г. Казань |
|
16 мая 2013 г. |
Дело N А12-25948/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Хайруллиной Ф.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
заявителя - Мулычкина С.С., доверенность от 09.11.2012 N Д-29,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.12.2012 (судья Середа Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Луговской Н.В., Александрова Л.Б.)
по делу N А12-25948/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт", г. Волгоград, (ИНН 3444066707, ОГРН 1023402969699) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684) о признании незаконным решения об отказе в приобретении в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" (далее - ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - Управление Росимущества) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 17.08.2012 N 10/10363, об отказе обществу в приобретении в собственность земельного участка площадью 8732 кв. м с кадастровым номером 34:34:080134:0001, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Джека Лондона, 4.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.12.2012 оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Управление Росимущества обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок площадью 8732 кв. м. с кадастровым номером 34:34:080134:0001, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Джека Лондона, 4, предоставлен ООО Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления администрации г. Фролово от 19.19.1996 N 753. Право бессрочного (постоянного) пользования землей подтверждено свидетельством от 13.11.1996 N 34-08-1445.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 34:34:080134:0001 площадью 8 732 кв. м. зарегистрировано за Российской Федерацией, о чем в ЕГРП 13.03.2006 сделана запись регистрации N 34-34-01/063/2006-148.
Указанный земельный участок используется ООО Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" в целях эксплуатации автозаправочной станции N 54. Право собственности на автозаправочную станцию N 54 (далее - АЗС N 54) зарегистрировано за ООО Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт", о чем в ЕГРП 19.09.2002 сделана запись регистрации N 34-01/01-84/2002-215.
В последующем право бессрочного (постоянного) пользования названным земельным участком на основании заявления общества и в соответствии с распоряжением Управление Росимущества от 08.12.2011 N 701-р переоформлено на право аренды. Между Управлением Росимущества и ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" заключен договор аренды земельного участка от 08.12.2011 N 74/2011/30063-04 под разрешенное использование и в целях эксплуатации автозаправочной станции.
Являясь собственником недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 34:34:080134:0001, находящемся в федеральной собственности и имея намерение приобрести указанный земельный участок в собственность, ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" 12.07.2012 обратилось в Управление Росимущества с соответствующим заявлением. К заявлению общество приложило копии правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на объект недвижимого имущества.
Решением, оформленным письмом от 17.08.2012 N 0/10363, Управление Росимущества отказало обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, ввиду непредставления документов, подтверждающих право собственности на ряд объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельного участке: сети водоснабжения, дороги подъездные, площадки асфальтированные, покрытия щебеночные, здание туалета, линии электропередач, трубопроводы технологические, площадки для резервуаров, резервуары, навесы, ограждения, подстанции трансформаторные, топливораздаточные колонки и т.д.
Не согласившись с отказом, полагая, что он не соответствует закону, нарушает права и законные интересы в области предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом и федеральными законами.
Пунктом 2.2 статьи 3 Вводного закона предусмотрено, что собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
С 01.07.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 Вводного закона, в случаях, если в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 01.07.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Пункт 1 статьи 2 Вводного закона предусматривает право коммерческих организаций выкупить земельные участки по цене в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, в случае если данные организации являются собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений и если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
В пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Судами установлено, что обращаясь в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" приложило к заявлению все документы, предусмотренные перечнем, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (далее - приказ Минэкономразвития N 475).
Доказательств обратного суду первой и апелляционной инстанций не представлено.
Оценив довод Управления Росимущества об отсутствии исключительного права общества на приватизацию земельного участка, ввиду неподтверждения правового титула (права собственности) на все без исключения объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, суды первой и апелляционной инстанции правомерно его отклонили.
Из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.01.2008 N 9713/06 следует, что комплекс АЗС представляет собой единый имущественный комплекс, предназначенный для оказания услуг по заправке автомобильного транспорта моторным топливом и дополнительных услуг (мойка, продажа автопринадлежностей, техническое обслуживание и пр.), все компоненты которого связаны с землей так, что перемещение этих объектов без несоразмерного ущерба их назначению и (или) ущерба функционированию комплекса в целом невозможно. Технический паспорт имущественного комплекса АЗС - это документ установленного образца, содержащий перечень и технические характеристики имущества, входящего в состав АЗС, данные технического учета имущественных комплексов АЗС являются исходной информацией для государственной регистрации прав на имущественный комплекс АЗС и сделок с ним. Регистрация прав на отдельные объекты недвижимости, входящие в состав имущественного комплекса АЗС, не производится.
В техническом паспорте на сооружение АЗС N 54, значатся резервуары, асфальтовое и бетонное замощения, уборная и другие объекты, на которые Управление Росимущества требует правоустанавливающие документы.
Суды установили, что месторасположение объектов, входящих в состав АЗС, фактическое пользование ими только Обществом, уведомления Управления Росреестра по Волгоградской области от 13.08.2012 об отсутствии сведений о чьих-либо зарегистрированных правах на данные объекты недвижимости свидетельствуют об отсутствии прав третьих лиц на объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке.
В связи с чем, суды пришли к правильному выводу о том, что АЗС представляет собой единый комплекс, состоящий из отдельных объектов, единую вещь, образующую технологически единое целое, замкнутый производственный цикл и является имущественным комплексом, недвижимым имуществом, раздел которого в натуре невозможен без изменения ее назначения.
Отклоняя приведенный в отзыве на заявление в суд довод Управления Росимущества о том, что основанием для принятия решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность послужило, в том числе, и непредставление Обществом технического паспорта на АЗС, суды обоснованно руководствовались статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, а также приказом Минэкономразвития N 475. Суды указали, что технический паспорт не является актом, подтверждающим возникновение права собственности на объекты недвижимости; это техническая документация, предназначенная для информационного обеспечения компетентных органов, контроля в сфере градостроительной деятельности, статистического учета; требование о представлении такого документа в приказе Минэкономразвития N 475 отсутствует.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Доказательства невозможности предоставления Обществу испрашиваемого земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным законом, Управление Росимущества не представило.
Исходя из изложенного, доводы Управления Росимущества о наличии правовых оснований для отказа ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве собственности не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах, суды сделали правильный вывод о нарушении оспариваемым решением законных прав и интересов ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" в сфере осуществления предпринимательской деятельности, поскольку незаконное решение ограничило его право на получение в собственность земельного участка площадью 8732 кв. м с кадастровым номером 34:34:080134:0001, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Джека Лондона, 4 и занятого принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимости.
В целях устранения нарушений прав юридического лица, суды обеих инстанций правомерно признали возложение на ответчика обязанности принять решение о предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка в собственность и осуществить предусмотренные статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации меры по заключению с обществом договора купли-продажи земельного участка соразмерным способом устранения нарушения прав и законных интересов Общества. При этом суды не вышли за пределы своей компетенции и действовали в рамках требований главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы отклоняются как необоснованные и направленные на переоценку обстоятельств, установленных судебными инстанциями.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.12.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 по делу N А12-25948/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что месторасположение объектов, входящих в состав АЗС, фактическое пользование ими только Обществом, уведомления Управления Росреестра по Волгоградской области от 13.08.2012 об отсутствии сведений о чьих-либо зарегистрированных правах на данные объекты недвижимости свидетельствуют об отсутствии прав третьих лиц на объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке.
В связи с чем, суды пришли к правильному выводу о том, что АЗС представляет собой единый комплекс, состоящий из отдельных объектов, единую вещь, образующую технологически единое целое, замкнутый производственный цикл и является имущественным комплексом, недвижимым имуществом, раздел которого в натуре невозможен без изменения ее назначения.
Отклоняя приведенный в отзыве на заявление в суд довод Управления Росимущества о том, что основанием для принятия решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность послужило, в том числе, и непредставление Обществом технического паспорта на АЗС, суды обоснованно руководствовались статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, а также приказом Минэкономразвития N 475. Суды указали, что технический паспорт не является актом, подтверждающим возникновение права собственности на объекты недвижимости; это техническая документация, предназначенная для информационного обеспечения компетентных органов, контроля в сфере градостроительной деятельности, статистического учета; требование о представлении такого документа в приказе Минэкономразвития N 475 отсутствует.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 мая 2013 г. N Ф06-3253/13 по делу N А12-25948/2012