г. Казань |
|
01 апреля 2013 г. |
Дело N А12-20022/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.08.2012 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Веряскина С.Г., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-20022/2012
по заявлению Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (ОГРН 102340345255, ИНН 3444054571) к Дубовскому районному отделу службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, судебному приставу-исполнителю Дубовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Карповой Н.В. о признании незаконным требования, с участием заинтересованных лиц: индивидуального предпринимателя Рекуновой Марины Сергеевны, Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Администрация Дубовского муниципального района Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - заявитель, Управление) с заявлением о признании незаконным требования судебного пристава-исполнителя Дубовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Карповой Н.В. (далее - судебный пристав-исполнитель) от 22.06.2012 N 43476.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.08.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012, в удовлетворении требований Управления отказано. В судебных актах суды ссылаются на то, что заявителем не указаны обстоятельства, нарушающие его права и законные интересы.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.08.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 отменить и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель считает требование судебного пристава-исполнителя незаконным, ссылается на то, что порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы устанавливается Бюджетным кодексом Российской Федерации.(далее - БК РФ).
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Согласно материалам дела Двенадцатым арбитражным апелляционным судом выдан исполнительный лист от 17.11.2008 N А 001990, согласно которому, учитывая произведенное процессуальное правопреемство, с муниципального образования Дубовского муниципального района Волгоградской области в лице Финансового отдела Администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области в пользу индивидуального предпринимателя Рекуновой М.С. (далее - предприниматель) взыскивается задолженность в размере 20 434 884 руб. 04 коп.
Указанный исполнительный лист 25.08.2009 был направлен в адрес финансового органа для исполнения.
01.04.2010 исполнительный лист был возвращен без исполнения, исполнительный лист направлен в Дубовский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, на основании чего судебным приставом-исполнителем 26.04.2010 возбуждено исполнительное производство.
В рамках указанного исполнительного производства с муниципального образования Дубовского муниципального района Волгоградской области в лице Финансового отдела Администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области в пользу предпринимателя взыскивается задолженность в размере 20 434 884 руб. 04 коп.
Судебным приставом-исполнителем в адрес Управления направлено требование от 22.06.2012 N 43476 о перечислении денежных средств, поступающих на расчетный счет 40204810700000000028, открытый Управлением в Главном расчетно-кассовом центре Главного управления банка России по Волгоградской области, на депозитный счет Дубовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области до полного погашения задолженности в сумме 20 434 884 руб. 04 коп.
Управление, считая вышеуказанное требование незаконным, обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования Управления, суды обеих инстанций ссылаются на то, что требование от 22.06.2012 N 43476 отозвано судебным приставом-исполнителем без дальнейшего исполнения, что принудительные меры по исполнению требования не применялись. Полагают, что права и законные интересы Управления данным требованием не нарушены.
Однако суд кассационной инстанции считает данные выводы судов ошибочными на основании следующего.
Судами обеих инстанций не дана оценка правомерности действий судебного пристава-исполнителя касательно вынесения оспариваемого требования в адрес Управления.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статьей 239 БК РФ установлен правовой режим иммунитета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласно которому обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта и в соответствии с главой 24.1 БК РФ. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений устанавливается статьей 242.5 БК РФ.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета. Согласно пункту 2 статьи 242.5 орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. Пунктами 3, 4, 6 предусмотрены требуемые от должника действия со дня получения уведомления. При нарушении должником требований, установленных настоящими пунктами, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. (пункт 5 статьи 242.5 БК РФ). Согласно пункту 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Исходя из анализа вышеуказанных норм, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае у судебного пристава-исполнителя полномочий предпринимать какие-либо действия относительно исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на бюджетные средства.
Исполнительный лист направляется для исполнения в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.(пункт 1 статьи 242 БК РФ). В рассматриваемом случае данным органом является Финансовый отдел администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о незаконности требования судебного пристава-исполнителя и о наличии оснований для удовлетворения требования Управления.
Согласно пункту 2 статьи 287 АПК РФ судом кассационной инстанцией принимается новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.08.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 по делу N А12-20022/2012 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Признать незаконным требование судебного пристава - исполнителя Н.В. Карповой от 22.06.2012 N 43476 к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области о перечислении денежных средств в размере 20 434 884 руб. 04 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. (пункт 5 статьи 242.5 БК РФ). Согласно пункту 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
...
Исполнительный лист направляется для исполнения в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.(пункт 1 статьи 242 БК РФ). В рассматриваемом случае данным органом является Финансовый отдел администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 апреля 2013 г. N Ф06-1082/13 по делу N А12-20022/2012
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10658/13
01.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10658/13
01.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1082/13
01.11.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9153/12
23.08.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-20022/12