г. Казань |
|
30 мая 2013 г. |
Дело N А55-16828/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Королевой Н.Н., Нафиковой Р.А.
в отсутствие:
истца - не явился, извещен,
ответчиков - не явились, извещены,
третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Государственная страховая компания "Югория", г. Ханты-Мансийск,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.12.2012 (судья Носова Г.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2013 (председательствующий судья Селиверстова Н.А., судьи Буртасова О.И., Демина Е.Г.)
по делу N А55-16828/2012
по исковому заявлению открытого акционерного общества Страховая компания "Альянс", г. Москва (ОГРН 1027739095438) к обществу с ограниченной ответственностью ТЭК "Транс Фрайд Терминал Логистик", г. Самара (ОГРН 1096319013120), открытому акционерному обществу "Государственная страховая компания "Югория", г. Ханты-Мансийск (ОГРН 1048600005728), при участии третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Нестле Россия", закрытого акционерного общества "СТС Логистик", индивидуального предпринимателя Долматова Игоря Александровича, Шамрай Дмитрия Владимировича, Лопатина Ивана Владимировича, о взыскании ущерба в размере 2 298 387,71 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Страховая компания "Альянс" (далее - ОАО "СК "Альянс") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью ТЭК "Транс Фрайд Терминал Логистик" (далее - ООО ТЭК "ТФТЛ") о взыскании (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) 1 828 387,71 руб. ущерба, причиненного в результате утраты груза, и к открытому акционерному обществу "Государственной страховой компании "Югория" (далее - ОАО "ГСК "Югория") о взыскании 470 000 руб. страхового возмещения.
Исковые требования основаны на положениях статей 796, 929, 965 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) и мотивированы тем, что в рамках заключенного договора страхования ОАО "СК "Альянс" (ранее открытое акционерное общество "Страховая компания "РОСНО") выплатило страховое возмещение обществу с ограниченной ответственностью "Нестле Россия" (грузоотправитель), в связи с утратой груза при его перевозке экспедитором (закрытое акционерное общество "СТС-Логистик") и привлеченным перевозчиком (ООО ТЭК "ТФТЛ"), соответственно, перевозчик обязан возместить стоимость груза, кроме того, поскольку имущественные интересы ООО ТЭК "ТФТЛ" были застрахованы в соответствии с договором страхования, заключенного в ОАО "ГСК "Югория", возмещение ущерба в пределах лимита ответственности на один страховой случай должно осуществляться страховой компанией.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены закрытое акционерное общество "СТС-Логистик" (далее - ЗАО "СТС-Логистик"), общество с ограниченной ответственностью "Нестле Россия" (далее - ООО "Нестле Россия"), индивидуальный предприниматель Долматов Игорь Александрович (далее - ИП Долматов И.А.), Шамрай Дмитрий Владимирович, Лопатин Иван Владимирович (далее - Лопатин И.В.).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.12.2012 иск удовлетворен, с ООО ТЭК "ТФТЛ" взыскано 1 828 387,71 руб. ущерба, с ОАО "ГСК "Югория" 470 000 руб. страхового возмещения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что груз был принят к перевозке, факт его утраты подтвержден документально, соответственно, экспедитор обязан возместить стоимость товара, при этом отклонены заявления ответчиков о применении сокращенного срока исковой давности.
В кассационной жалобе ОАО "ГСК "Югория", поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель полагает, что судами неправильно применены положения статьи 805 ГК РФ, поскольку ответственным лицом за утрату груза является непосредственный перевозчик, представитель которого осуществлял приемку товара от грузоотправителя; сам факт привлечения экспедитором другого лица для осуществления перевозки правового значения к спорному случаю не имеет, следовательно, ООО ТЭК "ТФТЛ" является ненадлежащим ответчиком, судами неверно исчислены сроки исковой давности по требованию к экспедитору, не проверены и сроки по иску к ОАО "ГСК "Югория".
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "СК "Альянс" возражает против отмены судебных актов.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, между ООО "Нестле Россия" (заказчик) и ЗАО "РЛС" (экспедитор) заключен договор транспортно-экспедиционных услуг от 20.07.2007 N HO-TRS200707FAS01 (далее - договор транспортно-экспедиционных услуг), по условиям которого заказчик поручает, а экспедитор принимает на себя обязанность оказывать от своего имени транспортно-экспедиционные услуги.
Согласно пункту 5.2.2 договора транспортно-экспедиционных услуг экспедитор обязуется подавать под загрузку технически исправные транспортные средства, присутствовать при его приемки со склада перевозчиком, обеспечить контроль и приемку груза, оформлять товарно-транспортные документы.
Пункт 5.3.1 договора транспортно-экспедиционных услуг предусматривает обязанность водителя перевозчика экспедитора составить акт об обнаружении утраты груза.
Вследствие изменения названия экспедитора (ЗАО "РЛС") на ЗАО "СТС-Логистик" между сторонами подписано дополнительное соглашение от 04.09.2009.
В свою очередь между ЗАО "СТС-Логистик" (заказчик) и ООО ТЭК "ТФТЛ" (перевозчик) также был заключен договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 23.12.2010 N 631-0096/1210 (далее - договор от 23.12.2010 N 631-0096/1210).
По условиям данного договора перевозчик обязуется своими силами или привлеченными транспортными средствами осуществлять перевозку груза.
В случае утраты груза вследствие противоправных действий исполнитель обязан обратиться в правоохранительные органы (пункт 4.17 договора от 23.12.2010 N 631-0096/1210).
В целях перевозки груза по заявке ООО "Нестле Россия", экспедитор (ЗАО "СТС-Логистик") оформил заявку-договор N 0208 с ООО ТЭК "ТФТЛ", который, в свою очередь, привлек для оказания услуг по перевозке груза ИП Долматова И.А. на основании заявки договора N 0175.
В указанных заявках, подписанных между грузоотправителем, экспедитором и перевозчиком содержались данные о маршруте, месте отгрузки и выгрузки, транспортное средство, срок действия и данные водителя.
По товарно-транспортным накладным от 07.05.2011 N 0873989746, 0873989596 груз получил водитель Лопатин И.В. Согласно акта приема-передачи от 08.05.2011 груз к перевозке принял ИП Долматов И.А.
В результате хищения груза на сумму 2 298 387,71 руб. в г. Екатеринбурге постановлением от 23.06.2011 СУ УВД по МО г.Екатеринбург возбуждено уголовное дело.
ООО "Нестле Россия" направило претензию от 16.05.2011 N TR0511/17 о возмещении стоимости утраченного груза.
На претензию ЗАО "СТС-Логистик" от 12.05.2011 N 382 о возмещении стоимости утраченного груза в ответе от 23.05.2011 N 2-05-2011 ООО ТЭК "ТФТЛ" сообщило, что груз утрачен в результате действий водителя Лопатина И.В., привлеченного ИП Долматовым И.А.
В соответствии с генеральным полисом страхования грузов от 16.10.2009, заключенного между открытым акционерным обществом "Страховая компания "РОСНО" (переименовано в ОАО "СК "Альянс") и ЗАО "СТС-Логистик" (страхователь), страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить страхователю или выгодоприобретателю убытки в застрахованном грузе.
На основании уведомления ЗАО "СТС-Логистик" о наступлении страхового случая от 10.05.2011 и акта открытого акционерного общества "Страховая компания "РОСНО" от 30.09.2011 последний платежным поручением от 07.10.2011 N 504138 выплатил страховое возмещение в сумме 2 298 387,71 руб. выгодоприобретателю (ООО "Нестле Россия").
Считая, что к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования к ответственному за убытки лицу, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Содержащиеся в судебных актах выводы не основаны на полном и всестороннем анализе всех существенных для дела обстоятельств и норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно пункту 1 статьи 965 ГК РФ, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Однако условие договора, исключающее переход к страховщику права требования к лицу, умышленно причинившему убытки, ничтожно.
По общим положениям пункта 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, при этом в соответствии с пунктом 5 указанной нормы договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
По правилам статьи 803 ГК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.
Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
Пункт 1 статьи 7 Закона N 87-ФЗ предусматривает, что экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Из анализа указанных норм следует, что в случае, если перевозка груза осуществлялась с привлечением экспедитора, ответственность за утрату груза перед клиентом несет последний, тогда как при заключении договора перевозки ответственным лицом является перевозчик.
Согласно акту приема-передачи груза от 08.05.2011 груз к перевозке принял ИП Долматов И.А., в товарно-транспортных накладных от 07.05.2011 N 0873989746, 0873989596 имеются отметки в получении груза водителем Лопатиным И.В.
Судебным инстанция, определяя субъективный состав лиц, ответственных за утрату груза, необходимо было установить наличие между ООО "Нестле Россия" и ИП Долматовым И.А. отношений, вытекающих из договора перевозки груза.
Вместе с тем в материалах дела имеется и товарная накладная, подписанная водителем Лопатиным И.В., действующим на основании доверенности ЗАО "СТС-Логистик".
Таким образом, несмотря на наличие договорных отношений по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, получение ИП Долматовым И.А. спорного груза к перевозке могло свидетельствовать о наличии между ООО "Нестле Россия" самостоятельного договора перевозки, поскольку ЗАО "СТС-Логистик" (экспедитор) фактически не осуществляло экспедиционных услуг, тогда как в случае получения товара представителем экспедитора или когда обязанности последнего исполняются перевозчиком, ответственность за его утрату несет экспедитор.
Этим обстоятельствам судами двух инстанций оценки не даны.
Согласно пункту 3 статьи 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Статья 42 Устава устанавливает, что срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, договоров фрахтования, составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении возмещения ущерба, причиненного утратой груза.
В силу пункта 3 статьи 14 Устава, если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если он не был выдан грузополучателю по его требованию в течение 30 дней при перевозке в междугородном сообщении (пункт 64 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).
Однако разрешая спор, судебные инстанции не обосновали правильность исчисления срока с 10.05.2011 относительно требования к ООО ТЭК "ТФТЛ", который, в свою очередь, не является перевозчиком.
Применяя положения Устава суды также не учли, что между ЗАО "СТС-Логистик" и ООО ТЭК "ТФТЛ" заключен договор от 23.12.2010 N 631-0096/1210 на оказание транспортно-экспедиционных услуг, соответственно, срок исковой давности должен исчисляться в соответствии со статьей 13 Закона N 87-ФЗ с момента возникновения у клиента права на предъявление иска.
Правила пункта 1 статьи 7 Закона N 87-ФЗ устанавливают, что груз считается утраченным экспедитором, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции.
В силу пункта 1 статьи 966 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, составляет два года, который исчисляется с момента наступления страхового случая.
В судебных актах не содержатся каких-либо выводов относительно заявления ОАО "ГСК "Югория" об истечении сокращенного срока исковой давности, не применены нормы, регулирующие вопросы о сроках давности по договорам имущественного страхования, не определен и момент, с которого подлежит исчислению соответствующий срок.
При таких обстоятельствах, судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам дела и нарушением норм материального права.
При новом рассмотрении дела суду необходимо дать правовую квалификацию отношениям между ООО "Нестле Россия" и ИП Долматовым И.А., а также исследовать наличие доверенности от 07.05.2011 N 6310957; определить лицо, ответственного за утрату груза, и как следствие правомерность требований, предъявленных ОАО "ГСК "Югория"; проверить заявления относительно истечения сокращенного срока исковой давности.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 03.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2013 по делу N А55-16828/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Судебные расходы по кассационной жалобе распределить арбитражному суду, вновь рассматривающему дело.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 14 Устава, если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если он не был выдан грузополучателю по его требованию в течение 30 дней при перевозке в междугородном сообщении (пункт 64 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).
...
Применяя положения Устава суды также не учли, что между ЗАО "СТС-Логистик" и ООО ТЭК "ТФТЛ" заключен договор от 23.12.2010 N 631-0096/1210 на оказание транспортно-экспедиционных услуг, соответственно, срок исковой давности должен исчисляться в соответствии со статьей 13 Закона N 87-ФЗ с момента возникновения у клиента права на предъявление иска.
Правила пункта 1 статьи 7 Закона N 87-ФЗ устанавливают, что груз считается утраченным экспедитором, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции.
В силу пункта 1 статьи 966 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, составляет два года, который исчисляется с момента наступления страхового случая."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 мая 2013 г. N Ф06-3826/13 по делу N А55-16828/2012