г. Казань |
|
16 апреля 2013 г. |
Дело N А55-18583/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
ответчика - Маховой А.В. по доверенности от 14.01.2013 N 191/7, Солдатовой Е.В. по доверенности от 28.12.2012 N 16605/4,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.09.2012 (судья Мешкова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу N А55-18583/2012
по заявлению автономной некоммерческой организации "Высшее учебное заведение "Институт менеджмента маркетинга и права", г. Тольятти, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, с привлечением третьих лиц: негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Центр повышения квалификации "Деловое образование", г. Тольятти, негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Межрегиональный учебный центр повышения квалификации, профориентации и предпринимательства", г. Самара, главного управления организации торгов Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения от 19.03.2012 N 138-8434-12/4,
УСТАНОВИЛ:
автономная некоммерческая организация "Высшее учебное заведение "Институт менеджмента маркетинга и права" (далее - заявитель, АНО "ВУЗ "Институт менеджмента, маркетинга и права") обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - ответчик, антимонопольный орган, УФАС России по Самарской области) о признании недействительным решения от 19.03.2012 N 138-8434-12/4.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.09.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 решение Арбитражного суда Самарской области от 07.09.2012 оставлено без изменения.
УФАС по Саратовской области не согласилось с вышеуказанными судебными актами и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, указанным в жалобе.
Заявитель отклонил доводы кассационной жалобы по основаниям, указанным в отзыве.
Представители заявителя и третьих лиц, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 25.01.2012 Главным управлением организации торгов Самарской области, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru) размещен многолотовый заказ N 0142200001312000217 и объявлен открытый конкурс по определению исполнителя услуг по повышению квалификации безработных граждан и женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет для государственного казенного учреждения Самарской области "Центр занятости населения городского округа Тольятти".
Заявителем 24.12.2012 подана заявка на участие в открытом конкурсе по лоту N 2 "оказание услуг по повышению квалификации безработных граждан и женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет по программе "Управление персоналом" для государственного казенного учреждения Самарской области "Центр занятости населения городского округа Тольятти". Номер регистрации заявки 175 от 24.02.2012 г.
В опубликованном 06.03.2012 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru) протоколе N 0142200001312000217-2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе, указано, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе, комиссией принято решение об отказе АНО "ВУЗ "Институт менеджмента, маркетинга и права" в допуске к участию в открытом конкурсе по лоту N 2.
Из приложения к протоколу следует, что основанием отказа, согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) послужило непредставление копии лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе: Управление персоналом организации; 1С зарплата и управление персоналом.
АНО "ВУЗ "Институт менеджмента, маркетинга и права" 12.03.2012 обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия комиссии.
По результатам рассмотрения жалобы УФАС России по Самарской области 19.03.2012 приняло решение N 138-8434-12/4, которым жалоба заявителя признана необоснованной, поскольку АНО "ВУЗ "Институт менеджмента, маркетинга и права" в составе заявки не представлена копия лицензии, в соответствии с техническим заданием.
АНО "ВУЗ "Институт менеджмента, маркетинга и права", полагая, что решение антимонопольного органа не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, обратилось с заявлением в суд.
Суды предыдущих инстанций, удовлетворили заявленные требования, при этом правомерно исходили из следующего.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в составе конкурсной заявки от 24.02.2012 N 175 АНО "ВУЗ "Институт менеджмента, маркетинга и права" предоставлена копия лицензии Серия А от 13.12.2007 N 283268 на право осуществления образовательной деятельности с приложением, содержащим указание на перечень образовательных программ среднего, высшего профессионального образования и программ дополнительного образования.
Согласно пункту 14 приложения к лицензии АНО "ВУЗ "Институт менеджмента, маркетинга и права" имеет право осуществлять образовательную деятельность, в том числе, по повышению квалификации по профилю основных профессиональных образовательных программ вуза в объеме от 72 до 500 часов.
На основании имеющейся лицензии и приложения к ней АНО "ВУЗ "Институт менеджмента, маркетинга и права" имеет право вести образовательную деятельность по следующим направлениям: пункт 8 приложения, код 080109 подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием (ВПО) по специальностям "Бухгалтерский учет анализ и аудит" и пункт 11 приложения, код. 080507 "Менеджмент организации".
В соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности 080109 ВПО, "Бухгалтерский учет анализ и аудит", утвержденным Министерством образования Российской Федерации 17.03.2000, пунктом 3.4. обозначено, что образовательная программа подготовки экономиста по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" должна предусматривать изучение студентом "Общих математических и естественнонаучных дисциплин" в которые в соответствии с пунктом 4. входит курс "Информационные системы в экономике".
Согласно статье 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. Разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов относится к компетенции образовательного учреждения.
Курс "Информационные системы в экономике", в том числе содержит изучение информационных систем автоматизации экономических процессов, к которым относится и программа "1С: Зарплата", которая является универсальной программой для автоматизации бухгалтерского учета на предприятиях.
Кроме того, образовательная программа подготовки экономиста по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" предусматривает изучение студентом "Общепрофессиональных дисциплин", в которые входит курс "Менеджмент", включающий в себя изучение системы управления предприятиями, и менеджмент персонала.
В соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности 080507 ВПО "Менеджмент организации", утвержденным Министерством образования Российской Федерации 17.03.2000, пунктом 3.4. обозначено, что образовательная программа подготовки менеджера по специальности "Менеджмент организации" должна предусматривать изучение студентом "Специальных дисциплин", в которые в соответствии с пунктом 4 входит курс "Управление персоналом".
Указанная позиция полностью подтверждается разъяснением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Управления лицензирования, аккредитации, признания и подтверждения документов от 12.04.2012 N ШЕ-1630/06-929, в котором указанно, что образовательное учреждение имеет право на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным образовательным программам повышения квалификации "Управление персоналом организации, 1С зарплата и управление персоналом", "Программа 1С зарплата и управление персоналом" при условии наличия в приложении к лицензии образовательных программ дополнительного профессионального образования повышения квалификации по профилю основных профессиональных образовательных программ вуза со сроком освоения от 72 до 500 часов, а также образовательных программ высшего профессионального образования по специальностям с присвоением квалификации по коду 65: 080507 Менеджмент организации, 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080105 Финансы и кредит с нормативным сроком освоения по очной Фоме обучения 5 лет на базе среднего (полного) общего образования.
Таким образом, лицензия АНО "ВУЗ "Институт менеджмента, маркетинга и права" полностью соответствовала требованиям конкурсной документации, в том числе, в части требований к наличию соответствующей лицензии.
Ссылка антимонопольного органа на то, что конкурсная комиссия в силу некомпетентности не может анализировать нормативно-правовую базу при рассмотрении документации поставщика является несостоятельной, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 27 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документации, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона N 94-ФЗ. Следовательно, отказывая в праве комиссии анализировать представленные на ее рассмотрение документы можно подставить под сомнение деятельность комиссии при рассмотрении документов в рамках ее полномочий.
Принимая во внимание вышеизложенное, суды предыдущих инстанций правомерно признали решение комиссии УФАС России по Самарской области от 19.03.2012 несоответствующим требованием закона и нарушающим права заявителя в сфере экономической деятельности.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит. Доводы, которые в ней изложены, также были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Доводы антимонопольного органа не опровергают сделанных судами выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены судебных актов.
При таких обстоятельствах и правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств обжалуемые судебные акты является законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.09.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 по делу N А55-18583/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. Разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов относится к компетенции образовательного учреждения.
...
Ссылка антимонопольного органа на то, что конкурсная комиссия в силу некомпетентности не может анализировать нормативно-правовую базу при рассмотрении документации поставщика является несостоятельной, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 27 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документации, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона N 94-ФЗ. Следовательно, отказывая в праве комиссии анализировать представленные на ее рассмотрение документы можно подставить под сомнение деятельность комиссии при рассмотрении документов в рамках ее полномочий."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 апреля 2013 г. N Ф06-1926/13 по делу N А55-18583/2012