г. Казань |
|
17 июля 2014 г. |
Дело N А65-23365/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Логинова О.В.,
при участии представителя:
ответчика - Хазиахметовой А.Р. (доверенность от 21.05.2014),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Казанское моторостроительное производственное объединение", г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.2014 (судья Кочемасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 (председательствующий судья Апаркин В.Н., судьи Бажан П.В., Липкинд Е.Я.) по делу N А65-23365/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Казанское моторостроительное производственное объединение", г. Казань (ОГРН 1021603881694, ИНН 1657005416) к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконными приказа от 22.08.2013 N 147 и уведомления от 22.08.2013,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Казанское моторостроительное производственное объединение", г. Казань (далее - ОАО "КМПО", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань (далее - Фонд социального страхования, Учреждение) о признании незаконными приказа филиала N 6 государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан от 22.08.2013 N 147 об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и уведомления от 22.08.2013 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014, в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе ОАО "КМПО" с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом заявитель полагает, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, поскольку Фондом социального страхования в материалы дела в суде первой инстанции материалы экспертиз представлены не были, а, следовательно, сделать однозначный вывод о том, что за период с 2010 по 2012 годы у заявителя произошло 49 страховых случаев не представлялось возможным. По мнению общества, Учреждением неправомерно учтены страховые случаи, которые произошли за рамками расчетного периода.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд социального страхования возражает против доводов заявителя и просит обжалованные им судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующим выводам.
Как установлено материалами дела, 22.08.2013 филиалом N 6 Фонда социального страхования был издан приказ N 147 об установлении ОАО "КМПО" надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год в размере 18% в соответствии с приложенным к приказу расчетом надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В расчете надбавки показатель К - количество случаев у страхователя, признанных страховыми за три года, предшествующих текущему календарному году, указан в размере 49, показатель S - количество несчастных случаев, признанных страховыми, исключая случаи со смертельным исходом, за 3 года, указан в размере 18.
Исходя из формулы расчета Р(%)=((а стр/a вэд+b стр/bвэд+Сстр/Свэд)/3-1)*(1-q1)*(1-q2)*100, Фондом был установлен размер надбавки - 18%.
На основании приказа заявителю выдано уведомление от 22.08.2013 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно уведомлению заявленный обществом вид деятельности по ОКВЭД - 29.11.9 - предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию двигателей и турбин, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных двигателей.
В соответствии с заявленным основным видом деятельности Фондом социального страхования определен 12 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленному с января 2014 года, в размере 1,53% к начисленной оплате труда работников.
Общество, не согласившись с приказом и уведомлением Учреждения, оспорило их в судебном порядке.
Судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страховщик имеет право устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40% страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
В силу пункта 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок представления сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713.
На основании пункта 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности, осуществляемый этими лицами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Согласно пункту 3 Правил размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году: а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов; б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих; в) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.
В соответствии с пунктом 10 Правил размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года.
Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В силу пункта 2 Методики скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются Фондом социального страхования Российской Федерации в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40% установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из следующих основных показателей: показатель "a" - отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; показатель "в" - количество страховых случаев у страхователя, на тысячу работающих; показатель "c" - количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом; показатель q1 - коэффициент проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у страхователя, рассчитывается как отношение разницы числа рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих по условиям труда, и числа рабочих мест, отнесенных к вредным и опасным классам условий труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, к общему количеству рабочих мест страхователя; показатель q2 - коэффициент проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров у страхователя, рассчитывается как отношение числа работников, прошедших обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, к числу всех работников, подлежащих данным видам осмотра, у страхователя.
Как установлено судами, показатель, который повлиял на установление обществу надбавки к страховому тарифу - это количество страховых случаев.
Из материалов дела усматривается, что данные по страховым случаям, представленные обществом, не соответствуют данным Фонда социального страхования. Так, общество в отчете по форме 4ФСС за 3 года, предшествующих текущему году (2010-2012), отразило 37 страховых случаев, из которых 17 - несчастные случаи, 20 - профессиональные заболевания. По данным Фонда социального страхования было зарегистрировано 49 страховых случаев, из которых 18 - несчастные случаи, 31 - профессиональные заболевания.
Зарегистрированные Фондом социального страхования страховые случаи подтверждены имеющимися в материалах дела актами о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях, заявлениями о назначении страховых выплат.
Кроме того, как установлено судами, за период с 2010 по 2012 годы Фондом социального страхования проведены экспертизы и признаны страховыми 49 случаев, что подтверждается приложенным к возражению на заявление общества поименным списком лиц, с которыми произошли несчастные случаи на производстве и профзаболевания, признанные Учреждением страховыми в 2010-2012 годах на основании экспертиз (т. 1 л.д. 94-97). То есть Фонд социального страхования в суде первой инстанции обосновывал правомерность своих действий по установлению ОАО "КМПО" надбавки к страховому тарифу именно на основании проведения экспертиз 49 страховых случаев.
В обоснование возражений относительно апелляционной жалобы заявителя в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Фондом социального страхования в суд апелляционной инстанции были представлены заключения экспертиз по 49 страховым случаям: от 03.08.2012 N 53-12, от 09.02.2010 N 9-10, от 29.03.2010 N 31-10, от 22.06.2010 N 60-10, от 05.10.2010 N 109-10, от 10.12.2010 N 141-10, от 27.12.2010 N 141-10, от 27.12.2010 N 139-10, от 27.12.2010 N 140-10, от 01.02.2011 N 08-11, от 25.03.2011 N 24-11, от 24.05.2011 N 40-11, от 28.11.2011 N 134-11, от 02.02.2012 N 1-12, от 14.03.2012 N 56, от 04.04.2012 N 77, от 08.06.2012 N 109, от 02.02.2012 N 37-12, от 03.10.2012 N 72-12, от 23.08.2012 N 62-12, от 09.02.2012 N 4-12, от 07.02.2012 N 2-12, от 19.12.2011 N 138-11, от 18.08.2011 N 73-11, от 15.11.2011 N 313-11, от 18.08.2011 N 74-11, от 18.08.2011 N 72-11, от 03.08.2011 N 66-11, от 24.10.2011 N 122-11, от 24.10.2011 N 122-11, от 03.08.2011 N 67-11, от 03.08.2011 N 68-11, от 29.06.2011 N 52-11, от 26.05.2011 N 45-11, от 24.08.2010 N 93-10, от 26.08.2010 N 97-10, от 19.05.2010 N 50-10, от 26.04.2010 N 45-10, от 02.04.2010 N 34-10, от 17.03.2010 N 23-10, от 26.10.2011 N 126-11, от 24.08.2010 N 95-10, от 16.06.2010 N 42-10, от 26.10.2011 N 127-11, от 07.02.2012 N 3-12, от 22.11.2011 N 133-11, от 09.11.2010 N 113-10, от 09.10.2012 N 76-12, от 25.03.2011 N 23-11, что не противоречит требованиям части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и также подтверждает правомерность действий Учреждения.
Поскольку экспертиза спорных страховых случаев проведена в период с 2010 по 2012 годы, то данные случаи подпадают в период для расчета надбавки к страховому тарифу.
Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявитель не представил доказательств того, что в расчете следовало учитывать 37 страховых случаев, и не опроверг правомерность признания Учреждением страховыми 49 страховых случаев за период с 2010 по 2012 годы.
Таким образом, надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 18% Фондом социального страхования обществу была установлена обоснованно.
Судебные инстанции правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными приказа филиала N 6 Фонда социального страхования от 22.08.2013 N 147 об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и уведомления от 22.08.2013 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 по делу N А65-23365/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок представления сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 июля 2014 г. N Ф06-12545/13 по делу N А65-23365/2013