г. Казань |
|
04 июня 2013 г. |
Дело N А06-4963/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Мельниковой Н.Ю., Салиховой З.И.,
при участии представителя:
ответчика - Лычагиной Е.С., доверенность от 29.12.2012 N 293,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.11.2012 (судья Спиридонов С.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Волкова Т.В., Тимаев Ф.И.)
по делу N А06-4963/2012
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рыбоконсервный завод "Катран" (ИНН 3017064897, ОГРН 1103017002329) к открытому акционерному обществу "Астраханская энергосбытовая компания" (ИНН 3017041554, ОГРН 1053000000041), с участием третьего лица - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (филиал открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" -"Астраханьэнерго"), о взыскании неосновательного обогащения по договору энергоснабжения от 01.12.2010 N 479 в размере 473 574 руб. 05 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рыбоконсервный завод "Катран" (далее - ООО "Рыбоконсервный завод "Катран", истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Астраханская энергосбытовая компания" (далее -ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения по договору энергоснабжения от 01.12.2010 N 479 в размере 473 574 руб. 05 коп.
Определением арбитражного суда от 09.10.2012 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - ОАО "МРСК Юга") (филиал открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" -"Астраханьэнерго").
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 01.11.2012 по делу N А06-4963/2012 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 данное судебное решение оставлено без изменения.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", не согласившись с решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены принятых по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 01.12.2010 между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", именуемым в дальнейшем "гарантирующий поставщик", и ООО "Рыбоконсервный завод "Катран", именуемым в дальнейшем "абонент", заключен договор энергоснабжения N 479.
В силу пункта 1.1 вышеназванного договора гарантирующий поставщик обязан осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией абонента, а абонент обязан принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки, на условиях, определенных настоящим договором по действующим на момент расчета ценам.
Права и обязанности гарантирующего поставщика и абонента предусмотрены положениями раздела 2, 3 договора от 01.12.2010 N 479.
Срок действия указанного договора согласно пункту 8.1 был определен до 31.12.2010 с последующей пролонгацией.
Согласно пункту 5.1 договора расчетным периодом является календарный месяц. В силу пункта 5.2 договора абонент производит оплату за электроэнергию, в том числе приобретенную в целях компенсации потерь электроэнергии в сетях абонента при передаче электроэнергии потребителям гарантирующего поставщика следующим образом:
- в размере 30% стоимости заявленного договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, в срок до 10-го числа этого месяца;
- в размере 40% стоимости заявленного договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, в срок до 25-го числа этого месяца.
Расчет стоимости заявленного объема электропотребления производится с учетом доли и величины прогнозного нерегулируемого тарифа, установленных на текущий месяц в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими правилами функционирования розничных рынков электрической энергии.
Договорные объемы потребления электрической энергии определяются как равные максимальному значению из фактического объема потребления электрической энергии за прошлый месяц и договорного объема потребления электрической энергии для соответствующего месяца согласно Приложению N 1.
За период с 01.01.2011 по 31.12.2011 истец потреблял электрическую энергию по объекту КТП N 387.
Всего за указанный период было потреблено электроэнергии в количестве 371 781 кВт.ч., что подтверждается срочными донесениями, представленными обществом в адрес гарантирующего поставщика.
За поставленную электрическую энергию со стороны гарантирующего поставщика в адрес общества были выставлены счета-фактуры на общую сумму 1 613 184 руб. 20 коп., оплаченными истцом в полном объеме, что подтверждается представленными платежными поручениями.
Гарантирующий поставщик с 01.01.2011 по 31.12.2011 включительно, при расчетах за электроэнергию при расчетах с абонентом фактически применял тариф, соответствующий уровню низкого напряжения (НН, 0,4 кВ и ниже), что подтверждается прилагаемыми счетами-фактурами.
По мнению истца, при расчетах за потребленную электроэнергию гарантирующим поставщиком неправильно применен тариф за потребленную электрическую энергию, так как должен применяться тариф для среднего второго напряжения: (СН II) 20-1 кВ, который ниже, чем для низкого напряжения (НН, 0,4 кВ и ниже).
Спор между сторонами возник в отношении тарифа, подлежащего применению в указанный период, при расчетах за полученную истцом электроэнергию.
Арбитражные суды, удовлетворяя исковые требования, исходили из следующего.
Давая квалификацию заключенному договору от 01.12.2010 N 479, арбитражные суды пришли к выводу о том, что данный договор по своей правовой природе является договором энергоснабжения, поскольку отвечает требованиям статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) для такого вида договоров, при этом суды руководствовались положениями статьи 548 ГК РФ, в соответствии с которой правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
Согласно статье 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 106, 109 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках, а также по свободным (нерегулируемым) ценам в порядке, установленном пунктами 108-111 настоящих Правил.
Арбитражным судом установлено, что 06.08.2004 приказом Федеральной службы по тарифам N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации 20.10.2004 N 6076.
Согласно пункту 10 данных Методических указаний в тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, включается стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.
Пунктом 44 Методических указаний установлено, что размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая в свою очередь дифференцируется по четырем уровням напряжения в точке подключения потребителя (покупателя, другой энергоснабжающей организации) к электрической сети рассматриваемой организации: на высоком напряжении: (ВН) 110 кВ и выше; на среднем первом напряжении: (СН1) 35 кВ; на среднем втором напряжении: (СН 11) 20-1 кВ; на низком напряжении: (НН) 0,4 кВ и ниже.
В пункте 45 Методических указаний установлено, что при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (покупателя, ЭСО), при условии, что граница раздела балансовой принадлежности электрических сетей рассматриваемой организации и потребителя (покупателя, ЭСО) устанавливается на: выводах проводов из натяжного зажима портальной оттяжки гирлянды изоляторов воздушных линий (ВЛ), контактах присоединения аппаратных зажимов спусков ВЛ, зажимах выводов силовых трансформаторов со стороны вторичной обмотки, присоединении кабельных наконечников КЛ в ячейках распределительного устройства (РУ), выводах линейных коммутационных аппаратов, проходных изоляторах линейных ячеек, линейных разъединителях.
Пунктом 45 Методических указаний установлено правило определения уровня напряжения, используемого при расчетах за электроэнергию при определенных условиях подключения сетей регулируемой организации и потребителя.
Данное правило соответствует требованиям пунктов 64 и 65 Основ ценообразования о применении дифференциации платы за услуги по передаче электроэнергии в едином порядке для всех потребителей (покупателей) согласно Методическим указаниям, определяющим критерии формирования групп потребителей и особенности расчета тарифов (цен) для указанных групп.
С учетом указанных норм Основ ценообразования регулируемая организация при осуществлении расчетов с потребителями за поставляемую электроэнергию обязана применять тариф, соответствующий уровню напряжения, по которому она фактически и поставляет электроэнергию потребителю. При этом обеспечивается принцип, при котором потребитель не оплачивает услуги, которые не были ему оказаны.
Согласно информационному письму Федеральной службы по тарифам от 24.03.2006 N ЕЯ-1433/14, пунктом 45 Методических указаний установлено правило определения уровня напряжения, используемого при расчетах за электроэнергию, заключающееся в том, что для определения применяемого тарифа и соответственно уровня напряжения необходимо установить границу раздела балансовой принадлежности.
Арбитражный суд пришел к выводу, что энергоснабжающая организация при расчетах за отпущенную электрическую энергию использовала регулируемый тариф, установленный для низкого напряжения (НН, 0,4 кВ и ниже).
В соответствии с актом по установлению границы обслуживания и ответственности за состояние электросетей и электрооборудования от января 2002 года мощность КТП 387 по адресу: Астраханская область, пос. Володарский, ул. Гагарина, д. 9, в которой установлены два силовых трансформатора составляет 1000 и 630 кВА.
Значение питающего (высшего) напряжения КТП 387 соответствует 10 кВ.
Учитывая указанную актом схему присоединения объектов ООО "Рыбоконсервный завод "Катран" и порядок определения уровня напряжения для расчета тарифов по передаче электрической энергии, установленный пунктом 45 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2), а также условия договора о согласовании между сторонами применяемого тарифа (пункт 1.3. договора), арбитражные суды правомерно пришли к выводу, что уровень напряжения установки соответствует среднему второму напряжению (СН II) 20 - 1 кВ, что также соответствует разъяснениям пункта 7 Методических указаний.
Из пункта 7 Методических указаний следует, что потребители, в том числе покупающие часть электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам, самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию один из указанных вариантов тарифа, уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию, не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов (с внесением в установленном порядке соответствующих изменений в договор с указанной организацией). При отсутствии такого уведомления (невнесения соответствующих изменений в договор) расчет за электрическую энергию (если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон) производится по варианту тарифа, действовавшему в период, предшествующий расчетному. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.
Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и принятым во исполнение данного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" не предусмотрено право взимать с абонента плату за электрическую энергию, потребленную сверх или менее количества, указанного договором.
Учитывая изложенное, арбитражные суды установили, что при определении уровня напряжения для проведения расчетов в соответствии с правилами, установленными пунктом 45 Методических указаний, с учетом места присоединения сетей истца, энергоснабжающая организация при проведении расчетов за электрическую энергию, передаваемую истцу, должна применять тариф, соответствующий среднему второму напряжению: (СН II) 20 - 1 кВ в точке подключения.
В связи с чем, суды пришли к выводу, что ответчик в составе тарифа на электрическую энергию должен применять тариф на услуги по передаче электрической энергии, установленный постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 16.10.2008 N 79 для среднего второго напряжения в размере 3,15 руб. кВт*ч.
С указанным выводом судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Ответчик, как гарантирующий поставщик, осуществляет свою деятельность по продаже электрической энергии потребителям (за исключением населения и приравненным к нему категориям потребителей) как по регулируемым ценам, так и нерегулируемым.
Пунктом 10 Методических указаний предусмотрено, что регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке;
сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии;
сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.
Положениями статьи 40 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, гарантирующие поставщики осуществляют продажу электрической энергии (мощности) (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему категориям потребителей) на розничных рынках по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков исходя из цен на приобретаемые гарантирующими поставщиками электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией.
Указанные гарантирующие поставщики определяют нерегулируемые цены на электрическую энергию (мощность) и их предельные уровни и доводят их до сведения потребителей в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков.
Постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 16.10.2008 N 79, с учетом внесенных в него изменений постановлениями Службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2010 N 201 и от 31.05.2011 N 70, тариф на электрическую энергию, поставляемую потребителям, в спорный период не устанавливался.
Указанным постановлением устанавливался долгосрочный тариф на услуги ОАО "МРСК Юга" (сетевой организации) по передаче электрической энергии.
Применяя данное постановление, содержащие одну из составляющих частей тарифа ответчика на поставляемую им электроэнергию потребителям, суды должны были бы применить и постановление Службы по тарифам Астраханской области от 13.12.2010 N 196, устанавливающее для ответчика сбытовую надбавку.
При таких обстоятельствах вывод судов о правильности применения истцом при расчете исковых требований тарифа 3,15 руб. кВт/ч не соответствует вышеуказанным нормам, а также обстоятельствам дела.
Принимая во внимание, что арбитражные суды обеих инстанций при рассмотрении дела не учли ряд обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, неверно применили нормы материального права, арбитражный кассационный суд находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, дать надлежащую оценку всем имеющимся в деле доказательствам, предложить истцу представить надлежащие доказательства примененного им при расчете тарифа за электроэнергию, полученную им в спорный период от ответчика, и с учетом установленных обстоятельств и довод участников процесса, разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 289 АПК РФ арбитражному суду, вновь рассматривающему дело, необходимо рассмотреть вопрос о распределении судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.11.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 по делу N А06-4963/2012 - отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 106, 109 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках, а также по свободным (нерегулируемым) ценам в порядке, установленном пунктами 108-111 настоящих Правил."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 июня 2013 г. N Ф06-3816/13 по делу N А06-4963/2012