г. Казань
21 марта 2013 г.
Дело N А12-17138/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения министерства обороны Российский Федерации по Волгоградской области" - Острикова С.Г., доверенность от 12.03.2013, Шарминой А.А., доверенность от 07.11.2012,
в отсутствие:
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2012 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Борисова Т.С., Жевак И.И.)
по делу N А12-17138/2012
по заявлению федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российский Федерации по Волгоградской области", г. Волгоград (ОГРН 1103459005869, ИНН 3443102014) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, г. Волгоград (ОГРН 1043400325429, ИНН 344115626) о признании в части недействительным предписания и представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Волгоградской области" (далее - ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Волгоградской области", учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 1 предписания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации от 31.05.2012 N 07-36/22/07-15-13/2158, пунктов 6, 7, 8, 9, 14, 16 представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 31.05.2012 N 07-36/23/07-15-13/2160, вынесенных Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2012 по делу N А12-17138/2012 заявление удовлетворено частично. Суд признал недействительными пункты 6, 7, 8, 9, 14 и 16 представления от 31.05.2012 N 07-36/23/07-15-13/2160, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области. В удовлетворении требования о признании недействительным пункта 1 предписания от 31.05.2012 N 07-36/22/07-15-13/2158 отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области просит отменить состоявшиеся судебные акты в части удовлетворения требований о признании недействительными пунктов 6, 7, 8, 9, 14 и 16 представления N 07-36/23/07-15-13/2160 с принятием нового решения. Считает необоснованным вывод судов об отсутствии нарушений пункта 11 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службы по контракту, и премий лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 26.07.2010 N 1010, выразившихся в выплате премий лицам, имеющим не снятые в установленном порядке дисциплинарные взыскания, поскольку на момент выплат такие взыскания с двух лиц, получивших вознаграждение, сняты не были. Считает необоснованным вывод суда об отсутствии нарушений пункта 12 того же Порядка, выразившихся в выплате дополнительного материального стимулирования через кассу, вместо зачисления денежных средств на личные банковские карточки. Считает необоснованным вывод суда об отсутствии нарушений требований бухгалтерского учета, выразившихся во внесении исправлений в регистры бухгалтерского счета методом "красное сторно" в отсутствие справки формы 0504833, на основании которой в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 N 173н производятся бухгалтерские записи, связанные с исправлением ошибок, выявленных субъектом учета. Считает необоснованным вывод суда об отсутствии нарушений требований бухгалтерского учета, выразившихся в неправильном отражении на счетах учета начисления дополнительного стимулирования военнослужащих, что повлекло нарушение Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н. Считает необоснованным вывод суда об отсутствии нарушений пункта 23 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н, выразившихся в несоответствии сведений о сумме расходов по безвозмездным перечислениям, указанных в справке по консолидированным расчетам, сведениям, отраженным в главной книге и в оборотных ведомостях.
В основание жалобы указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам, имеющим значение для дела, и на неполное выяснение судом существенных для дела обстоятельств.
В судебном заседании представитель ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Волгоградской области" просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, поддерживая состоявшиеся судебные акты.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, извещенное о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представителя в судебное заседание не направило.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, пояснения представителя заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятых судебных актов
В представлении Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области от 31.05.2012 N 07-36/23/07-15-13/2160 ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Волгоградской области" предложено рассмотреть его в месячный срок, принять меры по недопущению в дальнейшем совершения указанных нарушений требований бюджетного законодательства, рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей и сообщить о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в месячный срок.
Из Положения о ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Волгоградской области", утвержденного Министром обороны Российской Федерации от 12.09.2011, следует, что заявитель является созданным Министерством обороны Российской Федерации для осуществления функций управления войсковым звеном некоммерческого характера учреждением. Переданные учреждению функции связаны с осуществлением операций по финансовому обеспечению за счет федеральных бюджетных средств объединений, соединений, воинских частей и учреждений.
Из оспоренного представления не следует, что оно нарушает права самого учреждения как юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагает на него какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку деятельность ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Волгоградской области" предпринимательской не является, вмененные нарушения не связаны с гражданско-правовыми отношениями, в которых участвует учреждение как юридическое лицо. Учреждению только предложено рассмотреть представление, не допускать в будущем нарушений требований бюджетного законодательства, наказать виновных лиц и сообщить о результатах органу Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Вместе с тем неисполнение законного представления уполномоченного органа может повлечь для учреждения как юридического лица последствия в виде привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем учреждение было предупреждено в тексте представления.
Учреждение оспаривает выводы органа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о наличии в его действиях нарушений бюджетного законодательства.
В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Вопросами службы финансово-бюджетного надзора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 198, основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:
1) проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории Российской Федерации и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации;
2) проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
Соответственно, целью проверок Федеральной службы финансово-бюджетного надзора является правомерность и эффективность использования бюджетных средств, а не проверка соблюдения требований законодательства о бухгалтерском учете. Нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете может быть предметом вынесения органом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора обязательного представления или предписания, если такие нарушения повлекли либо могли повлечь нарушение требований бюджетного законодательства, связанного с неправомерным использованием бюджетных средств.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недействительности пункта 6 представления, которым учреждению вменено в вину нарушение пункта 12 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премий лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 N 1010, выразившегося в начислении и выплате лицам гражданского персонала, имеющим дисциплинарные взыскания, 818 000 рублей дополнительного материального стимулирования. Суды пришли к выводу об отсутствии со стороны учреждения нарушений данного Порядка, поскольку к лицам, которым были выплачены денежные средства, дисциплинарные взыскания не применялись ввиду отмены ранее изданных приказов о наложении таких взысканий. Переоценка данных выводов судов первой и апелляционной инстанций о фактических обстоятельствах дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, проверяющего в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только правильность применения судами норм материального и процессуального права применительно к установленным судами фактическим обстоятельствам дела.
То же касается и нарушений, указанных в пункте 8 представления, о выплате премии за счет экономии фонда оплаты труда на сумму 5 940 000 рублей лицам гражданского персонала, имеющим дисциплинарные взыскания. При этом данные обстоятельства квалифицированы органом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора как нарушение пункта 1.3 Положения о премировании и оказании материальной помощи - приложения N 4 к коллективному договору между работниками и работодателем учреждения, принятому на общем собрании работников 26.05.2011. Нарушения положений коллективного договора как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения в организации, заключаемого работниками и работодателем в лице их представителей (глава 7 Трудового Кодекса Российской Федерации), если такие и допущены, не являются нарушением бюджетного законодательства, из представления не усматривается, что данные нарушения повлекли растрату, нецелевое либо неэффективное использование средств федерального бюджета.
Пункт 7 представления вменяет в вину учреждению нарушение пункта 12 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службы по контракту, и премий лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 26.07.2010 N 1010, устанавливающего выплату дополнительного материального стимулирования на личные банковские карточки получателей, в связи с выплатой денежных средств получателями через кассу. Суды первой и апелляционной инстанций установили, что выплата наличных денежных средств была связана с технической невозможностью осуществления безналичных расчетов, данный вывод также не подлежит переоценке судом кассационной инстанции. При этом сама выплата причитающегося вознаграждения в наличной форме не противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации и не связана с применением бюджетного законодательства, которое не регулирует форму выдачи заработной платы и вознаграждений, не могла повлечь нецелевое либо неэффективное расходование бюджетных средств.
Пункт 9 представления указывает на необоснованность произведенного учреждением уменьшения начисленных расходов по выплате денежного довольствия и заработной платы на сумму 88 795 413 рублей методом "красное сторно". Суд первой инстанции установил, что ведущим бухгалтером учреждения было обнаружено ошибочное начисление данных расходов, и исправлено методом "красное сторно" по справкам формы 0504833, что было без замечаний принято департаментом учета и отчетности. Данное нарушение, опять же, касается ведения бухгалтерского учета, и не является нарушением бюджетного законодательства, не повлекло, как следует из представления, растраты, нецелевого либо неэффективного расходования бюджетных средств.
То же касается и вменяемого в пункте 14 представления нарушения в виде неправильно отражения на счетах бухгалтерского учета начисления дополнительного стимулирования военнослужащим, что не связано с нарушением бюджетного законодательства, суды пришли к выводу о недоказанности факта нарушения требований бухгалтерского учета ввиду разъяснений Министерства обороны Российской Федерации и департамента социальных гарантий, разрешающего учреждению использовать остатки по подстатьям экономической классификации расходов 212 и 262 на выплату материального стимулирования.
В пункте 16 учреждению вменено в вину нарушение пункта 23 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191-н, выразившееся в несоответствии расходов, отраженных в отчетных данных на 01.01.2012 сведениям регистров бухгалтерского учета. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии нарушения, поскольку сумма отраженных в справке по консолидированным расчетам расходов совпадают с данными аналитического учета.
Как уже указано выше, переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанции о фактических обстоятельствах дела суд кассационной инстанции производить не вправе, вмененные в вину управлению нарушения не связаны с нарушением требований бюджетного законодательства в виде неправомерного использованием бюджетных средств (растраты, нецелевого либо неэффективного использования).
Оснований для отмены обжалованных судебных актов, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 по делу N А12-17138/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г. Баширов
Судьи
А.Л. Петров
С.В. Мосунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 7 представления вменяет в вину учреждению нарушение пункта 12 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службы по контракту, и премий лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 26.07.2010 N 1010, устанавливающего выплату дополнительного материального стимулирования на личные банковские карточки получателей, в связи с выплатой денежных средств получателями через кассу. Суды первой и апелляционной инстанций установили, что выплата наличных денежных средств была связана с технической невозможностью осуществления безналичных расчетов, данный вывод также не подлежит переоценке судом кассационной инстанции. При этом сама выплата причитающегося вознаграждения в наличной форме не противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации и не связана с применением бюджетного законодательства, которое не регулирует форму выдачи заработной платы и вознаграждений, не могла повлечь нецелевое либо неэффективное расходование бюджетных средств."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 марта 2013 г. N Ф06-1308/13 по делу N А12-17138/2012
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10359/13
26.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10359/13
21.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1308/13
23.11.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9665/12
21.09.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-17138/12