г. Казань |
|
06 марта 2013 г. |
Дело N А72-1874/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Салиховой З.И.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономики Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.08.2012 (судья Спирина Г.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Морозов В.А., Демина Е.Г.)
по делу N А72-1874/2012
по исковому заявлению заместителя прокурора Ульяновской области в защиту интересов субъекта Российской Федерации - Ульяновской области в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ОГРН 1027301177749) и Правительства Ульяновской области (ОГРН 1027301175110) и муниципального образования "Город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом и земельным ресурсами администрации города Ульяновск (ОГРН 1027301162822) к обществу с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Мираж" (ОГРН 1097325006030) к Министерству экономики Ульяновской области (ОГРН 1047301019776), третье лицо - Управление вневедомственной охраны управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску, о признании сделки недействительной,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Мираж" (далее - первый ответчик, общество) и к Министерству экономики Ульяновской области (далее - второй ответчик, Министерство) о признании недействительным заключенного между ответчиками государственного контракта от 17.01.2012 N 6.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.05.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление вневедомственной охраны управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.08.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Заместитель прокурора Ульяновской области возражает против удовлетворения кассационной жалобы, считает вынесенные по делу судебные акты законными и обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу суду не представило.
Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что между Министерством (заказчиком) и обществом (исполнителем) заключен государственный контракт от 17.01.2012 N 6 (далее - контракт), по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает обязательства по оказанию услуг по организации и осуществлению контрольно-пропускного режима в административном здании, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 13/91а, именуемого в дальнейшем объект.
Согласно пункту 1.3 контракта оказание услуг осуществляется исполнителем круглосуточно путем установки поста на объекте в месте, определяемом сторонами.
В соответствии с пунктами 4.3-4.8 контракта исполнитель обязан обеспечивать сохранность товарно-материальных ценностей заказчика, контролировать внос (вынос) товарно-материальных ценностей с объекта путём осуществления на объекте контрольно-пропускного режима; во время работы на объекте совместно с представителями заказчика поддерживать общественный порядок, обеспечивать установленный заказчиком режим работы; при возникновении на объекте нарушений общественного порядка или совершении противоправных действий и преступных посягательств, выраженных в угрозе личной безопасности сотрудников заказчика и (или) угрозе хищения, повреждения, уничтожения имущества заказчика сотрудник исполнителя оперативно передаёт сигнал тревоги по кнопке тревожной сигнализации на пульт централизованного наблюдения (ПЦН) Управления вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Ульяновску и сообщает в дежурную часть районного управления внутренних дел/службу скорой помощи - в случае необходимости. Сотрудники исполнителя обязаны обеспечивать сохранность места преступления до прибытия представителей органов внутренних дел; строго соблюдать инструкцию о порядке пользования кнопкой тревожной сигнализации, установленной на объекте, в случае возникновения неисправности кнопки тревожной сигнализации немедленно уведомить об этом заказчика; совместно с представителями заказчика обеспечивать соблюдение установленных правил пожарной безопасности, а в случае обнаружения на объекте пожара или срабатывания охранно-пожарной сигнализации (ОПС) сотрудник исполнителя обязан немедленно сообщить об этом руководителям заказчика и исполнителя, в пожарную часть и принимать меры к ликвидации пожара до прибытия специальных служб; совместно с представителями заказчика включать ОПС на объекте, в случае возникновения неисправности ОПС немедленно уведомить об этом заказчика.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Виды услуг, предоставляемые в целях охраны, перечислены в части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1).
Исходя из статей 1.1, 3, 12.1 Закона N 2487-1, в целях охраны осуществляется оказание, в том числе, услуг по обеспечению пропускного режима на объектах, под которым понимается порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны).
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 2487-1 оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона N 2487-1 частная охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 886) утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране, в который включены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Из пунктов 3, 4 статьи 4 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" следует, что проведение охранных мероприятий и пропускной режим на охраняемых объектах являются мерами государственной охраны.
Согласно положению о Министерстве экономики Ульяновской области, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2007 N 29/478 Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим разработку и реализацию социально-экономической политики, регулирование цен и тарифов, проведение государственных закупок, прогнозирование социально-экономического развития Ульяновской области и определение экономических механизмов и методов государственного воздействия на экономику, развитие предпринимательства и туризма в Ульяновской области, реализацию приоритетных национальных проектов и демографической политики в Ульяновской области, применение процедуры оценки регулирующего воздействия принимаемых решений.
Помещения общей площадью 449,58 кв. м в административном здании, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 13/91а, в которых первый ответчик обеспечивает контрольно-пропускной режим, являются собственностью муниципального образования "Город Ульяновск" (свидетельство о государственной регистрации права от 19.08.2009, серия 73-АТ, N 938550) и предоставлены Министерству в аренду на основании договора от 08.04.2008 N 10282/944.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 886) здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления подлежат государственной охране.
Таким образом, используемые Министерством помещения подлежат государственной охране.
Общество является частной охранной организацией, которая осуществляет свою деятельность на основании лицензии от 23.04.2010 N 0247-2010, выданной Управлением внутренних дел по Ульяновской области.
Как следует из указанной лицензии, общество имеет право на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности.
Вместе с тем, общество в соответствии с оспариваемым контрактом оказывает охранные услуги, связанные с организацией и осуществлением контрольно-пропускного режима на объекте, подлежащем государственной охране.
Учитывая, что контракт заключен с частным охранным предприятием, не уполномоченным осуществлять государственную охрану, он не соответствует действующему законодательству в области охранной деятельности, статье 11 Закона N 2487-1, постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции находит обоснованными выводы судов предыдущих инстанций о том, что контракт не соответствует требованиям закона и иных правовых актов, и считает, что заявленные исковые требования судами удовлетворены правомерно.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются кассационной инстанцией, поскольку не опровергают выводы судов и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, исследованных доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.08.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 по делу N А72-1874/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 886) утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране, в который включены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Из пунктов 3, 4 статьи 4 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" следует, что проведение охранных мероприятий и пропускной режим на охраняемых объектах являются мерами государственной охраны.
...
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 886) здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления подлежат государственной охране.
...
Учитывая, что контракт заключен с частным охранным предприятием, не уполномоченным осуществлять государственную охрану, он не соответствует действующему законодательству в области охранной деятельности, статье 11 Закона N 2487-1, постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 марта 2013 г. N Ф06-465/13 по делу N А72-1874/2012