г. Казань
19 марта 2013 г.
Дело N А65-28364/2011
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Сабирова М.М.,
при участии представителей:
заявителя - Елькович А.В., доверенность от 01.06.2012 N 2,
ответчика - Борщевской Т.А., доверенность от 05.03.2013 N 54,
в отсутствие:
третьих лиц - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2012 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А65-28364/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Персей" (ИНН: 1652006078, ОГРН: 1021607554572) к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании незаконным решения, при участии третьих лиц - Территориальной профсоюзной организации Российского профессионального союза работников инвестиционно-финансовой сферы и бухгалтерского дела "Татинвестпроф", Государственной инспекции труда в Республике Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Персей" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - фонд, учреждение) от 25.08.2011 N 26вз.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2012 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.11.2012 производство по кассационной жалобе фонда приостановлено до опубликования постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А65-18892/2011.
Определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2013 производство по вышеуказанной кассационной жалобе возобновлено.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Учреждением проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за 2010 год, о чем составлен акт от 02.08.2011 N 63вз.
Решением фонда от 25.08.2011 N 26вз общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)" в виде 6429 рублей 95 копеек штрафа за занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов, начислены 1397 рублей 63 копейки пени, предложено уплатить 59 468 рублей 84 копейки недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Основанием для принятия решения послужил вывод фонда о занижении обществом базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование в результате неправомерных выплат компенсации морального вреда работникам предприятия, которые, по мнению органа контроля, являются надбавкой к заработной плате за работу во вредных условиях труда.
Не согласившись с вынесенным решением фонда, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что у фонда не имелось оснований для признания выплаченных заявителем работникам компенсации морального вреда оплатой труда во вредных и опасных условиях работы и, соответственно, для доначисления страховых взносов, пени и штрафа.
По мнению судов, моральный вред причиняется работникам самим фактом привлечения к работе на рабочих местах с вредными условиями труда, как носящими неустранимый характер при современном техническом уровне производства и организации труда, так и обусловленными непринятием работодателем достаточных мер к максимальному исключению вредного воздействия на работников.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на упомянутых работах, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", согласно которому работникам, занятым на таких работах, наряду с сокращенной продолжительностью рабочего времени и правом на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск установлено минимальное повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для работ с нормальными условиями труда.
Наряду с повышенной оплатой труда в силу положения, предусмотренного абзацем тринадцатым статьи 219 Трудового кодекса, работник, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на компенсации, установленные коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Поскольку материалами дела не подтверждены факты причинения вреда здоровью работников неправомерными действиями или бездействием работодателя, компенсация морального вреда, по сути, является компенсационной выплатой в денежной форме за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Из положений части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ следует, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда (за исключением компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов) относятся к числу выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.
Таким образом, в отличие от действовавшего ранее абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, исключавшего компенсационные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей, из налоговой базы по единому социальному налогу, подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ признает спорные выплаты объектом обложения страховыми взносами.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.12.2012 N 10151/12.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для признания незаконным решения фонда.
Согласно части 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае выявления несоответствия выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой инстанции, и имеющимся в деле доказательствам, нарушения либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, арбитражным судом кассационной инстанции выносится постановление об отмене обжалуемого решения, постановления.
Поскольку все обстоятельства дела установлены, не требуется установления новых обстоятельств и исследования дополнительных доказательств, суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты не находит оснований для направления дела на новое рассмотрение и считает возможным принять по делу новый судебный акт, отказав обществу в удовлетворении требований о признании недействительным решения фонда.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 по делу N А65-28364/2011 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Персей" о признании недействительным решения Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан от 25.08.2011 N 26вз отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Р. Гатауллина
Судьи
Л.Ф. Хабибуллин
М.М. Сабиров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ следует, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда (за исключением компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов) относятся к числу выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.
Таким образом, в отличие от действовавшего ранее абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, исключавшего компенсационные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей, из налоговой базы по единому социальному налогу, подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ признает спорные выплаты объектом обложения страховыми взносами.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.12.2012 N 10151/12."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 марта 2013 г. N Ф06-8242/12 по делу N А65-28364/2011
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2013 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-28364/11
19.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8242/12
12.07.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6224/12
10.04.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-28364/11