г. Казань |
|
05 марта 2013 г. |
Дело N А55-13708/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Баширова Э.Г., Закировой И.Ш.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 160 городского округа Самара, г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.08.2012 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-13708/2012
по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 160 городского округа Самара, г. Самара (ОГРН 1026301170323) к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным приказа, решения, признании незаконными действий, взыскании, с участием третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 160 городского округа Самара обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Самарской области, о признании недействительным приказа от 29.02.2012 N 024-Пр/12, решения об отказе в выдаче лицензии на медицинскую деятельность согласно уведомления от 29.02.2012 N 413-02/2012-П, о признании незаконными действий руководителя территориального органа в части отказа в предоставлении решения (приказа) от 29.02.2012 N 024-Пр/12 об отказе в выдаче лицензии в форме уведомления с соблюдением процессуальной формы его оформления согласно приложения N 7 к приказу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Самарской области от 09.10.2007 N 3063-Пр/07, и об обязании выдать лицензию на медицинскую деятельность в виде работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.08.2012 по делу N А55-13708/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба образовательного учреждения - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 160 городского округа Самара заявило об отказе от иска, и, одновременно - об отмене состоявшихся судебных актов в связи тем, что большинство указанных им в апелляционной жалобе доводов суд не исследовал и не дал им оценки. Кассационная жалоба принята к производству 31.01.2013.
После принятия кассационной жалобе к производству, 21.02.2013 в суд поступило заявление образовательного учреждения об отзыве заявления об отказе от иска. В день рассмотрения кассационной жалобы в суд поступило повторное заявление образовательного учреждения об отказе от иска по мотиву не подведомственности спора арбитражному суду.
В суд поступил отзыв ан кассационную жалобу от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Самарской области, в котором он просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, считая выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными. Считает, что арбитражный суд правомерно рассмотрел заявление, поскольку образовательное учреждение наделено собственником, правом оказания и платных образовательных услуг, не предусмотренных образовательными программами. Поддерживает выводы судов о том, что заявитель не соответствует лицензионным требованиям, поскольку его правоспособность является специальной, собственник не предусмотрел осуществление учреждением профессиональной медицинской деятельности. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Самарской области не осуществляет лицензирование медицинской деятельности муниципальных медицинских учреждений, данные полномочия делегированы органам государственной власти субъектов Федерации.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не явились.
Судебная коллегия не имеет правовых оснований для принятия заявленного образовательным учреждением отказа от иска, поскольку в силу части 2 статьи 49 АПК РФ отказ от иска возможен до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции. Отказ от иска в суде кассационной инстанции арбитражным процессуальным законодателем не предусмотрен, в связи чем судебная коллегия отказывает в удовлетворении заявления Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 160 городского округа Самара об отказе от заявленных им требований.
Оснований для прекращения производства по делу в суде третьей инстанции в связи с доводами заявителя о неподведомственности спора арбитражному суду судебная коллегия также не находит. Из предмета спора, учитывая, что образовательное учреждение наделено собственником в соответствии со статьей 50 ГК РФ правом оказания платных дополнительных образовательных услуг (пункт 5.11 Устава образовательного учреждения) определенно не следует, что спор, связанный с получением лицензии на занятие медицинской деятельностью, не связан с предпринимательской деятельность учреждения в сфере оказания платных услуг. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, рассматриваются арбитражным судом (часть 1 статьи 197 АПК РФ).
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Самарской области, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Спор возник в результате отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Самарской области выдать образовательному учреждению лицензию на право осуществления медицинской деятельности в виде оказания услуг доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что заявитель, как муниципальное образовательное учреждение не наделен собственником специальной правоспособностью по осуществлению медицинской деятельности, не является медицинским учреждением, и не соответствует лицензионным требованиям применительно к пункту 2 статьи 8, подпункту 4 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
При этом суды пришли к выводу о том, что медицинская деятельность, лицензию на право осуществления которой просило выдать учреждение, не является составной частью образовательного процесса, такая деятельность является самостоятельной.
В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Данные положения подкреплены положением подпункта 19 пункта 2 статьи 32 того же закона, вменяющего в обязанность образовательному учреждению создание необходимых условий для работы медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения, статьей 11 Закона, предоставляющей образовательном учреждению право с согласия учредителя предоставлять медицинскому учреждению в пользование движимое и недвижимое имущество для медицинского обслуживания воспитанников, обучающихся и работников образовательного учреждения и прохождения ими медицинского обследования.
Таким образом, по общему закрепленному Законом об образовании принципу медицинское обслуживание обучающихся в образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения на базе имущества, предоставляемого образовательным учреждением.
Действовавшим в период возникновения спорных отношений, Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 под медицинской деятельностью подразумевалось выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (в том числе и по сестринскому делу в педиатрии).
Лицензирование медицинской деятельности в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), осуществлялось органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляла лицензирование в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.
Таким образом, лицензирование медицинской деятельности, осуществляемой организациями муниципальной системы здравоохранения, как правомерно указывает Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Самарской области, не входило в его компетенцию.
Законодатель предусматривает возможность оказания медицинских услуг медицинскими организациями, то есть юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Вместе с тем положения данного закона (в том числе и о лицензировании медицинской деятельности) распространены и на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность.
Вопрос о лицензировании медицинской деятельности, осуществляемой образовательным учреждением при оказании образовательных услуг штатными работниками образовательного учреждения законодательством Российской Федерации в достаточной мере не урегулирован.
Как следует из письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.04.2009 N 15-2/10/2-2569, данный уполномоченный государственный орган не считает получение дошкольным образовательным учреждением лицензии на осуществление медицинской деятельности противоречащим действующим нормативным правовым актам в случае, если медицинский персонал является штатным персоналом дошкольного образовательного учреждения. В противном случае лицензию на медицинскую деятельность должно получить учреждение здравоохранения, в штат которого включен медицинский персонал для оказания медицинской помощи детям в данном дошкольном образовательном учреждении.
Данный вывод сделан на основании пунктов 41, 46 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666, действовавшего до 12.04.2012. В настоящее время действует Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 N 2562. В соответствии как с ранее действовавшим, так и с действующим Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется его уставом.
Письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.04.2009 N 03-768 разъяснено, что принятие решения о взаимодействии органов здравоохранения и органов управления образованием в организации медицинского обслуживания детей в дошкольным образовательных учреждениях, в частности - об отнесении медицинских сестер дошкольного образовательного учреждения к штату образовательного учреждения либо к штату учреждения здравоохранения разрешается органами местного самоуправления.
Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида N 160 городского округа Самара, утвержденный приказом Департамента управления имуществом городского округа Самара от 13.03.2009 N 673 (т. 1 л.д. 32-52) не наделяет образовательное учреждение специальной правоспособностью по оказанию медицинских услуг, как правомерно указали суды первой и апелляционной инстанций, и устанавливает, что медицинское обслуживание детей в детском саду обеспечивают органы здравоохранения (пункт 5.3 Устава).
Соответственно, из решения собственника дошкольного образовательного учреждения, утвердившего устав образовательного учреждения, следует, что организация медицинского обслуживания в дошкольном учреждении осуществляется медицинским учреждением. Доказательств установления уполномоченным органом местного самоуправления иного порядка комплектования персонала дошкольного учреждения в сфере оказания медицинских услуг суду не представлено.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о правомерности отказа в выдаче лицензии образовательному учреждению на осуществление медицинской деятельности в сфере оказания сестринских услуг в педиатрии в связи с несоответствием лицензиата лицензионным требованиям не противоречит фактическим обстоятельствам дела. При этом и лицензирование деятельности по оказанию медицинских услуг муниципальным дошкольным учреждением не входит в полномочия федеральных органов здравоохранения.
Учреждение вправе, на основании соответствующего решения уполномоченного органа местного самоуправления об отнесении медицинских сестер дошкольного образовательного учреждения к штату образовательного учреждения и внесения необходимых изменений в устав учреждения повторно обратиться с заявлением о выдаче лицензии в уполномоченный орган Самарской области.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06.08.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 по делу N А55-13708/2012 оставить без изменений, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Л. Петров |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.04.2009 N 15-2/10/2-2569, данный уполномоченный государственный орган не считает получение дошкольным образовательным учреждением лицензии на осуществление медицинской деятельности противоречащим действующим нормативным правовым актам в случае, если медицинский персонал является штатным персоналом дошкольного образовательного учреждения. В противном случае лицензию на медицинскую деятельность должно получить учреждение здравоохранения, в штат которого включен медицинский персонал для оказания медицинской помощи детям в данном дошкольном образовательном учреждении.
Данный вывод сделан на основании пунктов 41, 46 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666, действовавшего до 12.04.2012. В настоящее время действует Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 N 2562. В соответствии как с ранее действовавшим, так и с действующим Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется его уставом."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 марта 2013 г. N Ф06-509/13 по делу N А55-13708/2012