г. Казань |
|
11 июня 2013 г. |
Дело N А12-29384/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области - Кругляка Д.Г. (доверенность от 07.09.2012 N 39),
прокуратуры Волгоградской области - Догадина С.В. (удостоверение серии ТО N 119509),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Межрегиональное объединение "Спектр"
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.02.2013 (председательствующий судья Романов С.П., судьи Кулик И.В., Пономарев Е.В.)
по делу N А12-29384/2012
по заявлению закрытого акционерного общества "Межрегиональное объединение "Спектр" к Министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, с участием заинтересованных лиц: открытого акционерного общества "Коммунальные Технологии Волгограда" (ИНН 7708642054, ОГРН 1077757496530), муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" (ИНН 3448004130, ОГРН 1033401195288), Прокуратуры Волгоградской области (ИНН 3444048120, ОГРН 1033400323560), открытого акционерного общества "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса", Департамента финансов администрации Волгограда (ИНН 3444056709, ОГРН 1023403440675), Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (ИНН 3444069673, ОГРН 1023403430082), Департамента муниципального имущества г. Волгограда, Министерства финансов Волгоградской области (ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922), о признании недействующим нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Межрегиональное объединение "Спектр" (далее - ЗАО "МО "Спектр", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области о признании незаконным и недействующим с момента принятия постановления Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области (далее - Управление) от 23.12.2009 N 41/8 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии для потребителей муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство".
15.06.2011 закрытое акционерное общество "Региональная энергетическая служба" переименовано в закрытое акционерное общество "Межрегиональное объединение "Спектр", которое решением от 12.12.2011, вынесенным в рамках дела N А12-3869/2011 признано несостоятельным (банкротом).
Постановлением губернатора Волгоградской области от 08.06.2012 N 453 Управление по региональным тарифам администрации Волгоградской области переименовано в Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.02.2013 производство по заявлению ЗАО "МО "Спектр" прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В своих отзывах прокуратура Волгоградской области и Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, полагая определение суда первой инстанции обоснованным и законным, просят оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы от иных лиц в суд кассационной инстанции не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, однако явку своих представителей (кроме прокуратуры Волгоградской области и Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей прокуратуры Волгоградской области и Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, установил следующее.
Оспариваемым постановлением от 23.12.2009 N 41/8 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии для потребителей муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" опубликованным в последствии в газете "Волгоградская правда" от 30.12.2009 N 246, Управление установило тарифы на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство".
Одним из оснований для обращения в арбитражный суд, по мнению ЗАО "МО "Спектр", явилось отсутствие у управления полномочий для принятия оспариваемого нормативного акта.
В обоснование требований заявитель указал на то, что оспариваемый акт вынесен с нарушением положений Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 520), Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, поскольку решение об утверждении тарифов принято без экспертного исследования, подтверждающего их обоснованность, а также без учета нормативов потребления коммунальных услуг и не соответствует предельным максимальным и (или) минимальным индексам, установленным органом регулирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в соответствии с абзацем четвертым статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с действовавшим на момент принятия оспариваемого постановления Положением об Управлении по региональным тарифам администрации Волгоградской области, утвержденным постановлением главы администрации Волгоградской области от 26.09.2008 N 1308 управление как орган исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов устанавливало на территории Волгоградской области тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (пункт 2.5).
В соответствии с вышеуказанным положением в Управление была представлена заявка (от 08.10.2009 вх. N 02/3994) муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" для установления тарифа на вырабатываемую тепловую энергию для потребителей на 2010 год.
В ходе судебного разбирательства суд установил, что значения установленных оспоренным постановлением тарифов были определены с использованием метода индексации, что соответствует пункту 37 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
При этом, несмотря на отсутствие обязанности по подготовке экспертного заключения при применении индексационного метода, такое заключение было составлено.
Принимаемые тарифы рассчитывались в соответствии с Методическими указаниями по индексации предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов и тарифов на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, утвержденными приказам Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 05.07.2005 N 275-э/4.
Руководствуясь вышеуказанными нормативными правовыми актами, документами, подготовленными в соответствии с Основами ценообразования, а также экспертным заключением, управлением принято постановление от 23.12.2009 N 41/8, которым установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство". При этом, как установлено судом первой инстанции, утверждены именно те тарифы, которые были указаны в заявке предприятия как экономически обоснованные.
С учетом изложенного суд признал, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в соответствии с нормами действующего законодательства в пределах предоставленных полномочий.
Для признания незаконным нормативного правового акта в соответствии со статьей 192 АПК РФ необходимо также доказать нарушение данным нормативным правовым актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Однако заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя жалобы о возникновении у ЗАО "МО "Спектр" убытков в результате принятия Управлением оспариваемых постановлений обществом не подтверждены.
Установив истечение срока действия оспариваемого акта, а также отсутствие нарушения прав заявителя, суд прекратил производство по делу со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с тем, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В кассационной жалобе общество оспаривает выводы суда первой инстанции, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам.
Между тем, как видно из мотивировочной части обжалуемого судебного акта, суд дал полную оценку всем доводам заинтересованного истца, рассмотрев заявленное требование по существу.
Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, представленных сторонами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции отмечает следующее.
Установив, что постановление Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 23.12.2009 N 41/8 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии для потребителей муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство", утратившие силу, не нарушают права и законные интересы ЗАО "МО "Спектр", суду первой инстанции следовало отказать в удовлетворении заявленных требований, а не прекращать производство по заявлению общества.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции принимает новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применены нормы права.
В связи с установлением судом первой инстанции всех имеющих значение обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 195, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.02.2013 по делу N А12-29384/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований закрытого акционерного общества "Межрегиональное объединение "Спектр" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в соответствии с абзацем четвертым статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
...
В ходе судебного разбирательства суд установил, что значения установленных оспоренным постановлением тарифов были определены с использованием метода индексации, что соответствует пункту 37 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 июня 2013 г. N Ф06-3553/13 по делу N А12-29384/2012