г. Казань |
|
26 марта 2013 г. |
Дело N А55-17215/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Мельниковой Н.Ю., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца - Першиной Е.В., доверенность от 11.03.2013 б/н, Антышевой Л.В., доверенность от 11.03.2013 б/н,
ответчика - Петренко Е.Г., доверенность от 01.01.2013 N 35, Самсонова В.С., доверенность от 13.03.2013 N 496,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Меркурий"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2012 (судья Рысаева С.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 (председательствующий судья Демина Е.Г., судьи Буртасова О.И., Шадрина О.Е.)
по делу N А55-17215/2012
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" (ИНН 6311100270, ОГРН 1076311007409) к обществу с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" (ИНН 6314012801, ОГРН 1026300892529) о признании недействительным договора в части,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Меркурий" (далее -истец, ООО "Меркурий") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" (далее - ответчик, ООО "СВГК") о признании недействительным в части пункта 3.1 договора от 29.04.2010 N 1532-00-10/ОМ/УР о подключении к газораспределительной системе и применении последствий недействительности сделки в части пункта 3.1 договора от 29.04.2010 N 1532-00-10/ОМ/УР о подключении к газораспределительной системе, обязав ООО "СВГК" возвратить, уплаченные по договору денежные средства в размере 415 343,78 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2012 по делу N А55-17215/2012 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 данное судебное решение оставлено без изменения.
ООО "Меркурий", не согласившись с решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, удовлетворив исковые требования ООО "Меркурий". При этом истец указывает на неверное применение судами нормы материального права, а также несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении нормы права обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
ООО "СВГК" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами ООО "Меркурий", и просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу истца - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав явившихся представителей сторон, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит, по следующим обстоятельствам.
Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что между ООО "Меркурий" (заказчик) и ООО "СВГК", (исполнитель) был заключен договор о подключении к газораспределительной системе от 29.04.2010 N 1532-00-10/ОМ/Ур, в соответствии с которым, исполнитель обязуется по заданию заказчика осуществить мероприятия: по обеспечению свободной мощности (пропускной способности) газораспределительной системы, необходимой для газоснабжения заказчика в соответствии с техническим заданием; по обеспечению и поддержанию расчетных величин эксплуатационно-технических параметров отбора газа в количестве 48,3 мi/час в планируемой точке подключения; и обеспечить готовность к подключению объекта заказчика к эксплуатируемым исполнителем газораспределительным сетям в течение 30 дней с момента осуществления предоплаты, а заказчик обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить оказанные услуги.
Согласно пункту 3.1. договора размер платы за подключение определяется исходя из расчета платы (1мi/час-7287,50 руб. без налога на добавленную стоимость (далее - НДС) пропорционально часовой заявленной потребности в топливе (мощности) оборудования и составляет 415 343,78 руб., в том числе НДС (18%) 63 357,53 руб.
Платежными поручениями от 11.06.2010 N 56, от 13.07.2010 N 90, от 12.05.2010 N 798 истцом была перечислена ответчику обусловленная договором сумма.
Истец полагает, что ответчиком незаконно была установлена плата за подключение объекта капительного строительства истца к сети инженерно-технического обеспечения при наличии необходимой пропускной способности, ранее выделенной на существующие объекты, поскольку он является собственником объектов недвижимости, ранее являвшихся частью единого комплекса зданий, и все объекты уже были подключены к газоснабжению и необходимая пропускная способность уже была обеспечена. В связи с чем, пункт 3.1 договора о подключении к газораспределительной системе от 29.04.2010 N 1532-00-10/ОМ/Ур устанавливающий платность оказанной услуги является недействительным.
Арбитражные суды, оставляя исковые требования без удовлетворения, исходили из следующего.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия по установлению порядка определения и предоставления технических условий и определение платы за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения возложены на Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, постановлением от 13.02.2006 N 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Данные Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных.
Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее -Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ) к полномочиям Правительства Российской Федерации относит утверждение правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении ими публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры (статья 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ).
Во исполнение требований законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (далее - Правила N 360).
Названные Правила определяют порядок заключения, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.
Федеральный закон, устанавливая основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, предусматривает взимание платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Сети инженерно-технического обеспечения, включающие тепло- газо- водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод входят в систему коммунальной инфраструктуры, под которой законодатель понимает совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло- водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ).
Плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, согласно части первой статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Порядок определения размера платы за подключение объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло- газо- водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, установлен в подпунктах 1 и 2 пункта 14 Правил N 360
Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, то согласно подпункту 3 пункта 14 Правил N 360 плата за подключение не взимается.
Из материалов дела следует, что ответчик выдал истцу технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта и газификации природным газом от 18.05.2010 N 213.
В августе 2011 года было осуществлено фактическое присоединение котельной к сети ответчика, что подтверждается актом об оказании услуг.
Из программы газификации Самарской области на 2006-2009 г.г., утверждённой постановлением Правительства Самарской области от 07.12.2009 N 631, а также программы газификации Самарской области на 2010-2014 г.г., утверждённой постановлением Правительства Самарской области от 16.12.2009 N 674, следует, что проектирование и строительство нового газопровода высокого давления по Ракитовскому шоссе от проспекта К. Маркса (в районе подключения "Восточного ввода") от ГРС-2 к кольцу ГВД) до Московского шоссе не было предусмотрено данными инвестиционными программами.
Тариф на подключение к объектам газораспределительной сети ответчика не утверждён, в связи с чем, оплата за подключение истца была определена в соответствии с подпунктом 2 пункта 14 Правил N 360, в действовавшей на тот период редакции от 16.07.2009, пропорционально понесённым расходам на строительство нового объекта.
Из письма Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2012 N 1259/5 в отказе в возбуждении дела следует, что присоединение объектов истца к газораспределительной сети требовало проведения мероприятий по увеличению пропускной способности, что было обеспечено за счёт строительства нового объекта - газопровода высокого давления по Ракитовскому шоссе от проспекта К. Маркса до Московского шоссе.
Из гидравлического расчёта следует, что давление газа в сети газопроводов среднего давления в районе подключения истца (на момент обращения) составило 0,16 Мпа при необходимых 0,2 Мпа. Гидравлический расчёт содержит сведения о резерве пропускной способности сети как на дату обращения истца (апрель 2010 года), так и на дату его фактического присоединения (август 2011 года).
Ответчик принял решение увеличить резерв пропускной способности газораспределительной сети г. Самара путём проектирования и строительства газопровода высокого давления. Затраты на проектирование и строительство погашались за счёт средств, полученных по договорам на подключение. Проектирование и строительство нового газопровода высокого давления по Ракитовскому шоссе от проспекта К. Маркса (в районе подключения "Восточного ввода" от ГРС -2 к кольцу ГВД) до Московского шоссе позволило добавить новый источник в кольцо газопроводов среднего давления, что свидетельствует о проведении ответчиком мероприятий по увеличению мощности сети инженерно-технического обеспечения, путём подключения дополнительных нагрузок газопотребления к новому участку газораспределительной сети от источника газоснабжения.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно подпункту 2 пункта 14 Правил N 360 при отсутствии в утверждённой инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и пропускной способности сети инженерно- технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указанный в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения.
Арбитражными судами установлено, что истец подписал договор о подключении к газораспределительной системе от 29.04.2010 N 1532-00-10/ОМ/УР без замечаний и возражений относительно стоимости за подключение его объектов к газораспределительной системе. В договоре определены все существенные условия, предусмотренные пунктом 8 Правил N 360, статьей 432 ГК РФ.
В материалы дела представлен акт об оказании услуг к договору о подключении к газораспределительной системе от 29.04.2010 N 1532-00-10/ОМ/УР, подписанный со стороны истца без замечаний, что свидетельствуют о надлежащем выполнении ответчиком обусловленных спорным договором услуг.
Ссылка истца на письмо от 12.03.2010 N 08-02-08/1941 обоснованно не принята суда обеих инстанций.
Указанное письмо не является доказательством наличия на момент обращения ООО "Меркурий" свободной пропускной способности сети, не связано с наличием или отсутствием каких-либо писем поставщика газа о распределении ранее поставленных объемов газа или годовом потреблении котельных, а содержит лишь информацию о возможности поставки газа котельной "Меркурий", в счет ресурсов, выделенных котельной ПМО "Волгомебель" - Куйбышевский мебельный комбинат".
В соответствии с действующим законодательством определение резерва пропускной способности сети осуществляется в период обращения заявителя и не связано с наличием или отсутствием каких-либо писем поставщика газа о распределении ранее предоставленных объемов газа или годовом потреблении котельных.
Выполнение истцом своими силами и за свой счёт работ по прокладке труб по границе земельного участка не свидетельствует о недействительности вышеуказанного договора.
В соответствии с положениями статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, назначает экспертизу.
Истец, предоставленное ему право на заявление по делу ходатайства о назначении судебной экспертизы, не реализовал.
Оценив в совокупности представленные доказательства, руководствуясь положениями статьи 71 АПК РФ, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что истец в нарушении статьи 65 АПК РФ не представил доказательств, подтверждающих, что ответчиком не проводились мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сети. Не представил доказательства того, что производил техническое перевооружение, которое не требовало увеличения мощности и пропускной способности сети.
При таких обстоятельствах заявленные требования арбитражными судами обоснованно оставлены без удовлетворения.
Объем пропускной способности сети определяется эксплуатирующей организацией исходя из предельных значений пропускной способности соответствующей сети и объемов газа, транспортируемой по данной сети уже присоединенным потребителям.
Согласно пункту 3 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370, свободная мощность газораспределительной сети - техническая возможность сети по приему и транспортировке газа за вычетом объемов транспортировки газа, осуществляемой по действующим в соответствующий период времени договорам.
Представленное истцом письмо общества с ограниченной ответственностью "Самарарегионгаз" от 12.03.2010 N 08-02-08/1941 о возможности поставки газа котельной ООО "Меркурий" арбитражными судами в качестве доказательства наличия на момент обращения ООО "Меркурий" свободной пропускной способности сети, обоснованно не принято.
Довод истца об уже обеспеченной ранее пропускной способности сети для построенной им мини-котельной, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Письмо Госплана СССР от 09.06.1980 N 7/93-1367 свидетельствует о годовом потреблении газа котельной ПМО "Волгомебель" в объеме 3,5 тыс. тут. в год.
Из объяснений ответчика следует, что в настоящее время указанная котельная, расположенная по адресу г. Самара, ул. Партизанская, 17 принадлежит ООО "Меридиан", является действующей и обслуживается ООО "СВГК" по договору на техническое обслуживание газового оборудования от 07.07.2011 N 278-9.
Согласно перечню газоиспользующего оборудования, приведенному в указанном выше договоре и эксплуатационной документации котлы котельной не менялись (установлены котлы ДКВР 6,5/13 и ДКВР 2,5/13). Факт эксплуатации бывшей котельной ПМО "Волгомебель" подтверждается также договором поставки и транспортировки газа от 30.06.2008 N 45-4-2601/08.
Из имеющихся в материалах дела актов о количестве поставленного-принятого газа следует, что ООО "Меридиан" на момент обращения не только не снизило газопотребления, но допускало и перерасход газа.
Таким образом, наличие выделенных ресурсов газа на котельные или их перераспределение само по себе не может обеспечивать наличия необходимого ресурса пропускной способности сети, осуществляющей газоснабжение различных потребителей.
Довод истца о том, что выдача технических условий свидетельствует о наличии пропускной способности сети, правомерно отклонен арбитражным апелляционным судом, поскольку технические условия были выданы ООО "Меркурий" после заключения договора на подключение от 29.04.2010, уже с учетом принятых ООО "СВГК" на себя обязательств по увеличению пропускной способности газораспределительной системы, что соответствовало пункту 12 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 и пунктом 4 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, в действующий на тот период редакции. Отсутствие резерва пропускной способности сети на момент обращения истца подтверждено гидравлическим расчетом, представленным в материалы дела, который содержит всю необходимую информацию, включая сведения о резерве пропускной способности сети как на дату обращения истца (апрель 2010 года), так и на дату его фактического присоединения (август 2011 года).
Представленные истцом в материалы дела расчеты, дополнительные соглашения и акты выполненных работ по транспортировке газа ООО "Меридиан" не являются доказательствами отсутствия необходимости в увеличении пропускной способности газораспределительной сети в связи с подключением объекта истца. Большая часть документов относится к отопительным сезонам 2010-2011 и 2011-2012 годов, не имеют отношения к предмету спора, поскольку договор на подключение был заключен с ООО "Меркурий" 29.04.2010.
Ссылка истца на пункт 11 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" правомерно признана арбитражным апелляционным судом несостоятельной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает не только правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, но и утверждает основы ценообразования в данной сфере.
Названный Закон исходит из необходимости возмещения затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ (статьи 2, 3, 5, 7 Закона). В развитие этого подхода Правила N 60 устанавливают, что при отсутствии подобной программы, позволяющей присоединить абонента, работы по развитию сетей (инфраструктуры) могут быть выполнены исполнителем. При этом размеры платы в данном случае устанавливается по соглашению сторон.
Данное положение Правил N 360 (в действующей редакции на период заключения договора) не признано не соответствующим нормам Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ.
Из указанного пункта Правил N 360 также следует, что если бы ответчик просто присоединял бы истца и не производил бы работ по существенному изменению своей сети (в целом или в части), то плата за такое присоединение не взималась.
Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 14 Правил N 360 (в действующей редакции на период заключения договора) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка".
Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло- газо- водоснабжения и водоотведения
В соответствии с Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03) под газораспределительной сетью понимается технологический комплекс газораспределительной системы, состоящий из наружных газопроводов поселений (городских, сельских и других поселений), включая межпоселковые, от выходного отключающего устройства газораспределительной станции (ГРС), или иного источника газа, до вводного газопровода к объекту газопотребления. В газораспределительную сеть входят сооружения на газопроводах, средства электрохимической защиты, газорегуляторные пункты (ГРП, ГРПБ), шкафные регуляторные пункты (ШРП), система автоматизированного управления технологическим процессом распределения газа (АСУ ТП РГ).
Таким образом, для обеспечения подключения потребителя к газораспределительной сети газораспределительная организация осуществляет мероприятия по увеличению пропускной способности сети на различных объектах газораспределительной сети, а не только на границе его земельного участка, что подтверждается пунктом 2 и пунктом 4 Правил N 360.
В связи с изложенным, выводы арбитражных судов соответствуют требованиям действующего законодательства и материалам дела.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не влияют на правильность принятия решения арбитражного суда и постановления арбитражного апелляционного суда по настоящему делу.
Фактически кассационная жалоба направлена на переоценку представленных в дело доказательств, его обстоятельств и сделанных арбитражными судами выводов, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах при правильном применении арбитражными судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 по делу N А55-17215/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает не только правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, но и утверждает основы ценообразования в данной сфере.
Названный Закон исходит из необходимости возмещения затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ (статьи 2, 3, 5, 7 Закона). В развитие этого подхода Правила N 60 устанавливают, что при отсутствии подобной программы, позволяющей присоединить абонента, работы по развитию сетей (инфраструктуры) могут быть выполнены исполнителем. При этом размеры платы в данном случае устанавливается по соглашению сторон.
Данное положение Правил N 360 (в действующей редакции на период заключения договора) не признано не соответствующим нормам Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ.
...
Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло- газо- водоснабжения и водоотведения"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 марта 2013 г. N Ф06-1317/13 по делу N А55-17215/2012