г. Казань |
|
12 марта 2013 г. |
Дело N А12-11516/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.07.2012 (судья Кулик И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи: Александрова Л.Б., Борисова Т.С.)
по делу N А12-11516/2012
по заявлению администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области, г. Урюпинск (ОГРН 10234405762357, ИНН 3431050763) к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Урюпинске, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах, г. Урюпинск заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН 344121098, ОГРН 1053444025920) об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Урюпинске, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах по Волгоградской области (далее - Территориальный отдел Роспотребнадзора) о признании недействительным предписания от 02.03.2012 N 24 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее - Управление Роспотребнадзора).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.07.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как следует из материалов дела, в связи с регистрацией в 2010 на территории Урюпинского района 3-х случаев заболевания граждан лихорадкой Западного Нила, Территориальным отделом Роспотребнадзора выдано администрации предписание от 02.03.2012 N 24 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий), а именно: представить в срок до 15.04.2012 информацию о площадях и количестве расположенных на территории Урюпинского муниципального района пойменных водоемов, стоячих каналов, озер, заболоченностей (п.1); организовать в 4-е этапа работу по окосу растительности на водоемах и прилегающих к водоемам территорий, использующиеся как места отдыха, купания, рыбалки на территории Урюпинского муниципального района в срок: 1-й этап до 18.05.2012, 2-й этап до 29.06.2012, 3-й этап до 27.07.2012, 4-й этап до 15.08.2012.
Не согласившись с указанным предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд с данным заявлением.
Рассмотрев материалы дела, кассационная инстанция приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемое предписание выдано Территориальным отделом Роспотребнадзора в соответствии с законом и не нарушает прав и законных интересов администрации.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Статьей 15 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно статье 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Муниципальную систему здравоохранения составляют: органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья; подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.
В статье 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) закреплено, что санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Закона.
В силу статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарных правил; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, определяется Санитарно-эпидемиологическим правилами СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации" (приложение N 1). Инфекционные заболевания - это заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку. Лихорадка Западного Нила входит в перечень инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории (СП 3.4.2318-08).
Лихорадка Западного Нила (далее - ЛЗН) это зоонозная, природно-очаговая, арбовирусная инфекция с трансмиссивным механизмом передачи возбудителя, протекающая у человека в виде острого лихорадочного заболевания с симптомами общей интоксикации, головными болями, миалгией, артралгией, сыпью, в тяжелых случаях с развитием серозного менингита и менингоэнцефалита.
Основными переносчиками вируса ЛЗН людям являются комар различных видов, а резервуаром инфекции в природных очагах служат главным образом птицы. Лихорадкой Западного Нила поражается сельское население, живущее по берегам рек и озер, в поймах, дельтах рек, где имеется большое количество диких водоплавающих птиц и комаров, а также городские жители, посещающие дачные участки и базы отдыха, охотники, рыболовы. Заражение может происходить в домах с затопленными подвалами, где и происходит размножение комаров.
Согласно пункту 7.5.1 Методических указаний "Мероприятия по борьбе с лихорадкой Западного Нила на территории Российской Федерации. Методические указания. МУ 3.1.3.2600-10", утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека 19.04.2010, при регистрации на территории 5 и более случаев ЛЗН и ухудшении ситуации по сравнению с исходной, эпидемиологическая обстановка расценивается как чрезвычайная и проводится весь комплекс противоэпидемических мероприятий, предусмотренных в этих случаях.
В комплексных планах предусматривается проведение санитарно-профилактических мероприятий в благополучный период и период угрозы и санитарно-противоэпидемических мероприятий (профилактических) мероприятий, включая ограничительные мероприятия (карантин), по локализации и ликвидации возникших эпидемических очагов Болезней (п.7.3 СП 3.4.2318-08).
Полномочия администрации на выполнение указанных в предписании мероприятий подтверждены и Комплексным планом мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории от заноса и распространения инфекционных заболеваний, предупреждению особо опасных и природно-очаговых инфекций среди населения Волгоградской области на 2009-2014 годы. Согласно п.1.20 Комплексного плана администрации муниципальных районов должны проводить профилактические и противоэпидемические, дезинсекционные и дератизационные мероприятия на административных территориях и эпидемиологически значимых объектах, направленных на снижение численности переносчиков и источников возбудителей особо опасных, зоонозных, природно-очаговых болезней.
В соответствии с п.1.13 "Профилактических и противоэпидемических мероприятий по лихорадке Западного Нила на территории Волгоградской области 2011-2014 годы", на главу администрации возлагается обязанность по подготовке и корректировке по результатам многолетних энтомологических наблюдений списка водоемов Урюпинского муниципального района, на которых необходимо проводить дезинсекционную обработку с выделением приоритетных, на которых численность комаров превышает среднесезонный показатель и выявлена вирусофорность.
Таким образом, данное предписание выдано в пределах полномочий отдела и не противоречит статьям 14, 50 Федерального закона N 131-ФЗ, не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Предписание выдано в связи с регистрацией 3 случаев заболевания людей ЛЗН, зарегистрированных на территории Урюпинского муниципального района, в целях предотвращения угрозы возникновения и распространения инфекционного заболевания и предупреждения причинения вреда здоровью людей.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Данным предписанием на администрацию в рамках её полномочий возложена обязанность организации и контроля за осуществлением профилактических мер.
Финансирование профилактических и противоэпидемических мероприятий проводится за счет областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, ведомств, учреждений, предприятий. Ежегодно определяются и корректируются потребность в материально-техническом и финансовом обеспечении для проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 22.05.2012 N 94-П "О неотложных мерах по предупреждению случаев заболевания лихорадкой Западного Нила на территории Волгоградской области в 2012 году" Министерству финансов Волгоградской области поручено выделить из резервного фонда Администрации Волгоградской области на проведение дезинсекционных профилактических работ по обработке водоемов, прилегающих к водоемам территорий, барьерных обработок территорий мест общего пользования, а также на приобретение дезинсекционных препаратов 5000 тысяч рублей.
Исходя из изложенного, администрация Урюпинского муниципального района должна обеспечить проведение полного объема дезинсекционных профилактических мероприятий, направленных на снижение численности переносчиков вируса лихорадки Западного Нила.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.07.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012 по делу N А12-11516/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п.1.13 "Профилактических и противоэпидемических мероприятий по лихорадке Западного Нила на территории Волгоградской области 2011-2014 годы", на главу администрации возлагается обязанность по подготовке и корректировке по результатам многолетних энтомологических наблюдений списка водоемов Урюпинского муниципального района, на которых необходимо проводить дезинсекционную обработку с выделением приоритетных, на которых численность комаров превышает среднесезонный показатель и выявлена вирусофорность.
Таким образом, данное предписание выдано в пределах полномочий отдела и не противоречит статьям 14, 50 Федерального закона N 131-ФЗ, не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
...
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
...
Постановлением Правительства Волгоградской области от 22.05.2012 N 94-П "О неотложных мерах по предупреждению случаев заболевания лихорадкой Западного Нила на территории Волгоградской области в 2012 году" Министерству финансов Волгоградской области поручено выделить из резервного фонда Администрации Волгоградской области на проведение дезинсекционных профилактических работ по обработке водоемов, прилегающих к водоемам территорий, барьерных обработок территорий мест общего пользования, а также на приобретение дезинсекционных препаратов 5000 тысяч рублей."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 марта 2013 г. N Ф06-1061/13 по делу N А12-11516/2012
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10307/13
25.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10307/13
12.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1061/13
09.11.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8381/12
30.07.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-11516/12