г. Казань |
|
24 апреля 2013 г. |
Дело N А12-12238/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области - Калмыковой Е.В., доверенность от 14.11.2012 N 3390,
третьего лица: лечебно-профилактического частного учреждения профсоюзов "Санаторий "Дубовка" - Белова А.С, доверенность от 28.09.2012 б/н,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
иных третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу лечебно-профилактического частного учреждения профсоюзов "Санаторий "Дубовка", г. Дубовка,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.09.2012 (судья Пятернина Е.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Борисова Т.С., Жевак И.И.)
по делу N А12-12238/2012
по заявлению территориального объединения организаций профсоюзов Волгоградской области "Волгоградский областной Совет профсоюзов", г. Волгоград (ОГРН 1023400000766, ИНН 3444047790) к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, г. Дубовка, о признании решения незаконным, с участием третьих лиц: администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области, г. Дубовка; лечебно-профилактического частного учреждения профсоюзов "Санаторий "Дубовка", г. Дубовка (ОГРН 1023405367325, ИНН 3405002347); Правительства Волгоградской области, г. Волгоград; Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области, г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
территориальное объединение организаций профсоюзов Волгоградской области "Волгоградский областной Совет профсоюзов" (далее - Облсовпроф, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и не соответствующим статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации решения администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области об отказе в предоставлении земельного участка площадью 136 567 кв. м, кадастровый номер 34:05:010159:1, расположенного по адресу: Волгоградская область, Дубовский район, г. Дубовка, ул. Волжская, 8, в общую долевую собственность, понуждении администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация) предоставить указанный земельный участок в собственность и подготовить проекты соответствующих договоров купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.09.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, лечебно-профилактическое частное учреждение профсоюзов "Санаторий "Дубовка" (далее - санаторий "Дубовка") обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель санатория "Дубовка" в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель администрации, явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Облсовпроф на праве общей долевой собственности принадлежит 9/10 долей в праве на имущественный комплекс санатория "Дубовка", расположенного по адресу: Волгоградская область, Дубовский район, г. Дубовка, ул. Волжская, д. 8, о чем 03.04.2001 сделана запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Земельный участок оздоровительного назначения площадью 149 242,03 кв. м по адресу: Волгоградская область, Дубовский район, г. Дубовка, ул. Волжская, д. 8, на котором расположен имущественный комплекс санатория "Дубовка", принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению "Санаторий "Дубовка", о чем 27.01.2000 сделана запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Облсовпроф обратилось в администрацию с заявлением от 29.12.2011 N 09/938 о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка площадью 136 567 кв. м, кадастровый номер 34:05:010159:1, расположенного по адресу: Волгоградская область, Дубовский район, г. Дубовка, ул. Волжская, 8.
Письмом от 24.05.2012 администрация сообщила заявителю, что испрашиваемый земельный участок отнесен к зоне рекреационно-оздоровительных объектов, находится в границах зоны округа горно-санитарной охраны Дубовского месторождения минеральных вод Волгоградской области курортной зоны, относится к землям особо охраняемых природных территорий, поэтому в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте.
Облсовпроф, полагая, что отказ в предоставлении спорного земельного участка в собственность противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что испрашиваемый земельный участок относится к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов и в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте, пришли к выводу, что отказ администрации в предоставлении спорного земельного участка в общую долевую собственность соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем правомерно отказали Облсовпрофу в удовлетворении заявления.
Довод заявителя кассационной жалобы, что данный вывод суда не соответствует установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поскольку в отношении спорного земельного участка не принят нормативный акт в установленном законом порядке об его отнесении к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения Волгоградской области, судебной коллегией отклоняется.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 94, пункту 1 статьи 95, статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям.
Принципы государственной политики и отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения содержаться в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Согласно пункту 5 статьи 31, пункту 4 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статье 1, пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения утверждаются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона Волгоградской области от 28.05.2002 N 710-ОД "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах на территории Волгоградской области" решение о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом областного значения принимает глава администрации Волгоградской области по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, а местного (районного, городского) значения - глава администрации Волгоградской области по представлению соответствующего органа местного самоуправления.
Согласно статье 9 Закона Волгоградской области от 28.05.2002 N 710-ОД "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах на территории Волгоградской области" границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов областного и местного значения, утверждаются главой администрации Волгоградской области.
Генеральным планом городского поселения г. Дубовка, утвержденным решением Думы городского поселения г. Дубовка от 25.06.2009 N 53/256 "Об утверждении генерального плана городского поселения г. Дубовка Дубовского района Волгоградской области", испрашиваемый заявителем земельный участок отнесен к зоне рекреационно-оздоровительных объектов.
Постановлением администрации Волгоградской области от 29.07.1997 N 429 "Об утверждении границ и режима округа санитарной охраны санатория "Дубовка" в целях сохранения и защиты гидроминеральных лечебных ресурсов области от загрязнения и преждевременного истощения, создания надлежащих условий лечения и отдыха в санатории "Дубовка" были утверждены границы и режим округа горно-санитарной охраны Дубовского месторождения минеральных вод Волгоградской области, используемых санаторием "Дубовка", согласно представленному проекту акционерного общества закрытого типа "Курортпроект" (Москва, 1995 год).
Из копии выписки из проекта акционерного общества закрытого типа "Курортпроект", представленной из материалов гражданского дела N 2-1169/2007 по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дубовского района Волгоградской области о признании незаконным проведения торгов по продаже земельного участка, следует, что земельный участок, на котором расположен санаторий "Дубовка", относится к территории округа горно-санитарной охраны Дубовского месторождения минеральных вод санатория "Дубовка", установленного постановлением главы администрации Волгоградской области от 29.07.1997 N 429 "Об утверждении границ и режима округа санитарной охраны санатория "Дубовка".
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что спорный земельный участок относится к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые входят в состав особо охраняемых территорий, в связи с чем в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации данный земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен Облсовпроф в собственность.
Доводы Облсовпроф, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы апелляционной жалобы и направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.09.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.09.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 по делу N А12-12238/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из копии выписки из проекта акционерного общества закрытого типа "Курортпроект", представленной из материалов гражданского дела N 2-1169/2007 по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дубовского района Волгоградской области о признании незаконным проведения торгов по продаже земельного участка, следует, что земельный участок, на котором расположен санаторий "Дубовка", относится к территории округа горно-санитарной охраны Дубовского месторождения минеральных вод санатория "Дубовка", установленного постановлением главы администрации Волгоградской области от 29.07.1997 N 429 "Об утверждении границ и режима округа санитарной охраны санатория "Дубовка".
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что спорный земельный участок относится к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые входят в состав особо охраняемых территорий, в связи с чем в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации данный земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен Облсовпроф в собственность."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2013 г. N Ф06-2547/13 по делу N А12-12238/2012
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11129/13
08.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11129/13
24.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2547/13
15.02.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1465/13
13.12.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10235/12
28.09.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-12238/12