г. Казань
21 марта 2013 г.
Дело N А57-12965/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - Седова В.В., по доверенности от 17.09.2012, Хафизова Р.И., по доверенности от 27.02.2012,
ответчика - Чеконова Е.Ф., по доверенности от 07.03.2013 N 01-03/13,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Славянский стиль"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.09.2012 (судья Лескина Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи: Борисова Т.С., Жевак И.И.)
по делу N А57-12965/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Славянский стиль", г. Саратов (ОГРН 1026403045987, ИНН 6453058546) к администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ОГРН 1036405000280 ИНН 6450011003), о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 25.05.2012 года N 1070, об обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" выдать заявителю разрешение на право организации универсального розничного рынка "Славянский", заинтересованное лицо: Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ОГРН 1126450007155 ИНН 6450056004), третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Мир торговли", г. Саратов (ОГРН 1026406132592 ИНН 6453066716), Комаров Олег Константинович, г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Славянский стиль" (далее - ООО "Славянский стиль", общество) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) от 25.05.2012 N 1070 "Об отказе в предоставлении ООО "Славянский стиль" разрешения на право организации универсального розничного рынка "Славянский", об обязании администрации на основании ранее поданного заявления и приложении к нему вынести постановление о выдаче ООО "Славянский стиль" разрешения на право организации универсального розничного рынка "Славянский" по адресу: г. Саратов, 3-я Дачная, пл. им. В.И. Ленина и выдать ООО "Славянский стиль" разрешение на право организации универсального розничного рынка "Славянский" в течение двух рабочих дней со дня оглашения решения, о взыскании судебных расходов.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.09.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.1.12012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, администрацией вынесено постановление от 23.01.2004 N 5А-71 о переоформлении ООО "Славянский рынок" права бессрочного (постоянного) пользования на право аренды сроком на 49 лет на земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 64:48:04 08 19:0044, находящийся по адресу: г. Саратов, 3-я Дачная.
Между администрацией и ООО "Славянский рынок" заключен договор аренды от 11.03.2004 N 233 земельного участка с кадастровым номером 64:48:04 08 19:0044, расположенного по адресу: г. Саратов, 3-я Дачная, площадью 4365 кв.м, с разрешённым видом использования: вещевой рынок, сроком с 23.01.2004 по 23.01.2053.
Между ООО "Славянский рынок" и ООО "Славянский стиль" 11.01.2005 заключен договор замены стороны в обязательстве, в соответствии с которым право аренды на вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 64:48:04 08 19:0044, перешло к ООО "Славянский стиль".
31 октября 2007 года заключено соглашение об изменении договора аренды земельного участка от 11.03.2004 N 253, в соответствии с которым в связи с проведенным межеванием и образованием новых объектов землеустройства площадь предоставленного в аренду земельного участка 4365 кв.м разделена на 2613 кв.м кадастровый номер 64:48:04 08 19:0162 и 1752 кв.м кадастровый номер 64:48:04 08 19:0161.
На основании постановления администрации от 06.07.2007 N 526 ООО "Славянский стиль" сроком на пять лет было выдано разрешение на право организации розничного рынка по адресу: г. Саратов, пр-т 50 лет Октября, д. 93 В.
ООО "Славянский стиль" обратилось в администрацию с заявлением от 18.04.2012 N 28 о выдаче разрешения на право организации универсального рынка "Славянский" на земельном участке с кадастровым номером 64:48:04 08 19:0044, расположенном по адресу: г. Саратов, 3-я Дачная, пл. им. В.И. Ленина.
Постановлением администрации от 25.05.2012 N 1070 обществу отказано в предоставлении разрешения на право организации универсального рынка в связи с тем, что рынок организуется в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов". Градостроительной документацией размещение рынков по адресу: г. Саратов, 3-я Дачная, пл. им. В.И. Ленина не предусмотрено, о чем администрация уведомило общество 25.05.2012.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции считает, что постановление администрации от 25.05.2012 N 1071 принято с соблюдением положений действующего законодательства, выводы арбитражных судов обоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ) рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 271-ФЗ предусмотрено, что рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 271-ФЗ разрешение на право организации рынка (далее - разрешение) выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования.
В этом заявлении должны быть указаны: 1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц; 2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; 3) тип рынка, который предполагается организовать.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона N 271-ФЗ к заявлению о предоставлении разрешения прилагаются: 1) копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально); 2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия; 3) нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; 4) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Согласно статье 7 Федерального закона N 271-ФЗ обществу может быть отказано в предоставлении разрешения по следующим основаниям: 1) отсутствие права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок в соответствии с планом, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона; 2) несоответствие места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать, плану, указанному в статье 4 настоящего Федерального закона; 3) подача заявления о предоставлении разрешения с нарушением требований, установленных частями 1, 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также документов, содержащих недостоверные сведения.
В рассматриваемом случае заявление общества о предоставлении разрешения на право организации рынка содержит недостоверные сведения.
Общество в качестве объекта недвижимости, где предполагается организовать универсальный рынок, заявило находящийся у него в аренде земельный участок с кадастровым номером 64:48:04 08 19:0044.
Однако в соответствии с соглашением от 31.10.2007 "Об изменении договора аренды земельного участка от 11.03.2004 N 253" (зарегистрировано 12.11.2007) земельный участок с кадастровым номером 64:48:040819:0044 площадью 4365 кв.м в связи с проведённым межеванием был разделён на два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 64:48:040819:0162 площадью 2613 кв.м, земельный участок с кадастровым номером 64:48:040819:0161 площадью 1752 кв.м.
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 64:48:040819:0044 площадью 4365 кв.м в настоящее время не существует и снят с кадастрового учёта.
Земельные участки с кадастровым номером 64:48:040819:171, площадью 383 кв.м, с кадастровым номером 64:48:040819:0162, площадью 2613 кв.м, с кадастровым номером 64:48:040819:0161, площадью 1752 кв.м, с кадастровым номером 64:48:040819:0163 площадью 1581 кв.м., с кадастровым номером 64:48:040819:0164 площадью 2188 кв.м, с кадастровым номером 64:48:040819:172 площадью 490 кв.м. до обращения общества за разрешением на организацию универсального рынка, объединены в одну территорию, на которую ООО "Мир торговли", ООО "Славянский стиль" и Комарову О.К. выдан градостроительный план земельного участка от 14.08.2009 N RU64304000-0235/09.
На основании указанного градостроительного плана и заявления от 17.09.2009 N 57 ООО "Мир торговли", ООО "Славянский стиль" и Комарова О.К., администрацией выдано разрешение от 26.09.2009 N RU 64304000-202 на строительство рынка, площадью застройки 6839,45 кв.м, этажностью-2, общей площадью здания 7637,8 кв.м, строительным объемом 78909,376 кв.м.
Исходя из изложенного, общество совместно с ООО "Мир торговли" и Комаровым О.К., до обращения в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на организацию на земельном участке с кадастровым номером 64:48:04 08 19:0044 универсального рынка, определили необходимость начала строительства объекта капитального строительства - рынка.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешение на строительство объекта капитального строительства, в который включен проект организации строительства.
В соответствии с проектом организации строительства территория строительной площадки огораживается постоянным ограждением, а участки производства временным ограждением по ГОСТ 12.4.059-89 ССБТП. Во время работ на строительной площадке исключается нахождение посторонних лиц. Строительная площадка оборудуется необходимыми знаками безопасности и наглядной агитацией.
На строительной площадке предусмотрена работа гусеничного крана МКГ-25 БР.
Разрешение на ввод в эксплуатацию соответствующего объекта до настоящего времени не выдавалось.
Таким образом, на земельном участке, на котором ООО "Славянский стиль" испрашивал разрешение на организацию универсального рынка, на основании выданного разрешения им же осуществляется строительство объекта капитального строительства - рынка, и фактически расположен объект незавершённого строительства.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительной деятельностью является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Разрешение на строительство является документом, дающим застройщику право осуществлять строительство объекта капитального строительства и соответственно градостроительной документацией.
Организация универсального рынка на земельном участке, на котором осуществляется строительство объекта капитального строительства, противоречит выданному разрешению на строительство.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 271-ФЗ деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке - продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществляемые соответственно по договору розничной купли-продажи и договору бытового подряда.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 271-ФЗ розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 271-ФЗ о розничных рынках на рынке должны быть: 1) оборудованы торговые места в соответствии со схемой их размещения, административно-хозяйственные помещения и места общего пользования; 2) организована обособленная от торговых мест стоянка для автотранспортных средств лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей; 3) оборудованы места для размещения средств пожаротушения и оповещения граждан о случаях возникновения аварийных или чрезвычайных ситуаций; 4) оборудовано доступное для обозрения место, на котором размещаются: а) информация, содержащая схему размещения на рынке торговых мест; б) схема эвакуации при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций; в) информация о правилах привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) и об ответственности за нарушение этих правил; г) перечень отдельных категорий граждан, которым предоставлено право внеочередного обслуживания на рынке; д) информация о порядке и об условиях предоставления торговых мест, в том числе о размере платы за предоставление торгового места; е) информация о наличии свободных торговых мест и об их назначении, а также о сроках прекращения действия договоров о предоставлении торговых мест; ж) номер или номера телефонов руководителя управляющей рынком компании; з) информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей; и) обеспечивающие связь с соответствующими контрольными и надзорными органами, а также с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления номера телефонов (номера телефонов "горячей линии") для обращений лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей.
При входе на рынок должна быть размещена вывеска, оформленная на русском языке и при необходимости на других языках народов Российской Федерации, с указанием типа рынка, его наименования, режима его работы, наименования управляющей рынком компании.
В случае осуществления деятельности по продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения на рынке должна быть размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы.
В случае осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) с использованием средств измерений (весов, гирь, мерных емкостей, метров и других) на рынке в доступном месте должны быть установлены соответствующие метрологическим правилам и нормам измерительные приборы в целях проверки покупателями правильности цены, меры, веса приобретенных товаров (работ, услуг).
По требованию органов внутренних дел, а также контрольных и надзорных органов их сотрудникам для исполнения возложенных на них обязанностей должны быть предоставлены на рынке помещения на постоянной или временной основе.
На указанных земельных участках ООО "Славянский стиль" испрашивало разрешение на организацию универсального рынка, осуществляется строительство объекта капитального строительства - рынка, в связи с чем общество, будучи управляющей компанией, до окончания строительства не могло бы обеспечить соблюдение требований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона N 271-ФЗ, может повлечь административное приостановление деятельности управляющей рынком компании в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, общество, испрашивая у органа местного самоуправления разрешение на организацию универсального рынка на строительной площадке, фактически предоставляло недостоверные сведения.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.09.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 по делу N А57-12965/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Славянский стиль" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г. Баширов
Судьи
Н.Н. Сафин
С.В. Мосунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 271-ФЗ о розничных рынках на рынке должны быть: 1) оборудованы торговые места в соответствии со схемой их размещения, административно-хозяйственные помещения и места общего пользования; 2) организована обособленная от торговых мест стоянка для автотранспортных средств лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей; 3) оборудованы места для размещения средств пожаротушения и оповещения граждан о случаях возникновения аварийных или чрезвычайных ситуаций; 4) оборудовано доступное для обозрения место, на котором размещаются: а) информация, содержащая схему размещения на рынке торговых мест; б) схема эвакуации при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций; в) информация о правилах привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) и об ответственности за нарушение этих правил; г) перечень отдельных категорий граждан, которым предоставлено право внеочередного обслуживания на рынке; д) информация о порядке и об условиях предоставления торговых мест, в том числе о размере платы за предоставление торгового места; е) информация о наличии свободных торговых мест и об их назначении, а также о сроках прекращения действия договоров о предоставлении торговых мест; ж) номер или номера телефонов руководителя управляющей рынком компании; з) информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей; и) обеспечивающие связь с соответствующими контрольными и надзорными органами, а также с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления номера телефонов (номера телефонов "горячей линии") для обращений лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей.
...
По требованию органов внутренних дел, а также контрольных и надзорных органов их сотрудникам для исполнения возложенных на них обязанностей должны быть предоставлены на рынке помещения на постоянной или временной основе.
На указанных земельных участках ООО "Славянский стиль" испрашивало разрешение на организацию универсального рынка, осуществляется строительство объекта капитального строительства - рынка, в связи с чем общество, будучи управляющей компанией, до окончания строительства не могло бы обеспечить соблюдение требований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона N 271-ФЗ, может повлечь административное приостановление деятельности управляющей рынком компании в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 марта 2013 г. N Ф06-1376/13 по делу N А57-12965/2012
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9416/13
08.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9416/13
21.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1376/13
23.11.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9767/12
17.09.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-12965/12