г. Казань |
|
06 марта 2013 г. |
Дело N А06-5303/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Сабирова М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Тагировой Д.С.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области представителей:
заявителя - Окунь Л.Я., руководитель, приказ от 20.07.2007; Петровой О.А., доверенность от 18.06.2012,
ответчика - Иванова И.А., доверенность от 13.01.2012 N 5,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области, г. Астрахань (ИНН 3015067370, ОГРН 1043000719640)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 10.09.2012 (судья Гущина Т.С.) постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Жевак И.И., Смирников А.В.)
по делу N А06-5303/2012
по заявлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, г. Астрахань, о признании незаконным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области (далее - Астраханьстат, заявитель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 19.07.2012 N 35-А-03-12 о признании заявителя виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 10.09.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Астраханьстат, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 05.06.2012 Управление письмом N 03/4044 направило запрос руководителю Астраханьстата о представлении информации, имеющейся в органах статистики, в котором просило представить следующую информацию:
1. Оборот (в рублях) розничной торговли производственными товарами за 2011 год каждого хозяйствующего субъекта, осуществляющего в границах Астраханской области розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети;
2. Оборот (в рублях) розничной торговли продовольственными товарами за 2011 год каждого хозяйствующего субъекта, осуществляющего в границах г. Астрахани розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети;
3. Оборот (в рублях) розничной торговли продовольственными товарами за 2011 год каждого хозяйствующего субъекта, осуществляющего в границах соответствующего муниципального района Астраханской области розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети.
Срок представления информации в адрес Управления установлен до 15.06.2012.
В ответ Астраханьстат письмом от 07.06.2012 N 1762/2008 сообщил, что в соответствии с пунктом 5 статьи 4, частью 1 статьи 9 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", не имеет возможности предоставить запрашиваемые сведения в виду их конфиденциальности и отнесения к информации ограниченного доступа.
Антимонопольным органом 06.07.2012 в отношении заявителя составлен протокол N 35-А-03-12 и 19.07.2012 вынесено постановление, которым Астраханьстат признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Заявитель не согласился с вышеназванным постановлением и обжаловал его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Астраханьстат, установил наличие в его действиях (бездействии) состава вменяемого административного правонарушения, соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что запрос о представлении Астраханьстатом информации направлен Управлением во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы.
Как установлено судебными инстанциями, Федеральной антимонопольной службой в адрес руководителей территориальных Федеральных антимонопольных служб направлено письмо от 23.04.2012 N ИА/1954-ПР "Поручение о проведении мониторинга реализации положения Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", которым в целях обеспечения реализации положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" во исполнение поручения первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Зубкова В.А., данного 03.04.2012 на заседании рабочей группы по координации работы по реализации Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (пункты 2, 3 раздела 1 протокола от 03.04.2012 N 14, копии прилагаются) поручено продолжить в 2012 и 2013 годах проведение проверок соблюдения участниками отношений в сфере торговой деятельности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления требований Закона о торговле с применением мер административной ответственности к хозяйствующим субъектам и должностным лицам за нарушение законодательства о торговле.
Этим же письмом указано, что в рамках проведения проверок необходимо обратить особое внимание на соблюдение хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, требований статьи 14 Закона о торговле в части ограничения приобретения, аренды дополнительной площади торговых объектов.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе, предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Федерального закона N 135-ФЗ).
Для реализации целей Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган наделен рядом полномочий, в том числе, полномочиями возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства, проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, иными субъектами права и получать от них необходимые документы и информацию (пункты 1 и 11 части 1 статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 135-ФЗ коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Положением "О территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30 также закреплено полномочие территориального органа проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства, в том числе, коммерческими организациями, получать от них необходимые документы, информацию, объяснения в письменной или устной форме (пункт 5.3 Положения).
За непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов предусмотрена ответственность по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Требование антимонопольного органа о предоставлении информации направлено во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы от 23.04.2012 N ИА/1954-ПР, которым поручено продолжить проведение проверок соблюдения участниками отношений в сфере торговой деятельности требований Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Частью 1 статьи 14 названного закона хозяйствующему субъекту, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в границах муниципального района, городского округа запрещено приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
Следовательно, для выявления хозяйствующих субъектов, которые подлежат проверке, антимонопольному органу необходимо произвести расчет долей всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) в объеме всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах Астраханской области, муниципальных районов Астраханской области и города Астрахани.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что испрашиваемые сведения запрошены Управлением в пределах предоставленных данному органу полномочий и находятся в причинной связи с проводимыми антимонопольным органом контрольными мероприятиями.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Судебными инстанциями правомерно отмечено, что Астраханьстат не представил доказательств, подтверждающих отсутствие обязанности по представлению в установленный срок запрашиваемую антимонопольным органом информацию, а потому вывод судебных инстанций о наличии в действиях (бездействии) Астраханьстат состава вменяемого административного правонарушения является правомерным.
Размер наказания назначен в пределах санкции части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделали правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустили при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 10.09.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 по делу N А06-5303/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требование антимонопольного органа о предоставлении информации направлено во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы от 23.04.2012 N ИА/1954-ПР, которым поручено продолжить проведение проверок соблюдения участниками отношений в сфере торговой деятельности требований Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
...
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
...
Размер наказания назначен в пределах санкции части 5 статьи 19.8 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 марта 2013 г. N Ф06-344/13 по делу N А06-5303/2012
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7509/13
04.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7509/13
06.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-344/13
28.01.2013 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-5303/12
15.11.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9020/12
15.10.2012 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-5303/12
10.09.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-5303/12