г. Казань
21 марта 2013 г.
Дело N А57-24371/2011
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Альмашевой Г.Д., Ананьева Р.В.,
в отсутствие:
всех лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.09.2012 (судья Комлева Л.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Дубровина О.А., Шалкин В.Б.)
по делу N А57-24371/2011
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНИКА", г. Саратов (ИНН 6454081330, ОГРН 1066454047934) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), третьи лица: Голод Дмитрий Александрович г. Саратов, Федеральное государственное унитарное предприятие "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ, г. Москва, Приволжский филиал г. Саратов, администрация муниципального образования города Новоузенска Новоузенского муниципального района Саратовской области г. Новоузенск Саратовской области, Правительство Саратовской области, г. Саратов, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и внесении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной в Государственный кадастр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ТЕХНИКА" (далее - ООО "ТЕХНИКА", истец) с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:22:141207:6, общей площадью 52 838 кв. м, с разрешенным использованием - для введения производственно-хозяйственной деятельности, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Новоузенск, ул. Заводская, д. 28, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 в размере 1 089 800 руб., и обязании внести кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере 1 089 800 руб., равной его рыночной, в Государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.09.2012 по делу N А57-24371/2011 исковые требования ООО "ТЕХНИКА" удовлетворены в части. Суд признал кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 52 838 кв.м. кадастровый номер 64:22:141207:6, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Новоузенск, ул. Заводская, д. 28, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 в размере 1 089 800 руб. Обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 64:22:141207:6, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Новоузенск, ул. Заводская, д. 28, равной его рыночной стоимости в размере 1 089 800 руб. в качестве новой кадастровой стоимости указанного земельного участка. В удовлетворении исковых требований ООО "ТЕХНИКА" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что представленный истцом отчет от 15.06.2012 N 2012/06/08Н об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:22:141207:6, отвечает требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, а также требованиям Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 254, 255, 256.
Апелляционный суд пришел к выводу, что требование об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, является правомерным и, следовательно, применимы правила пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами двух инстанций норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что требование заявлено к ненадлежащему ответчику, поскольку учреждение никаких прав заявителя не нарушало, не является субъектом оценочной деятельности, не проводит кадастровую оценку и не обладает полномочиями по определению достоверности отчета о рыночной стоимости земельного участка.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, коллегия находит, что обжалуемые судебные акты подлежат изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 64:22:141207:6, общей площадью 52 838 кв. м, с разрешенным использованием - для введения производственно-хозяйственной деятельности, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Новоузенск, ул. Заводская, д. 28, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.03.2009 N 64-АВ 257557.
Согласно кадастровой выписке из государственного кадастра недвижимости от 21.07.2011 N 6422/201/11-1127, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:22:141207:6 определена в размере 44 864 745,80 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:22:141207:6 в размере 44 864 745,80 руб. по состоянию на 01.01.2007 утверждена постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", вступившим в силу 17.07.2009.
Согласно оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, проведенной по инициативе истца, рыночная стоимость земельного участка, по состоянию на 01.01.2007 составила 1 089 800 руб., что подтверждено отчётом от 15.06.2012 N 2012/06/08Н, подготовленным закрытым акционерным обществом "Независимая экспертная компания "Мосэкспертиза-Саратов".
Указанное обстоятельство, со ссылками на статью 3 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации, послужило основанием для предъявления истцом требования о внесении рыночной стоимости земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
По смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), истец является налогоплательщиком земельного налога в отношении спорного участка. При этом, в силу статьи 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167 - ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Истцом заявлен иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связано с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Суд первой инстанции неоднократно сторонам разъяснял право на заявление ходатайства о назначении судебной экспертизы с целью установления достоверности указанной в нем рыночной стоимости земельного участка. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" заявили, что они не оспаривают ни сам отчет, ни рыночную стоимость земельного участка, установленную в этом отчете, согласившись с данными о рыночной стоимости земельного участка истца, содержащимися в отчете.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Истцом в материалы дела представлен отчет от 15.06.2012 N 2012/06/08Н об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:22:141207:6, общей площадью 52 838 кв. м, с разрешенным использованием - для введения производственно-хозяйственной деятельности, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Новоузенск, ул. Заводская, д. 28.
Из представленного отчета следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером существенно превышает его рыночную стоимость.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (об оценочной деятельности) отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ.
Суд первой инстанции учитывая, что ответчики ни сам отчет, ни рыночную стоимость земельного участка не оспаривают, при этом с данными отчета согласны, что представитель эксперта-оценщика дал суду необходимые пояснения относительно отчета и, установив, что представленный отчет отвечает требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, а также требованиям Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 254, 255, 256, пришел к выводу о правомерности заявленных требований, поскольку кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость и, следовательно, истец, как налогоплательщик, вправе заявлять требование о внесении в Государственный кадастр недвижимости изменений в части кадастровой стоимости земельного участка.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции апелляционный суд указал, что в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" (ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" переданы полномочия органа кадастрового учета и, следовательно, правом внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости обладает орган кадастрового учета.
Коллегия выводы судов двух инстанций находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суды пришли к правильному выводу о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не противоречит действующему законодательству. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Коллегия считает, что в целом доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов двух инстанций, положенные в их основу, и фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
Однако, исходя из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/2011, согласно которому новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат изменению, путем исключения из резолютивных частей судебных актов указания на определение рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.01.2013 по делу N А55 - 21398/2011.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.09.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 по делу N А57-24371/2011 изменить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНИКА" - удовлетворить в части.
Признать кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 52 838 кв.м. кадастровый номер 64:22:141207:6, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Новоузенск, ул. Заводская, д. 28, равной его рыночной стоимости в размере 1 089 800 рублей.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 64:22:141207:6, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Новоузенск, ул. Заводская, д. 28, равной его рыночной стоимости в размере 1 089 800 рублей в качестве новой кадастровой стоимости указанного земельного участка.
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНИКА" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.А. Хайбулов
Судьи
Г.Д. Альмашева
Р.В. Ананьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции учитывая, что ответчики ни сам отчет, ни рыночную стоимость земельного участка не оспаривают, при этом с данными отчета согласны, что представитель эксперта-оценщика дал суду необходимые пояснения относительно отчета и, установив, что представленный отчет отвечает требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, а также требованиям Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 254, 255, 256, пришел к выводу о правомерности заявленных требований, поскольку кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость и, следовательно, истец, как налогоплательщик, вправе заявлять требование о внесении в Государственный кадастр недвижимости изменений в части кадастровой стоимости земельного участка.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции апелляционный суд указал, что в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" (ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" переданы полномочия органа кадастрового учета и, следовательно, правом внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости обладает орган кадастрового учета."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 марта 2013 г. N Ф06-779/13 по делу N А57-24371/2011