г. Казань
19 марта 2013 г.
Дело N А57-2396/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие извещенных надлежащим образом сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Дирекция единого заказчика" г. Вольск,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.09.2012 (судья Яценко Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Камерилова В.А., Шалкин В.Б.)
по делу N А57-2396/2012
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Дирекция единого заказчика", г. Вольск (ИНН 6441008156, ОГРН 1026401675090) к Комитету по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района Саратовской области, г. Вольск, о признании права хозяйственного ведения, с участием третьего лица - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Дирекция единого заказчика" (далее - МУП "ДЕЗ", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковыми заявлениями к Комитету по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района Саратовской области (далее - Комитет, ответчик) о признании права хозяйственного ведения на нежилые помещения, расположенные по адресам: Саратовская область, г. Вольск, ул. Революционная, д. 6, общей площадью 24 кв. м; Саратовская область, г. Вольск, ул. Кольцова, д. 5 общей площадью 26,9 кв. м; Саратовская область, г. Вольск, ул. Революционная, д. 16, общей площадью 92,6 кв. м; Саратовская область, г. Вольск, ул. Революционная, д. 16 общей площадью 53,7 кв. м.
По указанным исковым заявлениям Арбитражным судом Саратовской области возбуждены производства по делам N А57-2394/2012, N А57-2395/2012, N А57-2396/2012, N А57-2397/2012, которые определением Арбитражного суда Саратовской области от 01.06.2012 объединены в одно производство с присвоением делу N А57-2396/2011.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.09.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Саратовской области от 06.09.2012 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает обжалуемые судебные акты законными и неподлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, МУП "ДЕЗ" учреждено Комитетом в соответствии с решением от 25.02.1998 N 18 "Об учреждении муниципального унитарного предприятия "Дирекция единого заказчика" и "Ремонтно-эксплуатационное предприятие", уставный капитал которого был сформирован муниципальным имуществом, выделенным из состава имущества муниципального унитарного предприятия "Производственно-жилищный трест".
В соответствии с пунктами 3 и 5 решения от 25.02.1998 N 18 "Об учреждении муниципального унитарного предприятия "Дирекция единого заказчика" и "Ремонтно-эксплуатационное предприятие" в уставный капитал МУП "ДЕЗ" внесено имущество, выделенное из состава муниципального унитарного предприятия "Производственно-жилищный трест", согласно разделительным балансам на 165 000 руб. и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения, что подтверждается договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 30.04.1998 N 113, дополнительным соглашением к указанному договору от 01.07.2006, а так же актом приема-передачи муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 30.04.1998, согласно которому Комитет закрепляет за истцом и передает ему на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество по состоянию на 01.03.1998 на сумму 582 516 995 руб.
Согласно пункту 1.2 Устава МУП "ДЕЗ" учредителем и собственником передаваемого имущества предприятия является Вольское муниципальное образование.
В соответствии с пунктом 6.2 Устава имущество МУП "ДЕЗ" является муниципальной собственностью и закрепляется учредителем на праве хозяйственного ведения. Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а именно: Комитет по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.07.2006 по делу N А57-58Б/06-31 МУП "ДЕЗ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Переданное на баланс МУП "ДЕЗ" и закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения и находящееся в настоящее время на балансе предприятия имущество в силу положений статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" составляет конкурсную массу.
Переданные по договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 30.04.1998 N 113 объекты недвижимости значились без указания площадей объектов.
Конкурсный управляющий МУП "ДЕЗ" обратился с запросами в администрацию г. Вольска, а также в Комитет о внесении изменений в существующие правоустанавливающие документы.
Данные изменения были внесены 01.07.2006 дополнительным соглашением к договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 30.04.1998 N 113 и приложением N1 к нему.
МУП "ДЕЗ" обратилось в Вольский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорные объект недвижимости, государственная регистрация по которому была приостановлена ввиду отсутствия зарегистрированного права собственности Вольского муниципального района на спорные объекты недвижимого имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства, а в последующем было вынесено решение об отказе в государственной регистрации по тем же основаниям.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения МУП "ДЕЗ" с настоящим иском в Арбитражный суд Саратовской области.
В статьях 8 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 5 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установив, что спорные нежилые помещения не включены в реестр муниципальной собственности, право муниципальной собственности и право хозяйственного ведения не зарегистрированы, а перечень имущества, переданного муниципальным унитарным предприятием "Производственно-жилищный трест" на баланс МУП "ДЕЗ", расположенного по адресу: Саратовская область, г. Вольск, ул. Кольцова, д. 5, в соответствии с дополнительным соглашением от 01.07.2006 и приложением N 1 к нему не содержит объект недвижимости площадью 26,9 кв. м, что не позволяет идентифицировать перечисленные в нем объекты со спорными помещениями, руководствуясь статьями 113, 131, 216, 223, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7, 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", пришли к обоснованному выводу о том, что истец не доказал факт закрепления за ним спорных объектов недвижимости на праве хозяйственного ведения и возникновения у него на данные объекты вещного права.
Довод МУП "ДЕЗ", что право муниципальной собственности на спорные объекты возникло в силу закона еще до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и считается ранее возникшим в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", правильно были отклонены судами первой и апелляционной инстанций со ссылкой на пункт 9 постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества", действовавшего в спорный период, и пункт 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.09.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
При подаче кассационной жалобы МУП "ДЕЗ" государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы не была уплачена.
Определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.02.2013 МУП "ДЕЗ" предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
Принимая во внимание, что МУП "ДЕЗ" отказано в удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия, руководствуясь статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым взыскать с истца государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 2000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.09.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по делу N А57-2396/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Дирекция единого заказчика" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Поручить Арбитражному суду Саратовской области выдать исполнительный лист в соответствии с пунктом 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.В. Ананьев
Судьи
В.А. Карпова
С.Ю. Муравьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод МУП "ДЕЗ", что право муниципальной собственности на спорные объекты возникло в силу закона еще до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и считается ранее возникшим в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", правильно были отклонены судами первой и апелляционной инстанций со ссылкой на пункт 9 постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества", действовавшего в спорный период, и пункт 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 марта 2013 г. N Ф06-1234/13 по делу N А57-2396/2012
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1234/13
19.11.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9497/12
06.09.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-2396/12
01.06.2012 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-2396/12