Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Е.Е. Борисова, судей О.М. Козырь, А.А. Маковская рассмотрела в судебном заседании заявление
заявление лечебно-профилактического частного учреждения профсоюзов "Санаторий "Дубовка" (г. Дубовка о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Волгоградской области от 28.09.2012 по делу N А12-12238/2012, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.04.2013 по тому же делу,
по заявлению территориального объединения организаций профсоюзов Волгоградской области "Волгоградский областной Совет профсоюзов" к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области о признании решения незаконным.
Третьи лица: администрация городского поселения г. Дубовка, лечебно-профилактическое частное учреждение профсоюзов "Санаторий "Дубовка", Правительство Волгоградской области, Комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области
СУД УСТАНОВИЛ:
территориальное объединение организаций профсоюзов Волгоградской области "Волгоградский областной Совет профсоюзов" (далее - Облсовпроф) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области об отказе в предоставлении земельного участка площадью 136 567 кв. м, кадастровый номер 34:05:010159:1, расположенного по адресу: Волгоградская область, Дубовский район, г. Дубовка, ул. Волжская, 8, в общую долевую собственность, понуждении администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация) предоставить указанный земельный участок в собственность и подготовить проекты соответствующих договоров купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.09.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.04.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Облсовпроф в заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора состоявшихся по делу судебных актов просит их отменить, ссылаясь на неправильные выводы судов о наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами, Облсовпрофу на праве общей долевой собственности принадлежит 9/10 долей в праве на имущественный комплекс санатория "Дубовка", расположенного по адресу: Волгоградская область, Дубовский район, г. Дубовка, ул. Волжская, д. 8, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись.
Имущественный комплекс расположен на земельном участке оздоровительного назначения площадью 149 242,03 кв. м, который принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению "Санаторий "Дубовка".
На обращение Облсовпрофа о предоставлении в общую долевую собственность спорного земельного участка администрация сообщила, что испрашиваемый земельный участок отнесен к зоне рекреационно-оздоровительных объектов, находится в границах зоны округа горно-санитарной охраны Дубовского месторождения минеральных вод Волгоградской области курортной зоны, относится к землям особо охраняемых природных территорий, поэтому в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте.
Суды при рассмотрении дела пришли к выводу об обоснованности отказа администрации в предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 94, пункту 1 статьи 95, статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях или курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон о природных территориях).
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 26-ФЗ природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Согласно пункту 5 статьи 31, пункту 4 статьи 32 Закона о природных территориях, статье 1, пункту 2 статьи 16 Закона N 26-ФЗ освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения утверждаются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Волгоградской области от 28.05.2002 N 710-ОД "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах на территории Волгоградской области" установлено, что решение о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом областного значения принимает глава администрации Волгоградской области по согласованию с соответствующим Федеральным органом исполнительной власти, а местного (районного, городского) значения - глава администрации Волгоградской области по представлению соответствующего органа местного самоуправления.
Согласно статье 9 указанного закона Волгоградской области границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов областного и местного значения, утверждаются главой администрации Волгоградской области.
Суды установили, что генеральным планом городского поселения г. Дубовка, утвержденным решением Думы городского поселения г. Дубовка от 25.06.2009 N 53/256 "Об утверждении генерального плана городского поселения г. Дубовка Дубовского района Волгоградской области", испрашиваемый заявителем земельный участок отнесен к зоне рекреационно-оздоровительных объектов.
Постановлением администрации Волгоградской области от 29.07.1997 N 429 "Об утверждении границ и режима округа санитарной охраны санатория "Дубовка" в целях сохранения и защиты гидроминеральных лечебных ресурсов области от загрязнения и преждевременного истощения, создания надлежащих условий лечения и отдыха в санатории "Дубовка" были утверждены границы и режим округа горно-санитарной охраны Дубовского месторождения минеральных вод Волгоградской области, используемых санаторием "Дубовка".
Таким образом, поскольку суды установили, что в соответствии с указанными нормами материального права и в пределах установленной законом компетенции земельный участок отнесен к лечебно-оздоровительной местности, в отношении которой утверждены границы и режим округа горно-санитарной охраны, в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации данный земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность.
Аналогичные доводы заявителя, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, были проверены судом кассационной инстанции, им с учетом всех имеющихся в деле доказательств была дана соответствующая правовая оценка, оснований для иного вывода у судебной коллегии не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А12-12238/2012 Арбитражного суда Волгоградской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Волгоградской области от 28.09.2012, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.04.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Е.Е. Борисова |
Судьи |
О.М. Козырь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 августа 2013 г. N ВАС-11129/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А12-12238/2012
Истец: Территориальное объединение организаций профсоюзов Волгоградской области "Волгоградский областной Совет профсоюзов"
Ответчик: Администрация Дубовского муниципального района Волгоградской области
Третье лицо: Администрация городского поселения г. Дубовка, Администрация городского поселения г. Дубовка Волгоградской области, Комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области, Комитет охраны окружающей среды и прородопользования Волгоградской области, Лечебно-профилактическое частное учреждение профсоюзов "Санаторий "Дубовка", Правительство Волгоградской области, Санаторий "Дубовка"
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11129/13
24.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2547/13
15.02.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1465/13
13.12.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10235/12
28.09.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-12238/12