г. Казань |
|
14 марта 2013 г. |
Дело N А55-11849/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Альмашевой Г.Д., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
ответчика - Устинова О.В. (доверенность от 28.12.2012 N 12-9367),
в отсутствие:
остальных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.07.2012 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Бажан П.В., Засыпкина Т.С.)
по делу N А55-11849/2012
по заявлению Колхоза "Червонный плугатырь" в лице конкурсного управляющего Киселевой Л.В., Самарская область, г. Сызрань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, третье лицо: Бастин Владимир Васильевич, Самарская область, Сергиевский район, п. Сургут,
о признании незаконными отказов, об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Колхоз "Червонный плугатырь" в лице конкурсного управляющего Киселевой Л.В. (далее - заявитель) обратился с заявлением в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Самарской области), с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными отказов в регистрации права собственности колхоза "Червонный плугатырь" и перехода права собственности на объект недвижимости - здание фуражного склада, об обязании ответчика зарегистрировать право собственности и переход права собственности на указанный объект недвижимости.
Решением суда первой инстанции от 11.07.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что заявителем представлены все необходимые документы, подтверждающие как факт создания в 1979 году заявленного на государственную регистрацию объекта недвижимости, так и факт нахождения указанного объекта в границах земельного участка, предоставленного колхозу "Червонный плугарь" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами двух инстанций норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что представленная на государственную регистрацию архивная копия акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) объекта, заверенная архивным отделом администрации муниципального района Сергиевский, не может быть принята во внимание и квалифицирована в качестве документа, соответствующего требованиям действующего законодательства. Кроме того, заявитель указывает на не представление колхозом акта уполномоченного органа, разрешающего строительство спорного объекта.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия находит, что она удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.11.2011 колхоз "Червонный плугатырь" и третье лицо - Бастин В.В. обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями N 31/025/2011-119 и N 31/025/2011-121 о государственной регистрации права собственности и перехода права и права собственности на объект недвижимости - фуражный склад, кадастровый номер 63:31:0000000:0:845, расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, в 600 м справа от км - 250 автодороги Сергиевск-Кандабулак-Спасское.
Управление Росреестра по Самарской области сообщениями от 05.03.2012 N 31/025/2011-119 и N 31/025/2011-121 отказало заявителю совершении указанных регистрационных действий на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Отказ в государственной регистрации права собственности мотивирован тем, что в качестве документа, подтверждающего факт создания объекта недвижимого имущества, представлена только копия акта приемки в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией) объекта от ноября 1976 года, выданная архивным отделом администрации муниципального района Сергиевский, которая не является актом органа государственной власти или актом органа местного самоуправления.
В качестве основания для отказа в государственной регистрации указано также на то, что акт уполномоченного органа, разрешающий строительство вышеуказанного объекта недвижимого имущества, на государственную регистрацию не представлен.
Также регистрирующий орган указал, что на государственную регистрацию не представлены документы, свидетельствующие о том, что строительство здания фуражного склада было осуществлено на отведенном земельном участке без выхода за его пределы.
Считая отказы в государственной регистрации незаконными и нарушающими права и законные интересы, колхоз "Червонный плугатырь" обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с абзацами 4 и 10 пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, и если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным названным для государственной регистрации прав.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
При этом в силу пункта 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Основаниями для государственной регистрации прав, являются, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество (пункт 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации).
Особенности государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены статьей 25 Закона о государственной регистрации, в абзаце 1 которой указано, что право собственности на такой объект регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
При этом в отношении объектов, созданных до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, для государственной регистрации прав должны предъявляться требования по предоставлению тех документов (разрешений), которые являлись необходимыми для их постройки на момент создания.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 13.07.1970 N 538 "О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения" законченные строительством (реконструкцией) объекты предъявляются заказчиками (застройщиками) государственным приемочным комиссиям к приемке в эксплуатацию. Согласно пункту 4 названного Постановления приемка в эксплуатацию государственной приемочной комиссией объектов жилищно-гражданского назначения оформляется актами, которые утверждаются органами, назначившими государственные приемочные комиссии.
В качестве документа, подтверждающего факт создания объекта - фуражный склад заявителем представлена копия акта приемки в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией) объекта, выданная архивным отделом администрации муниципального района Сергиевский.
Содержание представленного акта свидетельствует о том, что государственной приемочной комиссией принят в эксплуатацию объект - фуражный склад колхоза "Червонный плугатырь" площадью 1188,5 кв.м.
Указанный документ содержит резолюцию об его утверждении решением исполкома Сергиевского Совета народных депутатов от 22.09.1979.
Суд пришел к выводу, что представленный на государственную регистрацию прав акт приемки в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией) объекта оформлен в соответствии с действовавшим в тот период законодательством и является надлежащим документом, подтверждающим факт создания заявленного к регистрации объекта.
При этом то обстоятельство, что заявителем для государственной регистрации акт приемки в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией) объекта представлен не в подлиннике, а в виде заверенной надлежащим образом органом местного самоуправления архивной копии, при отсутствии сомнений в сведениях, содержащихся в этом документе, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации.
Согласно свидетельству о праве собственности на землю от 24.06.1992 N 000206САМ на основании решения администрации Сергиевского района от 24.06.1992 N 157 колхозу "Червонный плугатарь" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 8 га для использования под постройки.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, удостоверяющие права на землю и выданные юридическим лицам до введения в действие Закона о государственной регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На государственную регистрацию заявителем были представлены кадастровые планы территории с указанием кадастрового номера кадастрового квартала с общими сведениями о земельных участках в кадастровом квартале.
Кроме того, на государственную регистрацию заявителем было представлено письмо Территориального отдела N 14 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области от 15.08.2007, в котором указано на наличие у колхоза "Червонный плугатарь" земельных участков на праве бессрочного пользования 343,4 га, из них 8 га застроенные территории.
Оценив все представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые отказы Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации права собственности и перехода права собственности не соответствуют требованиям статьи 20 Закона о государственной регистрации и нарушают права и законные интересы заявителя. Суд указал, что заявителем представлены все необходимые документы, подтверждающие как факт создания заявленного на государственную регистрацию объекта недвижимости, так и факт нахождения указанного объекта в границах земельного участка, предоставленного колхозу "Червонный плугарь" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции апелляционный суд исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, права, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Поскольку спорный объект введен в эксплуатацию в 1979 году, право собственности заявителя на указанный объект недвижимости в силу прямого указания закона является ранее возникшим.
Абзацем 3 части 2 статьи 6 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины.
Довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что реализация имущества должника путем заключения прямого договора купли-продажи была осуществлена в нарушение положений статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.08.2005 колхоз "Червонный плугатырь" признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника. Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3-19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.
В силу статьи 12 названного Федерального закона в компетенцию собрания кредиторов входит принятие решения о порядках, сроках и условиях реализации имущества должника. Конкурсный управляющий обязан действовать в соответствии с принятыми собранием кредиторов решениями. Собранием кредиторов 02.02.2011 утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества колхоза "Червонный плугатырь", в соответствии с которым было принято решение о реализации имущества должника стоимостью менее 100 тысяч рублей без проведения торгов путем заключения прямых договоров купли-продажи с покупателями, определяемыми конкурсным управляющим по балансовой стоимости.
Конкурсный управляющий во исполнение решения собрания кредиторов осуществил продажу имущества колхоза "Червонный плугатырь" - фуражного склада по прямому договору купли-продажи от 24.10.2011, заключенному с Бастиным В.В., в связи с чем, суд пришел к выводу, что нарушения установленные законодательством о банкротстве отсутствуют.
Коллегия выводы судов двух инстанций находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Довод кассационной жалобы о не представлении разрешения на строительство и представление только заверенной копии акта приемки объекта в эксплуатацию был оценен апелляционным судом и отклонен, поэтому в суде кассационной инстанции, в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, данные обстоятельства переоценке не подлежат.
При таких данных коллегия считает, что оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.07.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 по делу N А55-11849/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Г.Д. Альмашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника. Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3-19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.
В силу статьи 12 названного Федерального закона в компетенцию собрания кредиторов входит принятие решения о порядках, сроках и условиях реализации имущества должника. Конкурсный управляющий обязан действовать в соответствии с принятыми собранием кредиторов решениями. Собранием кредиторов 02.02.2011 утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества колхоза "Червонный плугатырь", в соответствии с которым было принято решение о реализации имущества должника стоимостью менее 100 тысяч рублей без проведения торгов путем заключения прямых договоров купли-продажи с покупателями, определяемыми конкурсным управляющим по балансовой стоимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 марта 2013 г. N Ф06-313/13 по делу N А55-11849/2012
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-313/13
22.10.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12309/12
29.08.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11035/12
11.07.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-11849/12