г. Казань |
|
07 марта 2013 г. |
Дело N А57-15862/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Вторресурсы - Балаково" - Харзовой О.А., доверенность от 09.01.2013 N 1,
открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" - Масловой С.В., доверенность от 14.05.2012 N 44,
муниципального унитарного предприятия "Балаково-Водоканал" - Бангаева М.В., доверенность от 25.02.2013 (б/н), Лубкина В.Н., доверенность от 25.02.2013 (б/н), Бурчевой О.Н., доверенность от 01.12.2012 (б/н),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Вторресурсы-Балаково"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2012 (председательствующий судья Сеничкина Е.В., судьи Калинина А.В., Лескина Т.А.)
по делу N А57-15862/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара, муниципального унитарного предприятия "Балаково-Водоканал", г. Балаково, Саратовская область, к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области, г. Саратов, с участием заинтересованного лица: общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Вторресурсы - Балаково", г. Балаково, Саратовская область, об оспаривании нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", ОАО "Волжская ТГК") и муниципальное унитарное предприятие "Балаково-Водоканал" (далее - МУП "Балаково-Водоканал") обратились в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - Комитет, орган регулирования) о признании постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 30.11.2011 г. N 29/44 "Об установлении тарифа на холодную воду (очищенная питьевая вода), холодную воду (неочищенная питьевая вода), водоотведение и водоотведение (транспортировка стоков) общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Вторресурсы - Балаково" (далее - ООО ПК "Вторресурсы-Балаково"), осуществляющему свою деятельность на территории муниципального образования "Город Балаково" в части установления тарифа на водоотведение (транспортировку стоков) не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", Методическим указаниям по расчету тарифов на горячую воду, утвержденным Приказом Минрегионразвития от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", и, следовательно, недействующим; об обязании Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области привести принятое им постановление от 30.11.2011 N 29/44 "Об установлении тарифа на холодную воду (очищенная питьевая вода), холодную воду (неочищенная питьевая вода), водоотведение и водоотведение (транспортировка стоков) общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Вторресурсы - Балаково", осуществляющему свою деятельность на территории муниципального образования "Город Балаково" в части установления тарифа на водоотведение (транспортировку стоков) в соответствие с действующим законодательством;
о признании недействующим постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 30.11.2011 N 29/44 "Об установлении тарифа на холодную воду (очищенная питьевая вода), холодную воду (неочищенная питьевая вода), водоотведение и водоотведение (транспортировка стоков) общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Вторресурсы - Балаково" в части установления тарифа на водоотведение (транспортировку стоков) с 01.01.2012, о взыскании с Комитета государственного регулирования тарифов по Саратовской области расходов по госпошлине в сумме 2000 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2012 требования ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" и МУП "Балаково-Водоканал" удовлетворены. При этом арбитражный суд первой инстанции сослался на то, что ООО ПК "Вторресурсы - Балаково" при регулировании тарифа на транспортировку сточных вод на 2012 год не были учтены объемы пропущенных сточных вод от МУП "Балаково-Водоканал" в количестве 19882,5 куб.м. и ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" в количестве 4619,7 куб. м. Органом регулирования при формировании тарифа не были учтены общие объемы пропущенных сточных вод. Отсутствие между сторонами договора на оказание услуг по водоотведению (транспортировке сточных вод) не создавал препятствия органу регулирования истребовать у организации коммунального комплекса "недостающие" сведения и документы. На основании названных доводов арбитражный суд первой инстанции считает, что органом регулирования установлен "повышенный" размер оплаты за водоотведение (транспортировку стоков).
Не согласившись с данным решением суда, ООО ПК "Вторресурсы - Балаково" обратилось с кассационной жалобой. В кассационной жалобе ООО ПК "Вторресурсы-Балаково" просит отменить решение суда по делу, поскольку считает, что выводы суда о нормах материального права, применяемых к спорному правоотношению, правах и обязанностях его участников должны быть сделаны из совокупности имеющихся доказательств и установленных обстоятельств, а были сделаны на предполагаемых обстоятельствах.
В отзывах на кассационную жалобу Комитет и МУП "Балаково-Водоканал" просят оставить судебные акты без изменения как принятые с учетом обстоятельств дела, на основании правильного и законного применения норм права.
При проверке законности и обоснованности решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено следующее.
Комитетом принято постановление от 30.11.2011 N 29/44 "Об установлении тарифа на холодную воду (очищенная питьевая вода), холодную воду (неочищенная питьевая вода), водоотведение и водоотведение (транспортировка стоков) ООО ПК "Вторресурсы - Балаково", осуществляющему свою деятельность на территории муниципального образования "Город Балаково".
Текст постановления опубликован в газете "Неделя области" от 07.12.2011 N 70 (630).
Пунктом 1 Постановления от 30.11.2012 N 29/44 с 01.01.2012 по 31.12.2012 ООО ПК "Вторресурсы - Балаково", осуществляющему свою деятельность на территории муниципального образования "Город Балаково" установлены и введены в действие тарифы с календарной разбивкой на:
тариф на водоотведение (транспортировка стоков):
- в период с 01.01.2012 по 30.06.2012 в размере 1 руб. 99 коп. за куб./м. без учёта НДС и 2 руб. 35 коп. за куб./м. с учётом НДС;
- в период с 01.07.2012 по 31.08.2012 в размере 2 руб. 11 коп. за куб./м. без учёта НДС и 2 руб. 49 коп. за куб./м. с учётом НДС;
- в период с 01.09.2012 по 31.12.2012 в размере 2 руб. 22 коп. за куб./м. без учёта НДС и 2 руб. 62 коп. за куб./м. с учётом НДС.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) определены общие принципы регулирования тарифов и надбавок. Тарифом должны быть обеспечены финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 9 Закона 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов. Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организации коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 следующие документы (пункт 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности коммунального комплекса от 14.07.2008 N 520):
1) заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения;
2) производственная программа;
3) расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности;
4) расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности;
5) бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет;
6) отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
В соответствием с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам.
В соответствии с пунктом 88 Правил N 167 абонент (заказчик) обязан своевременно заключить договор на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод.
В целях формирования производственной программы ООО ПК "Вторресурсы-Балаково" (согласно доводам кассационной жалобы) в сентябре 2011 года (заблаговременно) обратилось к ОАО "Волжская ТГК" и МУП "Балаково-Водоканал" с предложением заключить договор на транспортирование сточных (проект договора был направлен в их адрес) с целью включения их объемов в прогнозируемые объемы услуг, оказываемых организацией коммунального комплекса.
Данные юридические лица договоры не подписали, сообщив отказ от заключения, следовательно, объем сточных вод от указанных лиц не был включен в производственную программу на 2012 год (довод кассационной жалобы).
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Однако, обстоятельство дела в этой части судом первой инстанции не исследовано, не выявлены причины отказа от заключения договора, являются ли ОАО "Волжская ТГК" и МУП "Балаково-Водоканал" прямым пользователем услуг по водоотведению (транспортировке стоков) через канал, находящийся у ООО "Вторресурсы-Балаково" во временном пользовании по договору от 01.01.2010 N ЭК-ВР-0101/10, заключенный с ОАО "Энергокомплекс", были ли известно заранее объемы выброса сточных вод на спорный период пользователем коммунальных услуг. Была ли известна Комитету производственная программа по спорному периоду в объемах, которые послужили основанием для оспаривания постановления комитета от 30.11.2011 N 29/44.
В силу пункта 1 стать 192 АПК РФ основанием для признания недействующим нормативного акта или отдельного его положения является не только его несоответствие Закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Следовательно, при новом рассмотрении дела суду первой инстанции также следует полно и всесторонне исследовать обстоятельства дела в части включения в тариф расходов по оказанию коммунальных услуг по выбросу сточных вод ОАО "Волжская ТГК" и МУП "Балаково-Водоканал".
Рассматривая дело, суд первой инстанции исходил из наличия несоответствия спорного постановления нормативному акту, при этом обстоятельства дела по формированию тарифа на спорный период всесторонне не исследованы.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции находит принятое по делу решение суда первой инстанции подлежащим отмене, с направлением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2012 по делу N А57-15862/2012 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организации коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 следующие документы (пункт 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности коммунального комплекса от 14.07.2008 N 520):
...
В соответствием с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам.
В соответствии с пунктом 88 Правил N 167 абонент (заказчик) обязан своевременно заключить договор на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 марта 2013 г. N Ф06-664/13 по делу N А57-15862/2012