г. Казань |
|
28 мая 2013 г. |
Дело N А65-18012/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширов Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "А.В.Ф.-сервис" -Маненкова А.П., директор, Порохова Е.И., доверенность от 14.03.2013,
муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Кошлевой И.Н., доверенность от 18.09.2012 N 16266,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2012 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Юдкин А.А.)
по делу N А65-18012/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "А.В.Ф.-сервис" (ИНН 1661010377, ОГРН 1031632203118), Республика Татарстан, г. Казань, к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань, к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (ИНН 1655065674, ОГРН 1061655000582), Республика Татарстан, г. Казань, о признании незаконным отказа, об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Татарстан обратилось общество с ограниченной ответственностью "А.В.Ф.-сервис" (далее - общество) с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - Исполнительный комитет), муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - Комитет) о признании незаконным отказа в реализации преимущественного права общества на выкуп арендованных им помещений на 1 этаже дома N 55 по улице Челюскина в городе Казани, общей площадью 389, 6 кв.м., выраженного в письме от 19.05.2012 N 10634, об обязании Комитета, Исполнительного комитета совершить действия, направленные на реализацию прав арендатора на приобретение в собственность арендованных помещений.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013, заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комитет обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать. Считает, что в данном случае у арендатора отсутствует преимущественное право приобретения имущества, так как не соблюдено условие непрерывного владения или пользования данным имуществом.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами обеих инстанций норм права, установила следующее.
Установлено, что между обществом и Комитетом заключен договор аренды городского имущества от 01.02.2005 N 6221-91. Согласно названному договору, арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение площадью 389,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Казань, ул. Челюскина, д. 55, 1 этаж, для организации торговли продовольственными товарами. Договор зарегистрирован Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан 11.10.2005.
01 декабря 2008 года между Комитетом и обществом подписано дополнительное соглашение к договору аренды городского имущества от 01.02.2005, согласно которому изменена площадь арендуемого помещения до 122,2 кв.м.
18.04.2012 общество обратилось к Комитету с заявлением о реализации своего преимущественного права по приобретению арендуемого имущества в собственность в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Письмом от 29.05.2012 N 10634 Комитет сообщил, что правовые основания преимущественного права выкупа помещений общей площадью 389,6 кв. м. отсутствуют, так как между Комитетом и обществом 01.12.2008 подписано дополнительное соглашение об уменьшении арендуемой площади до 122,2 кв.м. и подписан акт о возврате нежилого помещения общей площадью 267,4 кв.м., таким образом, прервался срок непрерывности аренды нежилых помещений, следовательно, нарушено условие, при соблюдении которого арендатор мог воспользоваться своим преимущественным правом выкупа помещения.
Не согласившись с данным решением Комитета, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции считает, что суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу что, отказ, изложенный в письме Комитета от 29.05.2012 N 10634, не соответствует требованиям статей 3, 9 Закона N 159-ФЗ и нарушает права и законные интересы общества в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого нежилого помещения.
В соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ, общество как субъект малого предпринимательства, удовлетворяющее условиям, указанным в пунктах 1,2,3,4 настоящей статьи, имеет преимущественное право на приобретение арендуемого недвижимого имущества.
Статья 3 Закона N 159-ФЗ предусматривает, что для возникновения права на приобретение арендуемого имущества оно должно находиться непрерывно во временном владении и (или) временном пользовании субъектов малого или среднего предпринимательства в течение двух и более лет до дня вступления в силу Закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.
Договор аренды между Комитетом и обществом заключен 01.02.2005, то есть более чем за два года до вступления в силу Закона N 159-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Судами предыдущих инстанций установлено, что задолженность по арендной плате на день подачи заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества у Общества отсутствовала, имеются доказательства уплаты заявителем арендной платы исходя из общей площади сдаваемых в аренду помещений - 389,6 кв.м.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Исходя из вышеназванных норм, суд кассационной инстанции считает, что у Комитета не было правовых оснований для отказа обществу в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества.
Довод кассационной жалобы о том, что между Комитетом и обществом 01.12.2008 подписано дополнительное соглашение об уменьшении арендуемой площади до 122,2 кв.м., вследствие чего арендатор не пользовался и не владел на праве аренды нежилыми помещениями общей площадью 389,6 и в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований общества, был предметом рассмотрения в судах предыдущих инстанций.
Суды обеих инстанций, руководствуясь нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что незарегистрированное в установленном законом порядке дополнительное соглашение не порождает гражданских прав и обязанностей, следовательно, договор аренды действует на прежних условиях, предусмотренных договором от 01.02.2005.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции пришел к выводу о незаконности принятого Комитетом решения, изложенного в письме от 29.05.2012 N 10634, и об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 по делу N А65-18012/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
...
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
...
Суды обеих инстанций, руководствуясь нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что незарегистрированное в установленном законом порядке дополнительное соглашение не порождает гражданских прав и обязанностей, следовательно, договор аренды действует на прежних условиях, предусмотренных договором от 01.02.2005."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 мая 2013 г. N Ф06-3907/13 по делу N А65-18012/2012
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2076/15
29.12.2014 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18012/12
24.12.2014 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18012/12
28.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3907/13
22.03.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1928/13
13.12.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18012/12