г. Казань |
|
14 мая 2013 г. |
Дело N А12-24364/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
истца - Буйлова А.В., по доверенности от 26.04.2013 (б/н),
заинтересованного лица - прокуратуры Волгоградской области -Валиахметова А.Р., служебное удостоверение серия ТО N 1471591324 от 01.042013,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
заинтересованных лиц - Волгоградской Городской Думы, Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда - извещены надлежащим образом, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Большие возможности"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.12.2012 (председательствующий судья Кулик И.В., судьи: Пономарева Е.В., Пятернина Е.С.)
по делу N А12-24364/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Большие возможности", г. Волгоград (ИНН 3446022374, ОГРН 1073460001702) к администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822) об оспаривании в части нормативного правового акта, с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Волгоградской Городской Думы, Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, с участием Прокуратуры Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Большие возможности" (далее - ООО "Большие возможности", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к администрации Волгограда (далее - администрация, ответчик) о признании недействующим постановления от 11.06.2004 г. N 777 (в редакции от 25.06.2009 г, с изменениями от 30.11.2012) "Об установлении красных линий в Волгограде" (вместе со "Сводным планом красных линий в Волгограде") в части установления красных линий кварталов 06_11_124, 06_11_126 в отношении земельного участка площадью 174 755 кв.м с кадастровым номером 34:34:060031:266 и земельного участка площадью 7627 кв.м с кадастровым номером 34:34:060031:139, расположенных по адресу: г. Волгоград, ул. Слесарная, д. 101, как не соответствующим пункту 11 статьи 1, частям 1, 5 статьи 41, частям 3,4 статьи 43, частям 1-3, 5-9, 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле привлечены: в качестве заинтересованных лиц - Волгоградская Городская Дума, Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда.
В соответствии со статьей 52 АПК РФ в дело вступил прокурор Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Большие возможности" является собственником объектов недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Слесарная, д. 101, в том числе забор общей протяженностью 1549,9 п.м, забор общей площадью 500 п.м, подъездной дороги к складу готовой продукции и отделения сушки площадью 9410,8 кв.м, подъездной дороги к очистным сооружениям площадью 5766,9 кв.м, а также других строений и сооружений.
ООО "Большие возможности" считая, что красные линии кварталов 06_11_124, 06_11_126 частично проходят по объектам недвижимости, принадлежащим ему на праве собственности с 2007 года, в связи с чем, полагает, что прохождение красных линий по земельному участку с кадастровым номером 34:34:060031:139 ущемляет права заявителя на предоставление указанного земельного участка в собственность; а красные линии, проходящие по принадлежащему заявителю на праве собственности земельному участку с кадастровым номером 34:34:060031:266 делят его на части.
Руководствуясь статьями 1, 41, 43, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Инструкцией "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 (РДС 30-201-98), нормативами, установленными СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16.05.1989 N 78, приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.1992 N 269, постановлением Госстроя России от 25.08.1993 N 18-32, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии при принятии оспариваемого постановления нарушений действовавшего на момент вынесения его принятия законодательства, прав и законных интересов заявителя.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда первой инстанции законными и обоснованными, исходя из обстоятельств дела и норм действующего законодательства.
Красные линии кварталов 06_11_124, 06_11_126 утверждены постановлением главы Волгограда от 25.06.2009 N 1371 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 11.06.2004 N 777 "Об установлении красных линий в Волгограде", утверждении красных линий п. Гумрак Дзержинского района Волгограда, перечня кварталов, сформированных красными линиями", которое было опубликовано в газете "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" от 14.07.2009 N 74.
Решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/1112 утвержден Генеральный план Волгограда, в составе которого утверждена схема магистралей городского и внешнего транспорта (схема транспортной инфраструктуры и транспортной организации).
Генеральный план Волгограда в соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 16, 24, 26, 36, 39 Устава города-героя Волгограда, опубликован в "Волгоградской газете" от 18.07.2007 N 130 и вступил в законную силу с момента официального опубликования.
В соответствии с Генеральным планом Волгограда, продолжение створа улицы Туркменской (улица Слесарная по адресу объектов недвижимого имущества) является магистральной улицей районного значения.
Согласно статье 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) и другие подобные сооружения.
Из вышеизложенного следует, что красные линии обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и границы земельных участков линейных объектов и отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая улицы, проезды, и так далее) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических или юридических лиц.
Исходя из положений пунктов 2-6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд обоснованно указал, что красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности определены статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Требования к содержанию и оформлению плана красных линий и разбивочного чертежа красных линий устанавливает Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), действующая в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Из пункта 4.6 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) следует, что корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Приказом Госстроя Российской Федерации от 02.08.1999 N 18 утверждена Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях.
Постановление администрации Волгограда от 11.06.2004 N 777 "Об установлении красных линий в Волгограде", с изменениями внесенными постановлением главы Волгограда от 25.06.2009 N 1371, принято в полном соответствии с указанной Инструкцией, а также нормативами, установленными СНиПом 2.07.01-89, которым предусмотрена определенная ширина улиц и дорог в красных линиях.
Доводы заявителя на нарушение указанным выше нормативным актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, являются несостоятельными.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, и не подлежат приватизации.
В пункте 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" содержится перечень земель, земельные участки, которые не подлежат отчуждению.
В частности, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи, и другие) и земельные участки земель, предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования.
В тоже время "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98)" предусматривает возможность корректировки красных линий (пункт 4.6. Инструкции).
Общество не инициировало вопрос в уполномоченном органе местного самоуправления о корректировке красных линий, сформированных в отношении указанных земельных участков.
Кроме того, с заявлением о предоставлении земельного участка 34:34:060031:139 заявитель действительно обращался в орган местного самоуправления, но после утверждения Генерального плана Волгограда и принятия оспариваемого постановления об установлении красных линий. При этом, по существу заявление общества не рассмотрено и ему не отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Вместе с тем, наличие в собственности общества сформированного земельного участка 34:34:060031:266 и отсутствие сформированного земельного участка под планируемую улицу районного значения в данном случае, т.е. при оспаривании нормативного правового акта, не имеет правового значения.
Доводы общества о нарушении исключительных прав заявителя на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 34:34:060031:139 являются несостоятельным, так как ограничение на приватизацию в границах красных линий установлено законом в общественных и государственных интересах (публичных интересах).
Оценив представленные доказательства, кассационная инстанция пришла к выводу об отсутствии достаточных доказательств, подтверждающих факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшего по делу судебного акта кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.12.2012 по делу N А12-24364/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Большие возможности" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Большие возможности", г. Волгоград (ИНН 3446022374, ОГРН 1073460001702) к администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822) об оспаривании в части нормативного правового акта, с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Волгоградской Городской Думы, Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, с участием Прокуратуры Волгоградской области,
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 мая 2013 г. N Ф06-1576/13 по делу N А12-24364/2012