора в отношении методики расчета (изменению формулы расчета), поскольку способ определения размера арендных платежей по договору был согласован сторонами с учетом формулы расчета, установленной договором от 03.02.2005 N 133, а возможности изменения арендодателем методики расчета арендной платы в одностороннем порядке договора не предусмотрено. При этом суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, сформулированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 N 1709/11.
Между тем в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 15837/11 от 17.04.2012, арендные платежи за пользование земельным участком являются нормативно регулируемыми, поэтому уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления вправе путем принятия нормативных правовых актов в одностороннем порядке изменять нормативно установленные ставки арендной платы и методику их расчета независимо от воли сторон договора и без заключения дополнительных соглашений к нему."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 марта 2013 г. N Ф06-90/13 по делу N А12-13019/2012
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-90/13
22.11.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8501/12
18.10.2012 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-13019/2012
07.08.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-13019/12