г. Казань |
|
03 июня 2013 г. |
Дело N А55-23772/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Ананьева Р.В., Альмашевой Г.Д.,
в отсутствие извещенных надлежащим образом сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.11.2012 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-23772/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Колмычковой Валентины Витальевны, г. Самара (ОГРНИП 304631223300040) к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о понуждении утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане, с участием третьего лица - Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Колмычкова Валентина Витальевна (далее - ИП Колмычкова В.В., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) от 19.03.2012 N СП-6/520-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, понуждении в месячный срок по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Нагорная, 136 А, площадью 70 кв. м, под установку временного магазина "Продукты".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.11.2012, оставленного без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрение кассационной жалобы было назначено с использованием систем видеоконференц-связи. В связи с неявкой сторон, в том числе и заявителя ходатайства, в Арбитражный суд Самарской области, судебное заседание проводится в обычном порядке.
Стороны, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ИП Колмычкова В.В. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 70 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Нагорная, 136 А, под установку временного магазина "Продукты".
Министерство имущественных отношений Самарской области направило в Департамент обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Департамент в заключении от 19.03.2012 N СП-6/520-0-1 со ссылкой на статью 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" сообщил о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, поскольку отсутствует утвержденная схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
На основании указанного заключения Министерство имущественных отношений Самарской области сообщением от 16.05.2012 N 12-1/0071/12-а отказало заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Предприниматель, считая, что заключение Департамента не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, принимая обжалуемые судебные акты, правильно исходили из того, что порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 2.5, 2.6 Порядка в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого заключения Департамента, постановлением главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством", пришли к обоснованному выводу, что Департамент был обязан в месячный срок рассмотреть по существу обращение Министерства имущественных отношений Самарской области, по результатам чего либо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, либо предоставить мотивированное заключение о невозможности его утверждения.
Довод Департамента о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка со ссылкой на часть 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно которой размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, правильно был отклонен судами первой и апелляционной инстанций.
В силу частей 4 и 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее, чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Как правильно отметили суды, по смыслу указанных норм права целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов. Перечень мест, отображаемых на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных объектов возможно и вне мест, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" включение нестационарных торговых объектов в схему их размещения осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника имущества по согласованию и в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2) и осуществляется в целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; повышение доступности товаров для населения (пункт 3).
Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании (пункт 6).
Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (пункт 8).
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что ни статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ни Порядок, утвержденный постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, ни постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" не содержат оснований для отказа в предоставлении земельного участка по основаниям, изложенным в заключении Департамента.
Принимая во внимание, что оспариваемое заключение Департамента не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суды пришли к правильному выводу, что требования предпринимателя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы апелляционной жалоб и направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 15.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 по делу N А55-23772/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" включение нестационарных торговых объектов в схему их размещения осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника имущества по согласованию и в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2) и осуществляется в целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; повышение доступности товаров для населения (пункт 3).
...
Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (пункт 8).
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что ни статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ни Порядок, утвержденный постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, ни постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" не содержат оснований для отказа в предоставлении земельного участка по основаниям, изложенным в заключении Департамента."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 июня 2013 г. N Ф06-3761/13 по делу N А55-23772/2012
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14446/13
03.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3761/13
28.01.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16996/12
15.11.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23772/12