г. Казань |
|
08 апреля 2013 г. |
Дело N А55-18095/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф. В.,
судей Ананьева Р. В., Муравьева С. Ю.,
при участии представителя:
заявителя - Файзуллина М. Р., доверенность от 10.02.2013 N 1,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2012 (судья Стенина А. В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 (председательствующий судья Кузнецов В. В., судьи Засыпкина Т. С., Марчик Н. Ю.)
по делу N А55-18095/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДАНА", г. Самара (ИНН 6318112839, ОГРН 1026301507176) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДАНА" (далее -заявитель, общество, ООО "ДАНА") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, министерство) от 19.04.2012 об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 76 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Победы, в районе жилого дома 8 "Д", и возложении на Министерство имущественных отношений Самарской области обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка площадью 76 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский р-н, ул. Победы, в районе жилого дома 8 "Д", в собственность за плату на основании договора купли-продажи, заключаемого по рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, 08.12.2011 ООО "ДАНА" обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0912003:0017, площадью 76 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский р-н, ул. Победы, в районе жилого дома 8 "Д", используемого под существующие временные павильоны-магазины по реализации продуктов питания.
Решением от 19.04.2012 N 12-1/3710/11-С министерство отказало в предоставлении обществу земельного участка, ссылаясь на отсутствие у него намерения продать земельный участок со ссылкой на статью 250 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 8 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая решение (уведомление) министерства об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, ООО "ДАНА" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Судом установлено, что ООО "ДАНА" зарегистрировано в качестве юридического лица 15.01.1997 постановлением главы администрации Советского района г. Самары N 29.
Постановлением главы администрации Советского района г. Самары от 10.11.1998 N 1402 ООО "ДАНА" предоставлен земельный участок под установку модульного мини-магазина по ул. Победа г. Самары в районе жилого дома N 8 и между органом местного самоуправления и обществом был заключен договор аренды земельного участка и выдано разрешение на строительство мини-магазина от 05.12.1998.
09.08.1999 глава администрации Советского района г. Самары утвердил акт ввода в эксплуатацию модульного мини-магазина ООО "ДАНА".
Впоследствии срок аренды земельного участка неоднократно продлевался распоряжениями органа местного самоуправления, последний раз распоряжением администрации Советского района г. Самары от 27.11.2004 N 1507 и на основании этого распоряжения между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и ООО "ДАНА" был заключен договор аренды от 13.02.2004 N 014404з сроком действия до 26.11.2006.
Постановлениями правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (далее - постановление от 13.06.2006 N 67) и от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (далее - постановление от 21.06.2006 N 74) полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г. Самаре, для целей не связанных со строительством были переданы Министерству имущественных отношений Самарской области.
31.10.2007 между ООО "ДАНА" и Министерством был заключен договор аренды N 306а-2007/2012 о предоставлении обществу земельного участка, отнесенного к категории земель населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 63:01:0912003:0017, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Победа, в районе дома N 8, под существующие временные павильоны-магазины по реализации продуктов питания.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Постановлением от 13.06.2006 N 67 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пунктах 2.1-2.3 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку, проверку которых на соответствие установленным требованиям Министерство проводит не позднее следующего дня с даты поступления документов.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Пунктом 2.7 настоящего Порядка на Министерство возложена обязанность обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве в газете "Волжская коммуна" и размещения указанной информации на официальном сайте Правительства Самарской области.
Пунктами 2.9-2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
Вместе с тем в соответствии с абзацем 6 пункта 3.1 Порядка в редакции, действующей в спорный период, положения пунктов 2.7, 2.9-2.13 Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются и в том случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
В соответствии с положениями части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доказательств того, что испрашиваемый участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в его выкупе, министерством не представлено. Отсутствие указанных оснований, препятствующих выкупу, подтверждается материалами дела, в том числе, кадастровым паспортом испрашиваемого земельного участка, письмом Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары от 11.10.2011 N Д05-01-01/114036-0-1.
В связи с изложенным, а также учитывая, что использование обществом испрашиваемого земельного участка соответствует основным видам разрешенного использования; участок поставлен на государственный кадастровый учет; на нем расположены временные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства; имеются распоряжения администрации Советского района г. Самары от 10.11.1998 N 1402 и от 27.11.2003 N 1507 о предоставлении земельных участков для размещения временных объектов, принятые до 01.07.2006, суды обоснованно признали оспариваемый обществом отказ не соответствующим постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы Министерства о том, что суды в отсутствие на то его воли незаконно понудили министерство принять решения о предоставлении обществу в собственность за плату спорных земельных участков и об отсутствии предусмотренных пунктом 8 статьи 22 или статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для предоставления обществу в собственность участка под временный объект, подлежат отклонению в связи с тем, что общество обратилось за выкупом арендуемого участка по основаниям, предусмотренным Порядком, который не признан судом недействующим.
Ссылка Министерства на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2011, принятое по арбитражному делу N А55-6681/2011, а также на постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.08.2009, принятое по арбитражному делу N А55-18909/2008, несостоятельна, поскольку обстоятельства этих дел отличны от обстоятельств по настоящему делу. Кроме этого, постановление от 20.08.2009 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.08.2010. Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.08.2010 оставлено без изменения постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, выразившихся в возврате заявления о предоставлении в собственность ООО "Чапаевский силикатный завод" земельного участка и обязании принять решение о предоставлении заявителю собственность указанного земельного участка и направить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 по делу N А55-18095/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф. В. Хайруллина |
Судьи |
Р. В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств того, что испрашиваемый участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в его выкупе, министерством не представлено. Отсутствие указанных оснований, препятствующих выкупу, подтверждается материалами дела, в том числе, кадастровым паспортом испрашиваемого земельного участка, письмом Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары от 11.10.2011 N Д05-01-01/114036-0-1.
...
Доводы Министерства о том, что суды в отсутствие на то его воли незаконно понудили министерство принять решения о предоставлении обществу в собственность за плату спорных земельных участков и об отсутствии предусмотренных пунктом 8 статьи 22 или статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для предоставления обществу в собственность участка под временный объект, подлежат отклонению в связи с тем, что общество обратилось за выкупом арендуемого участка по основаниям, предусмотренным Порядком, который не признан судом недействующим."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 апреля 2013 г. N Ф06-454/13 по делу N А55-18095/2012
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2013 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-18095/12
08.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-454/13
14.11.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11785/12
08.08.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18095/12